Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология

Внеклассное мероприятие по химии "Химическая паутинка"
[ Скачать с сервера (33.5Kb) ] 2014-01-29, 11:20 AM
Автор: Ремпель Марина Геннадьевна
КГУ "Средняя школа аула Токсан би", района имени Габита Мусрепова СКО

Внеклассное мероприятие по химии
«Химическая паутина»
(Данное мероприятие можно проводить во время предметной недели по химии)

Цель игры: развивать находчивость и активность учащихся, расширять их кругозор, содействовать развитию познавательных интересов и творческой смекалки, выявить знания учащихся по химии, повысить эмоциональный тонус, содействовать лучшему усвоению содержания.
Оборудование: интерактивная доска
Правила игры
Игра проводится между учащимися 9-11 классов (три команды)
1. На магнитной доске мелом нарисована паутина. На паутину в беспорядке прикрепляются кружочки с приклеенными кусочками магнита и номерами от 1 до 40.
2. Право первого хода разыгрывается по жребию. Затем команда называет номер кружка. Ведущий снимает кружок с «паутины» и зачитывает вопрос, который скрывался за данным номером.
3. Под некоторыми номерами скрываются:
- «паук» : переход хода (5 номеров);
- «жемчужина»: команда получает 1 балл и продолжает игру (2 номера);
- «капля воды»: «смываются» все набранные до этого баллы (1 номер).
4. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, если команда отвечает неправильно – право ответа предоставляется соперникам. (Слайд 2)
Вопросы и задания.
1. Какой индикатор используют в виде слабительного средства? (фенолфталеин) (Слайд 3)

2. Какой металл получил название от греческого слова «цвет»? (хром) (Слайд 4)

3. Самый распространенный элемент во Вселенной. (водород) (Слайд 5)
4. Какой химический элемент раньше открыли на Солнце, чем на Земле? (гелий) (Слайд 6)

5. «Паук» (Слайд 7)

6. Самый тугоплавкий металл? (вольфрам) (Слайд 8)

7. В банку, стоящую на окне и освещенную ярким солнечным светом, ввели равное количество газообразных хлора и водорода, потом закрыли ее притертой пробкой. У ребят спросили, что произойдет с этими веществами дальше. Олег ответил: «Водород, как более легкий газ, соберется наверху, а хлор останется внизу». Аркадий сказал: «Часа через три газы перемешаются». Семен изрек: «Отойдите банка сейчас взорвется». Кто прав? (Семен. Реакция между газообразным хлором и водородом на ярком солнечном свету происходит очень интенсивно.) (Слайд 9)

8. На банке, в которой хранился белый порошок, была приклеена этикетка с формулой СаО. Олег сказал: «Это воздушная известь». Аркадий заявил: «Известь то известь, только она называется обожженной». Семен заявил: «Это негашеная известь». Кто прав? (все трое) (Слайд 10)

9. «Паук» (Слайд 11)

10. В банку с керосином бросили кусок металлического калия. Что произойдет? Олег ответил: «Калий – металл очень активный. Попав в керосин, он воспламеняется, будет пожар». Аркадий сказал: «Ничего не произойдет. Калий самовоспламеняется на воздухе, его до банки не донесут – сгорит». Семен произнес: «Металл упадет на дно и останется лежать там». Кто прав? (Семен. Металлический калий хранят в банке с керосином.) (Слайд 12)

11. «Жемчужина» (Слайд 13)

12. Какое вещество в земных условиях может существовать в трех агрегатных состояниях? (Вода) (Слайд 14)

13. «Паук» (Слайд 15)

14. На меня давно обратили внимание, но я долго оставался неуловимым. Более внимательно меня стали изучать шведский ученый Шееле и английский химик Джозеф Пристли. В 1774 году и тот и другой получили меня. Правда, Шееле обо мне написал на пять лет позже, чем Пристли, поэтому первенство часто приписывают Пристли. Шееле меня назвал «огненный воздух», а Пристли – «дефлогистированный воздух». Однако оба они ошиблись. Довожу до вашего сведения, что меня в атмосфере содержится 21%, а в литосфере – 28%. В гидросфере 89%, причем на высоте 50км меня находится 10%, а на высоте 100км всего 0,1%. В человеческом организме меня содержится 45кг. В сутки меня человек употребляет в количестве 750 литров, причем в чистом виде, без всяких примесей. Кто же я? (Кислород) (Слайд 16)

15. Меня впервые заметил Парацельс еще в 16 веке, когда он погрузил железный гвоздь в серную кислоту. В конце 17 века мной интересовался Роберт Бойль. Он меня получил из соляной кислоты при действии на нее железными опилками. Роберт Бойль собрал меня в бутыль, но не узнал, что это я – он принял меня за воздух. А современник Бойля француз Лемери собрал меня в сосуд и поднес свечку к горлышку сосуда, и от этого огня я взорвался и чуть не убил ученого осколками. Окончательно меня изучил английский химик Генри Кавендиш в 1766 году. Тогда меня назвали «горючим воздухом». В 1783 году Лавуазье получил меня в чистом виде из воды. Так я вошел в семью химических элементов и завоевал свои права. Правда, на Земле меня насчитывается около 1%, зато меня много на солнце - около 80%. Я самый распространенный в мировом пространстве элемент, там моих атомов встречается больше, чем атомов всех остальных элементов, известных на Земле. Мои молекулы собираются в верхних слоях атмосферы. Кто я? (Водород) (Слайд 17)

16. «Жемчужина» (Слайд 18)

17. Что произойдет, если углекислый газ пропустить через известковую воду?
( Раствор помутнеет, образуется карбонат кальция.) (Слайд 19)

18. Какой царский напиток не пил ни один царь? Назовите его состав. – «Царскую водку». Это смесь концентрированных азотной и соляной кислот в соотношении 1:3. (Слайд 20)

19. «Паук» (Слайд 21)

20. Что произойдет, если куриное яйцо положить в соляную кислоту? (Скорлупа растворится, так как состоит из карбоната кальция. Таким способом можно доказать, что скорлупа куриного яйца содержит карбонат кальция.) (Слайд 22)

21. «Паук» (Слайд 23)

22. Почему нельзя делать «домики» для птиц из пластмассы? – в отличие от дерева пластмасса не способна впитывать влагу и выпускать ее наружу, поэтому водяные пары, выделяемые при дыхании, накапливаются, образуя повышенную влажность, которая губительна для птиц. (Слайд 24)

23. Что произойдет, если смешать гидроксид кальция с гашеной известью? (ничего, это одно и то же вещество.) (Слайд 25)

24. «Капля воды» (Слайд 26)

25. Что произойдет, если к карбонату кальция прилить большое количество кислоты? (Бурное вскипание; лучше этого не делать.) (Слайд 27)

26. Обладают ли слезы человека бактерицидными свойствами? ( Слезы человека содержат 0,1% белков, в том числе фермент лизоцим, обладающий бактерицидным действием. Лизоцим быстро и полностью растворяет многие аэробные бактерии.) (Слайд 28)

27. Что произойдет, если в раствор карбоната натрия добавить фенолфталеин? (Окрасится в малиновый цвет.) (Слайд 29)

28. «Химия и география». Название какого элемента имеет происхождение, совпадающее с происхождением названия земной коры? (Земная кора – литосфера, от греческого lithos – камень; название лития происходит от того же слова.) (Слайд 30)

29. «Химия и русский язык». Приведите примеры не менее трех омонимов среди химических терминов. (моль, цилиндр, пестик, неон, радикал, флюс, чернь, ерш, бор.) (Слайд 31)

30. Иногда говорят, что человеку, страдающему расстройством нервной системы, врачи рекомендовали «пить бром». Можно ли пить бром? Почему? Какие вещества на самом деле дают больному? (Пить бром нельзя, он чрезвычайно ядовит. В состав успокаивающих препаратов входят небольшие дозы солей – бромидов натрия, калия.) (Слайд 32)

31. «Химия и история». Вопросы командам: Если верить древнему историку, во время похода А.Македонского в Индию офицеры его армии страдали от желудочно – кишечных заболеваний реже, чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковы, а вот металлическая посуда разная. Из какого металла была изготовлена офицерская посуда? (Из серебра, оно обладает бактерицидными свойствами.) (Слайд 33)

32. Известно, что ввод в действие римского водопровода послужил причиной распространения непонятных отравлений. Из чего были сделаны трубы? Что явилось причиной болезни? (Из свинца; причина – отравление ионами свинца.) (Слайд 34)

33. Почему угольный порошок, распыленный в воздухе, может взорваться, а каменный уголь сгорает в печке без взрыва? (У частиц угольной пыли гораздо выше энергия, они соприкасаются с кислородом воздуха всей своей поверхностью. Поверхность порошка, взвешенного в воздухе, огромна, поэтому угольная пыль взрывается. В куске каменного угля атомы углерода соединены между собой в кристаллическую решетку. Энергия таких частиц мала. С кислородом соприкасаются только те атомы, которые находятся на поверхности куска каменного угля. Для начала реакции требуется энергия разрыва кристаллической решетки. Поэтому уголь горит только после предварительного нагревания.) (Слайд 35)

34. Магниевая лента ярко сгорает на воздухе с выделением большого количества тепла. При погружении в воду горящего магния интенсивность горения увеличивается, и наблюдается вспышка. Объясните происходящее явление. Запишите уравнение протекающих реакций. (Энергии, выделяющейся при горении магния: 2Mg + O2 2Mg O + Q, достаточно, чтобы вызвать разложение воды: 2Н2О 2Н2 + О2. При этом выделяется кислород, поэтому интенсивность горения магния увеличивается. Водород также сгорает со взрывом.) (Слайд 36)

35. «Зашифрованное письмо». За 2 минуты вы должны отыскать в тексте письме название химических элементов. Текст письма: «Здравствуй, дорогая подружка. Эта открытка будет отправлена уже из Европы. Современная техника – просто чудо: утром – лето на Кипре, днем – осень в Париже. Здесь чудная, золотая осень. Солнечные лучи еще греют землю. Очень красиво, но все равно я испытываю поистине танталовы муки - так скучаю по России. Жду не дождусь встречи с тобой. До свидания».
Р.S. Купила тебе новый костюм цвета индиго, очень красивый отливает серебром. (Европий, технеций, медь (от лат. названия о-ва Кипра), лютеций, золото, гелий (от греч. солнечный), радий (от лат. луч), тантал, рутений, неон от греч. новый), индий, серебро.) (Слайд 37)

36. Угадайте вещество:
а) В организме человека его содержится около 3 г, из них примерно 2г в крови.
б) По распространенности в Земной коре он уступает лишь кислороду, кремнию и алюминию.
в) Первоначально единственным его источником были упавшие на землю метеориты, содержащие его в чистом виде.
г) Первобытный человек стал использовать орудие из него за несколько тысячелетий до н.э. д) В честь него назван век
(железо) (Слайд 38)
37. Угадайте вещество:
а) В газообразном виде он оказывает сильное раздражающее действие, особенно на глаза и дыхательную систему. В жидком виде вызывает серьезные ожоги кожи.
б) Он входит в состав некоторых гербицидов, инсектицидов, пестицидов.
в) Его получают главным образом в результате электролиза солей.
г) Войска Антанты и германские войска применяли его в боевых действиях.
д) Его получают для дезинфекции воды в плавательных бассейнов.
(хлор) (Слайд 39)

38. Угадайте вещество:
а) Упадок и распад Римской Империи были обусловлены отравлением этим веществом. б) Раньше его добавляли в плохое вино для улучшения вкуса.
в) Во времена Древнего Рима его широко использовали для изготовления кухонной утвари, водопроводных труб, монет, гирь
г) В настоящее время он используется для изготовления кровельного материала, изоляции кабеля, аккумуляторах. д) Оловянный припой представляет собой сплав олова с этим металлом. (свинец) (Слайд 40)

39. Император Наполеон (III) на банкете велел подать для почетных гостей приборы из очень дорогого серебристо-белого металла. А всем прочим было обидно до слез: им пришлось пользоваться обычной золотой и серебряной посудой. Что это за металл, который дороже золота? (Алюминий) (Слайд41)

40. Английский химик Г. Деви с помощью этого газа устраивал специальные сеансы, в результате которых «одни джентльмены прыгали по столам и стульям, у других развязывались языки, третьи лезли со всеми в драку». Что это за газ? (Веселящий N2О) (Слайд 42)
Подведение итогов.

Литература:
1. Химические праздники/Ред. – сост. И.А. Костенчук. – Центрхимпресс, 2005 – 160с – «Химия в школе – абитуриенту, учителю. Библиотека журнала».
2. Олимпиадные задания по химии. 8 класс/авт.-сост. О-54 В.Г.Денисова. – Волгоград: Учитель, 2005. – 101 с.
3. Методика проведения недели химии в школе. Пособие для учителя химии. – Брянск: «Курсив», Титов Н.А., Андросова О.А., Шипков А.И. 2004 – 62 с.
4.Журнал «Химия в школе» 2000г. №6
Категория: Биология | Добавил: Malinka
Просмотров: 308 | Загрузок: 94 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2016-12-07, 5:20 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [776]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru