Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология

ТЕМА: " Кожно - мышечная чувствительность. Обоняния и вкуса", 8 класс
2014-12-04, 9:00 AM
Учитель биологии Елфимова Галина Владимировна
Гимназия «Самопознание», ННПООЦ «Бобек»

ТЕМА: " Кожно - мышечная чувствительность. Обоняния и вкуса", 8 класс
ЦЕЛЬ:
Продолжить конкретизацию понятия анализатор, сформировать знания о значении каждого из анализаторов в жизни человека, об их взаимодействии и взаимоконтроле; формировать умения делать выводы о связи между строением и функциями органов чувств.
ЗАДАЧИ: Сформировать новые анатомо- физиологические понятия о строении и функциях анализаторов равновесия вкуса обоняния осязания.
Вступление:
В одной притче рассказывается, что боги , создав мир, стали думать: где понадежнее спрятать от человека его Самую Главную Тайну? В глубокой пещере? Но люди рано или поздно найдут ее. На дне океана? Но и в морскую пучину они когда-нибудь спустятся. На небе, среди звезд? Но даже туда со временем доберутся. И наконец решили: давайте спрячем Тайну внутри самих людей! Уж в себя - то человек не догадается заглянуть

Задание 1.
Продумайте ответы на вопросы о функциях и частях анализаторов названых в первой колонке. Зашифруйте их последовательными цифрами из четырех групп.

1. Зрительный А 3 восприятие зона
5 рецепторы звука 7 слуховой нерв 9 улитке слуховая
2. Слуховой А 4 восприятие цвета, света 6 рецепторы сетчатки 8 зрительная нерв 10 зрительный зона

Ощущение - элементарное психическое состояние, возникающее непосредственно при действии раздражителей на органы чувств.
Задание для 1 группы:
1. Используя текст учебника и дополнительную литературу, изучить строение вкусового анализатора и его значение в жизни человека.
2. Практикум: провести опыты по изучению свойств вкусового анализатора.
а)" Определение на языке участков, воспринимающих кислое, сладкое, соленое, горькое":
смочите ватную полочку в слабом растворе лимонной кислоты и поочередно наносите капли раствора на середину, корень, кончик и боковые части языка. Определите, где располагается больше рецепторов воспринимающих кислый вкус. Тоже самое проделайте с каплями сахара, соли. Запишите результаты наблюдения.
б) зажмите плотно нос, закройте глаза и задержите дыхательные движения. Пусть в этом время вам помогут в рот кусочек яблока или лука. Сможете ли вы отличить их по вкусу. Как вы объясните эти ощущения?
Ответьте на вопросы: каково значение особо высокой чувствительности вкусовых рецепторов к горькому? Почему мы отличаем вкус квашенной капусты от вкуса лимона?
3. Подготовьте рассказ по своей теме для класса, ознакомьте с результатами опытов.
Задание для 2 группы:
1. Используя текст учебника ( стр. ) и дополнительную литературу, изучить строение обонятельного анализатора и его значение в жизни человека.
2. Практикум: провести функциональный тест. На столе пробирки с различными пахнущими веществами. Определите по запаху, что в какой пробирке находится, и запишите в тетрадях название веществ. Ответьте на вопросы:
Какое значение имеет расположение обонятельных рецепторов в носовой полости?
Какую роль играет обоняние для пищеварения и дыхания? Почему человек, чтобы лучше различить запах, принюхивается, т.е. делает несколько сильных, коротких вдохов?
Какие рефлексы появляется у человека при раздражении органов обоняния?
Какие рефлексы защищают органы дыхания?
3. Расскажите классу об органе обоняния, ознакомьте с результатами теста.
Задание для 3 группы:
1. Изучить кожно-мышечную чувствительность, используя текст учебника ( стр. ) и дополнительную литературу.
2. Практикум: провести опыты по изучению кожного и мышечного чувства.
а) Возьмите циркуль и линейку с миллиметровыми делениями. Прикасайтесь с раздвинутыми ножками циркуля к разным участкам кожи руки и определите, на какое расстояние нужно раздвинуть ножки циркуля, чтобы получить ощущения не одного прикосновения, а двух. Расстояние между ножками циркуля измеряйте по линейке. Испытуемый должен закрыть глаза. Результаты оформите в виде таблички. Ответьте на вопросы: почему опыт проводился с закрытыми глазами? Какие ощущения образуются при раздражении осязательных рецепторов?
б) Иллюзию, о которой пойдет речь, описал Аристотель более 2-х тысяч лет назад. Закрыв глаза, покатайте шарик, перекрещенными указательным и средним пальцами. Объясните ваше ощущение.
в) Возьмите булавочную головку нагрейте ее и касайтесь тыльной стороны ладони. В некоторых точках вы будете ощущать тепло. Отметьте их синими чернилами. Тоже проделайте с холодной булавкой. Отметьте точки холода красными чернилами. В чем убеждает опыт?
г) Положите пятикопеечную монету на ладонь. Сначала вы ее ощущаете, заметьте по часам, через сколько секунд вы перестанете ее чувствовать. Как это объяснить?
3. Подготовьте рассказ по своей теме для класса. Ознакомьте с результатами опытов.
Все видеть, все понять, все знать, все пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить.
Категория: Биология | Добавил: Shamshiya
Просмотров: 596 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 3:29 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru