Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология

Гидросфера – водная оболочка Земли. 5 класс. Естествознание
2014-11-12, 9:37 AM
Учитель биологии Попова Ольга Вячеславовна
Гимназия «Самопознание», г. Алматы

Гидросфера – водная оболочка Земли. 5 класс. Естествознание

Голубая моя Планета!
Единственная во Вселенной!
Ты наш общий дом!
Я люблю тебя, Земля!
Цель:
Планируется, что к окончанию урока ученики будут иметь представление о гидросфере Земли.
Задачи:
1. Образовательная: Способствовать формированию первоначальных знаний у учащихся о водной оболочке Земли - гидросфере, первоначальном понятии состава гидросферы, солевом составе воды, круговороте воды в природе.
2. Развивающая: Содействовать формированию развития познавательных интересов, коммуникативных качеств; умений анализировать, сравнивать, работать с дополнительной литературой.
3. Воспитывающая: воспитывать желание помогать друг другу, любовь к предмету естествознание, заинтересованность процессами, происходящими вокруг в окружающем мире, восхищение красотой природы Земли.

Оборудование урока:
1. Физическая карта Казахстана.
2. Конверты с разрезанными листочками, на подобие «puzl» , на которых записаны народные приметы.
3. На доске в центре прикреплен голубой шар, обозначающий планету Земля.
4. «Лепестки» - составляющие гидросферу Земли.
5. Названия арасанов для прикрепления к карте Казахстана: Сарыагаш, Алмаарасан, Капаларасан, Барлыкарасан, Жаркентарасан.

ХОД УРОКА:
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ, ПОЗИТИВНЫЙ НАСТРОЙ
Учитель: Сегодня, ребята, у нас необычный урок.
Мы совершим путешествие вокруг Земли на космической ракете. Она поможет нам облететь вокруг Земли и посмотреть на неё из космоса.
Хотите сейчас со мной полететь?
Но, чтобы отправиться в такое серьезное путешествие, необходимо много знать. Поэтому сначала я проверю вашу готовность к космическому полету и наберу команду международного космического корабля.
На прошлом уроке мы изучили тему вода и получили домашнее задание. Давайте проверим.
II.ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ СУБЪЕКТИВНОГО ОПЫТА УЧАЩИМИСЯ
Беседа по вопросам:
1.Каково строение молекулы воды?
2.Какие агрегатные состояния воды вы знаете?
3.Приведите примеры, где вода находится на Земле в твердом, жидком, газообразном состоянии.
4.Почему лед плавает на поверхности воды?
Учитель: Экипаж нашего корабля многонациональный, международный, Казахстанский и поэтому мы должны термины знать на трех языках. Давайте проверим словарную работу, которую вы провели дома.
Русский язык Казахский язык Английский язык
Вода
Море
Океан
Река
Озеро
Лёд

Учитель: Прекрасные ответы, молодцы ребята. Зачисляю вас в космонавты. И мои помощники раздадут вам удостоверение - пропуск на корабль.
УДОСТОВЕРЕНИЕ
астронавта
международного космического корабля
«УМКА»
______________________

В полете откроете много нового и удивительного.
Умейте только видеть и удивляться.
III.ЭТАП ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Учитель: Начинаем обратный отсчет – 5,4,3,2,1, старт.
Ракета взлетела, а мы открывает бортовые журналы, которые на прошлом уроке назывались рабочие тетради и записываем
тему урока «Гидросфера – водная оболочка Земли»
Ребята, посмотрите, как выглядит наша Земля из космоса:
1.Какого цвета видится наша планета из космоса?
Ответ: голубого
2.Чем покрыта поверхность Земли?
Ответ: Водой.
Учитель: Правильно. Значит, большая часть нашей планеты покрыта водой.
Посмотрите, ребята на диаграмму, которая показывает, что 70,8 % поверхности планеты покрыто водой. Зарисуйте диаграмму в бортовом журнале.
3. Если бы вы давали название нашей планете, как бы вы ее назвали?
Ответ: планета «Океан»
Учитель: Значит, мы можем сделать вывод, что у Земли существует водная оболочка. Она называется гидросфера. Давайте запишем в тетради это определение.
Гидросфера – водная оболочка Земли.
Учитель: Водная оболочка Земли - гидросфера - построена сложно и своеобразно.
Ответьте на вопросы:
А.Вода – это только та бесцветная жидкость, что налита в стакане?
Б.Что же относится к водной оболочке Земли?
Ответ: Нет. Это еще моря, океаны, туманы…
Учитель: К водной оболочке Земли относят:
(На доске в центре прикреплен голубой шар, обозначающий планету Земля.
Вокруг Земли прикрепляют овальные «Лепестки» на которых написаны составляющие гидросферы)
1.океаны
(Океаны покрывают почти всю нашу планету, всю нашу чудесную Землю.)
2. моря
3. реки
4. озера
5.подземные воды
6. ледники
(Бескрайние ледяные пустыни полярных областей, снеговые покровы, застилают почти половину планеты.)
7. болота
8. водяной пар атмосферы
(Тучи, облака, туманы – несут влагу всему живому на Земле.)

Учитель: Вода не только полезное для нас вещество, но оно еще и украшает нашу планету радугой, закатом, облаками, росой на деревьях.
Ребята вы подготовили стихотворения и загадки о природных явлениях связанных с различными агрегатными состояниями воды.
Приглашаю вас прочитать их.
(Дети читают стихи о временах года.)
Учитель: Прекрасно многообразие красок солнечного заката, торжественны и нежны краски небосвода при восходе солнца. Эта игра света обязана рассеиванию и поглощению солнечного света водяными парами в атмосфере. (Демонстрируются фото заката, радуги ит.д.)
Люди с древних времен наблюдали за природными явлениями и сделали выводы – это народные приметы.
Перед полетом я получила «таинственные» письма. Ребята, вы поможете мне расшифровать, что же там написано?.
(В конвертах задание – «Собери puzl». Листочки на которых записаны народные приметы разрезаны, как puzl. Одно задание на группу из четырех человек)
Народные приметы:
1. Роса да туман живут по утрам.
2. Если ночью был иней, днем снег не выпадет.
3. Лето сухое, жаркое – зима малоснежная и морозная.
4. Зима снежная – лето дождливое.
5. Апрель с водою – май с травою.
6. Иней на деревьях – к морозам, туман – к оттепели.
7. Весенний дождь лишним не бывает.
8. Длинные сосульки – к долгой весне.
9. По холодной весне градобойное лето.
10. Снег скоро стает и вода бежит дружно – к мокрому лету.
Учитель:
Вода отличается и по солевому составу:
В морях и океанах: вода горько соленая, потому что содержит много солей.
В 1 л морской воды содержится 35 г соли.
Реки и озера содержат пресные воды.
Учитель:
Сейчас на Земле очень соленой воды, но мало пресной воды. Вам из космоса это видно. Что можешь ты сделать, чтобы сэкономить пресную воду? Как вы предлагаете экономить пресную воду?
Учитель:
Некоторые воды обладают лечебными свойствами, содержат полезные минеральные соли и излечивают от болезней.
Места выхода целебных вод называются арасанами.
? Как поэтически называют арасаны люди? (Нектар, питье богов)
На местах выхода этих вод на поверхность расположены санатории и лечебницы Казахстана: Сарыагаш, Алмаарасан, Капаларасан, Барлыкарасан, Жаркентарасан.
(На слайдах демонстрируются фотографии этих мест. Карта Казахстана вывешена на доске – на ней прикрепляем магнитами названия арасанов)
Учитель:
Как вы думаете, каково значение воды?
Ответы:
1. Без воды не растут растения.
2. Без воды не могут жить животные.
3. Без воды не работают фабрики
4. Без воды не было бы осадков.
5. Без воды не было бы человека.
Учитель:
Запишите в тетради: Круговорот воды в природе
Между океаном, атмосферой и сушей происходит непрерывный обмен веществ. С поверхности океана испаряется вода, переносится ветрами на материки.
Как вода попадает в облака? Рассмотрите рисунок в учебнике «Круговорот воды»
Ответ: Очень просто. Солнце нагревает воду. Отовсюду где она есть – в луже, в пруду, в море, в океане вода испаряется. Солнце испаряет за минуту 1 млрд тонн воды. Вместе с восходящими потоками воздуха поднимается в верхние слои атмосферы. На большой высоте, его температура уменьшается и водяной пар превращается в мельчайшие капельки воды – образуют облака. Затем вода выпадает в виде осадков, орошает землю, питает реки, подземные воды и горные ледники. С суши стекают реки в океаны и моря. И снова испаряется со всей поверхности воды.
(На доске прикрепляются листочки: суша, океан, атмосфера. Учащиеся дорисовывают схематически движение воды на доске.)
IV.ЭТАП ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ И РЕФЛЕКСИЯ.
Учащиеся совместно с учителем оценивают работу каждого индивидуально и класса в целом. Вставляются оценки.
Учитель: Внимание! Мы выполнили программу нашего полета. Приготовиться к посадке на Землю.
Запишите домашнее задание в бортовом журнале:
1. .§ 19 прочитать, ответить устно на вопросы в конце параграфа.
2. Переведите следующие слова на казахский и английский языки.
Русский язык Казахский язык Английский язык
Гидросфера
Лёд
Облако
Туман
Иней
Роса
Град
Ледники
Болота

Учитель: Поздравляю Вас с удачным приземлением.
Спасибо за внимание! До свидания!
Категория: Биология | Добавил: Shamshiya
Просмотров: 1568 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-11, 3:12 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru