Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология

Предупреждение нарушения осанки и плоскостопия. Влияние тренировки мышц на формирование скелета и му
[ Скачать с сервера (1.06Mb) ] 2014-01-28, 1:20 PM
Неволько Юлия Александровна

8 класс
Тақырып/Тема: Предупреждение нарушения осанки и плоскостопия. Влияние тренировки мышц на формирование скелета и мускулатуры.
Оқы- тәрбие істерінің мақсаттары мен міндеттері/Учебно- воспитательные цели и задачи:
1. Познакомить учащихся с мерами профилактики нарушения осанки и плоскостопия.
2. Развивать у учащихся умение сравнивать, делать выводы.
3. Воспитывать в детях стремление выглядеть красиво и иметь хорошую осанку..
Құрал- жабдықтар/Оборудование: презентация" Предупреждение нарушения осанки и плоскостопия"
Сабақ түрі/Тип урока:комбинированный.
Әдіс- тәсілдер/Методы: опрос, лекция- беседа, демонстрация, самостоятельная работа.
Сабақ барысы/Ход урока:
1. Ұйымдастыру кезеңі/ Организационный момент.
Дежурные, осутствующие, готовность к уроку.
Психологический настрой " Давайте разомнёмся"
- А теперь все улыбнулись, сели, расправили плечи. Помните, ребята, что при улыбке работают только 13 мышц лица, а при злости- 30! Нет смысла эксплуатировать такое количество мышц.
2. Үй тапсырмасын тексеру/ Проверка домашнего задания:
1) Блиц- опрос:
1. Что относится к опорно- двигательной системе? (кости, мышцы)
2. Активная часть ОДС? (мышцы)
3. Пассивная часть ОДС? ( кости)
4. Функции ОДС ( опорная, двигательная, защитная)
5. Сколько существует типов соединения костей? (3)
6. Назовите типы соединения костей? (подвижное, неподвижное, полуподвижное)
7. Какое соединение имеют кости черепа,таза? (неподвижное)
8. Какое соединение имеет позвоночник? ( полуподвижное)
9. Какие химические соединения в ходят в состав костей? (органические и неорганические)
10. Какие вещества придают костям твёрдость? ( неорганические)
11. Какие вещества придают костям упругость, гибкость? (органические)
12. За счёт чего растут кости в толщину? ( надкостницы)
13. За счёт чего растут кости в длину?( хрящей)
14. Перечислите типы костей (трубчатые, губчатые, плоские)
15. Как называются костные клетки ( остеоны)
16. Назовите трубчатые кости (бедренная, плечевая, локтевая).
17. Назовите плоские кости ( кости черепа, таза)
18. Назовите губчатые кости ( рёбра, грудина).
19. До скольки лет формируется скелет человека. (до 25 лет).
20 . Сколько % органических веществ входит в состав кости (30%).
21. Сколько % неорганических веществ входит в состав кости (70 wacko
22. Сколько изгибов имеет позвоночник человека (4).
23. Сколько костей насчитывается в скелете человека? (200- 220)
24. Плоская кость грудной клетки, к которой прикрепляются рёбра (грудина).
25. Часть ноги, от колена до стопы (голень).
2) Немой биологический диктант ( показываю кости, а ученики отвечают)
1. Ключица. 2. Тазовая кость. 3. Пяточная кость. 4. Фаланги пальцев руки.
5. Рёбра. 6. Скуловая кость. 7. Нижняя челюсть. 8. Плечевая кость. 9.Лопатки
3) Ответить на вопросы рисунка ( у каждого учащегося на парте карточка)
ОТВЕТ:
Скелет человека:
1 - череп;
2 - позвоночник;
3 - ключица;
4 - ребра;
5 - грудина;
6 - плечевая кость;
7 - лучевая кость;
8 - локтевая кость;
9 - кисть;
10 - тазовые кости;
11 - бедренная кость;
12 - большая берцовая кость;
13 - малая берцовая кость;
14 - кости стопы.
4) Тестирование по теме " Опорно- двигательная система"
3. Жаңа білімдерді қалыптастыру/Формирование новых знаний:
Особую роль в жизни человека играет позвоночник. Его состояние очень важно для здоровья. Недаром Гиппократ сказал следующее: " Когда болезней много, болезнь одна- позвоночник"
По внешнему виду человека, его походке, положении головы и туловища, можно говорить о тех или иных нарушения опорно-двигательного аппарата.
Стройная, прямая осанка, легкая походка, украшают человека. Не случайно сравнение: «Какая стройная девушка. Ну, прямо березка».
Осанка — это привычная поза человека в покое и при движении
Правильная Неправильная
Голова прямо
Плечи развернуты
Живот плоский
Ноги прямые

Необходимое условие для
правильной работы внутренних органов... Голова наклонена
Плечи сведены
Живот выпуклый
Ноги искривленные

Причина развития многих заболеваний...

Как проверить правильность осанки? Встаньте спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стенкой и поясницей просунуть кулак. Если он проходит – нарушения осанки есть. Если проходит только ладонь – осанка нормальная.
Причины нарушений осанки:
• Болезнь (рахит,оспа ,корь, плеврит, туберкулез, радикулит)
• Травмы и переломы позвоночника
• Ношение тяжести в одной руке
• Сон на мягкой постели
• Плоскостопие
• Сидячий образ жизни
• Неполноценное питание, недостаток в пище белков, минеральных солей, витаминов
• Раннее ношение обуви на высоком каблуке
• Неправильная посадка за партой
• Ожирение
Виды нарушения осанки:
1. Сколиоз – искривление позвоночного столба вбок. Характерный признак – одно плечо выше другого. ( развитие сутулости и впалой груди, повышается утомляемость).
2. Лордоз - выпуклость вперед поясничного отдела позвоночника. живот становится выпуклым, боли в пояснице, отёчность нижних конечностей, заболевания органов малого таза)
3. Кифоз –выпуклость назад грудного отдела позвоночника ( появляется горб, происходит сдавливание органов, расположенных в грудной клетке, особенно страдают лёгкие и сердце).
Заболевания, возникающие в результате нарушения осанки:
• Артрит
• Боли в спине
• Грудные боли
• Расстройства желудочно- кишечного тракта
• Проблемы со зрением
• Головокружение
• Головные боли
• Ослабление иммунитета
• Заболевания почек
• Боли в суставах, мышцах, в области шеи
• Ожирение
• Респираторные заболевания
• Невралгия седалищного нерва
Меры профилактики:
1. Сидеть надо с максимально выпрямленной спиной.
2. Избегать неудобных поз.
3. Через каждые 15 минут сидения за столом надо менять позу, двигать руками и ногами, потягиваться.
4. Стоять и выполнять различную работу следует так же с максимально выпрямленной спиной.
5. После длительного стояния надо обязательно полежать (разгрузить позвоночник).
6. Лежать (спать), надо только на жесткой постель, подложив под голову небольшую подушку.
7. При подъеме тяжестей надо сгибать ноги, а не спину. И держать груз поближе к туловищу.
8. Не следует поднимать большие грузы особенно рывком и с поворотом туловища.
9.Не следует носить груз в одной руке.
10. В рацион питания включать продукты богатые кальцием, фосфором.
Плоскосто́пие — изменение формы стопы, характеризующееся опущением её свода ( боли в стопе, голене, бедре, пояснице)
Причины плоскостопия:
1. плохо подобранная обувь (узкая обувь с острыми носами, высокие каблуки и платформы);
2. беременность и увеличение массы тела;
3. наследственная предрасположенность;
4. травмы: травмы стоп, перелом лодыжки и пяточной кости, ушибы и трещины хрящей, разрывы связок, повреждение мышц и связок укрепляющих свод стопы;
5. недостаточная физическая нагрузка, и как следствие слабость мышц и связок - "сидячая" работа;
6. избыточная физическая нагрузка - "стоячая" работа, увлечение беговыми и прыжковыми видами спорта.
Инструктивная карта:
1. Взять лист белой бумаги, положить его на пол.
2. Встать на него мокрой ногой.
3. Контуры следа обвести простым карандашом.
4. Найти центр пятки и центр третьего пальца. Соединить две найденные точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию – плоскостопия нет.

Значение тренировки мышц
Физическое воспитание имеет три составные части:
- физический труд;
- физическая культура;
- спорт.
В основе каждой – двигательная активность, но каждая часть имеет свои особенности.
Физическое воспитание оказывает благоприятное воздействие на весь организм. Заниматься физическими упражнениями нужно:
- систематически;
- последовательно увеличивая нагрузку;
- необходимо соизмерять нагрузку с возможностями своего организма.
Физкультминутка: - Я называю кости скелета человека. Если кость входит в строение черепа- круговые вращения головы; туловища- наклоны вперёд; верхних конечностей- поднятие рук вверх; нижних конечностей- присесть.
4. Жаңа білімді бекіту/Закрепление новых знаний: Тренажёр
" Выбери вариант ответа и проверь себя "- слайды.
5. Қорытындылар. Сабақты қорыту/Выводы. Итоги урока.
6. Үйге тапсырма/ Задание на дом: составить памятку по предупреждению плоскостопия.
Категория: Биология | Добавил: DENIS
Просмотров: 901 | Загрузок: 120 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 8:45 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [463]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru