Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология

Урок-зачет по химии "Водород. Кислоты. Соли"
[ Скачать с сервера (48.3Kb) ] 2014-02-01, 11:01 AM
Автор: Ремпель Марина Геннадьевна
КГУ «Средняя школа аула Токсан би» района имени Габита Мусрепова СКО

Урок - зачет по теме «Водород. Кислоты. Соли.»

Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме

Задачи урока: Повторить и привести в систему знания учащихся о свойствах водорода и общих свойствах кислот, о классификации химических реакций с участием кислот, проверить знания учащихся.
Развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли.
Воспитывать чувство сопричастности общему делу, умение работать коллективно.
Оборудование: слайды к интерактивной доске, тестовые задания, пробирки с водой, соляной кислотой, фенолфталеин, лакмус.
Ход урока:
Учитель: Ребята, прежде чем начать наш урок, предлагаем вашему вниманию рассказ о двух веществах. Вы должны угадать о каких веществах идет речь?
1-й ученик: Меня впервые заметил Парацельс, еще в 16 веке, когда погрузил железный гвоздь в серную кислоту.(слайд 2) В конце 17 века мной заинтересовался Роберт Бойль.(слайд 3) Он меня получил из соляной кислоты при действии на нее железными опилками. Роберт Бойль собрал меня в бутыль, но не узнал, что это я – он меня принял за воздух. А современник Бойля француз Лемери собрал меня в сосуд и поднес свечу к горлышку сосуда, и от этого огня я взорвался и осколками чуть не убил ученого.
Окончательно меня изучил английский химик Генри Кавендиш в1766 году. (слайд 4) Тогда меня назвали горючим воздухом. В 1783году Лавуазье получил меня в чистом виде из воды. (слайд 5) Так я вошел в семью химических элементов и завоевал свои права. Правда, на земле меня насчитывается около 1%, зато меня много на солнце – около 80%. Я самый распространенный в мировом межзвездном пространстве элемент. Там моих атомов больше всех остальных элементов, известных на земле. Мои молекулы собираются в верхних слоях атмосферы. Кто я?
Ответ: Водород. (Ребята делают пояснения к тексту)

2-й ученик: На меня давно обратили внимание. Но я долго оставался неуловимым. Более внимательно меня стали изучать шведский ученый Шееле и английский химик Джозеф Пристли. В 1744 году и тот и другой получили меня. Правда, Шееле меня назвал «огненный воздух», а Пристли– «дефлогистированный воздух». (слайд 6,7) Однако оба ошибались. Довожу до вашего сведения, что меня в атмосфере содержится 21%, а в литосфере – 28%. В человеческом организме меня содержится 45 кг. В сутки человек меня употребляет в количестве 750литров, причем в чистом виде, без всяких примесей. Кто же я?
Ответ: Кислород ( Ребята делают пояснения по тексту).
Учитель: Какие еще свойства остались без внимания?
К доске вызываются 4 учащихся для защиты свойств по опорным конспектам.(слайд 8,9)
1. Общая характеристика O2 и Н2 как химического элемента
2. Местонахождение в природе
3. Физические свойства
4. Химические свойства
Далее предлагается фронтальная проверка знаний – работа с тестами по теме «Кислород и водород – простые вещества» (см приложение)
Дети обмениваются вариантами для проверки, выставляют оценки.
(7 верных – «5», 6- «4», 4- «3») (слайд 10)
Учитель: Какие вещества называются кислотами?
Учитель: Какие кислоты вы знаете?
Ученики защищают 1часть конспекта «Кислоты».(слайд 11)
Учитель: Как на практике можно распознать кислоту? ( В 3-х склянках 3 бесцветные жидкости. Определите в какой из них находится кислота).
Учитель: Какие химические свойства характерны для кислот? (защита 3-й части конспекта)
На доске записаны схемы реакций. Назвать номера практически возможных реакций: (слайд 12)
1. Cu + HCl → 6. P2O5 +HNO3 →
2. Al + HCl → 7. Al2O3 + HNO3 →
3. CuO + H2SO4 → 8. Mg + HCl →
4. Ag + H3PO4 → 9. HCl + SiO2 →
5. Fe2O3 + HCl → 10. HCl + Zn →

Учитель : Даны следующие вещества: Al ; Cu ; Al2O3; HCl. (Слайд 13)
Какие соединения можно из них получить? Составьте уравнения химических реакций, назовите их типы, а также полученные соли.
Учитель: Итак, что за вещества образовались в результате этих реакций. (Соли)
Учитель: Какие бывают соли?
Для проверки умений называть соли проводится игра «Найди соответствие».
На доске следующая запись (Необходимо правильно соединить стрелками). (слайд 14)

Соляная Сульфаты
Серная Карбонаты
Угольная Хлориды
Азотная Сульфиды
Сероводородная Нитраты

Учитель: Даны формулы солей. Разбейте их на группы и назовите их.
K2SO4, KHSO4, CuCl2, CuOHCl , NaHCO3, Al(NO3)3, FeS, Fe(OH)2Cl. (слайд 15)

Для проверки умений составлять формулы солей предлагается игра «Выиграй в рулетку» (задание для трех вариантов) (слайд 16)

Подведение итогов.

Литература:
1. Биографический справочник «Химики», В.А.Волков, Е.В.Вонский, Г.И.Кузнецов, Киев, Наукова Думка, 1984г
2. Задания для самостоятельной работы по химии, Р.П.Суровцева, С.В.Софронов, Москва, Просвещение, 1993г

Кислород и водород – простые вещества

I ВАРИАНТ

1. К физическим свойствам водорода относятся признаки:
А) тяжелее воздуха
Б) твердый
В) газообразный при н.у.
Г) зеленый
Д) сладкий
Е) без запаха
Ж) немного растворим в воде
З) электропроводен
И) бесцветный

2. Кислород в лаборатории можно получить из:
А) Н2О2 Б) СО2 В) MNO2 Г) KClO3 Д) MgO

3. Водород в лаборатории можно получить:
А) при взаимодействии кислоты с металлом
Б) разложением пероксида водорода
В) реакцией активного металла с водой

4. Для получения водорода из кислот в лаборатории можно использовать группы металлов:
А) Ag¸ Ca¸ Fe Б) Na¸ Ba¸ Hg В) Cr¸ Al¸ Li

5. Водород взаимодействует с:
А) CO2 Б) Mg В) O2 Г) CH4 Д) Al2O3 Е) MgCl2

6. Установите соответствие:
Уравнение реакции: Тип реакции:
1. N2 + 3H2 → 2NH3 А. Разложения
2. 2H2O2 → 2H2O + O Б. Замещения
3. Mg + 2HCl → MgCl2 + H2 В. Соединения

7. В реакции: CuO + H2 → Cu + Н2 O
А) … является окислителем, а … восстановителем.
Б) … окисляется, а … - восстанавливается .

Кислород и водород – простые вещества

II ВАРИАНТ

1. К физическим свойствам водорода относятся признаки:
А) тяжелее воздуха в 2 раза
Б) легче воздуха в 14,5 раза
В) легче воздуха в 4 раза
Г) синий
Д) бесцветный
Е) хрупкий
Ж) газообразный
З) жидкий
И) хорошо растворим в воде
К) практически не растворим в воде

2. Кислород в лаборатории можно получить из:
А) КМnO4 Б) HNO3 В) Al2O3 Г) H2O2 Д) CaO

3. Водород в лаборатории можно получить:
А) разложением воды
Б) реакцией горения серы
В) взаимодействия натрия с водой

4. Для получения водорода из кислот в лаборатории можно использовать группы металлов:
А) Na¸ Mg¸ Pb
Б) Cu¸ Ca¸ Fe
В) K¸ Au¸ Zn

5. Водород взаимодействует с:
А) Na Б) H2O В) C Г) CS2 Д) Fe2O3 Е) CaCO3

6. Установите соответствие:
Уравнение реакции: Тип реакции:
1. 4Р + 5О2 → 2Р2 О5 А. разложения
2. 2КСlО3 → 2КСl + 3О2 Б. Замещения
3. 2Li + 2H2O → 2LiOH + H2 В. Соединения

7. В реакции: CuO + H2 → Cu + O2
А) … является окислителем, а … восстановителем.
Б) … окисляется, а … - восстанавливается .
Категория: Биология | Добавил: Malinka
Просмотров: 599 | Загрузок: 84 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 3:12 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [778]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [463]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru