Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология

Особенности высшей нервной деятельности человека
2015-01-24, 11:52 AM
Тема: Особенности В.Н.Д. человека.
Цель. Изучить особенности высшей нервной деятельности человека, подробно по-знакомиться с вниманием: его видами и свойствами, памятью и его видами.
Задачи: Проверить с помощью практических заданий концентрацию, распределе-ние, объем, переключение и устойчивость внимания, объём памяти.
Развивать интерес к познанию самого себя, речь, мышление, внимание, память,
Воспитывать гармоничную личность.
I.Орг.момент, постановка цели урока.
II. Проверка знаний.
1.Фронтальный опрос.
 Что такое сон?
 Зачем необходим сон?
 Какие виды сна вы знаете? Охарактеризуйте их.
 Что такое сновидения?
 Какие правила необходимо соблюдать, чтобы хорошо выспаться?
2.Презентация, подготовленная учащимися на тему « Тайны сна»
III.Актуализация знаний и объяснение нового материала.
Особенности высшей нервной деятельности человека.
 Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
 Что такое есть у человека ,что позволяет ему подняться на самую высокую сту-пеньку развития?
 Почему человека называют биосоциальным существом?
 Какой знак между словами Человек и личность можно поставить? Почему?

Личность(ассоциации-дети пишут сначала в тетради, потом на доске(кластер)

Если исходить из этимологии, латинское "persona" означает "произносить", из-давать звук через отверстие в маске. Маска была выражением определенного типа, была постоянной, выражала характер человека и одновременно предопределяла роль. Раб не был персоной, не был носителем прав, не имел никакой роли, не имел никакого признаваемого обществом характера - он не имел общественной маски.
Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, пси-хический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, определяющие его повседневное по-ведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявле-ние«поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.
Высшую нервную деятельность связывают с нейрофизиологическими процес-сами, проходящими в коре больших полушарий головного мозга и ближайшей к ней подкорке.
Термин «высшая нервная деятельность» впервые введён в науку И. П. Павло-вым, считавшим его эквивалентным понятию психическая деятельность. Все формы психической активности, включая мышление и сознание человека, Павлов считал элементами высшей нервной деятельности. Непрерывное совершенствование высшей нервной деятельности происходит в процессе обучения (усвоения чужого опыта), в результате которого человек приобретает способность выбирать наилучший из возможных вариантов, предвидеть результаты своей деятельности, изменять окружающие его условия, создавать новые, не имеющие аналогов материальные и духовные ценности, то есть осуществлять психическую деятельность.
Для ВНД человека свойственны сознание, мышление, речь, внимание и память.
Психика-это внутренняя принадлежащая только данному человеку картина ми-ра, возникающая в результате ощущений и восприятия, мышления и фантазий, чувств и воли конкретного человека.
Индивидуальные особенности проявления высшей нервной деятельности зави-сят от характера, темперамента, интеллекта, внимания, памяти и др. свойств орга-низма и психики.
Что такое внимание? – заслушиваются все ответы детей, дается определение из словаря.
Внимание – направленность нашего сознания на тот или иной род деятельно-сти. Центры внимания расположены в лобных долях коры больших полушарий. В ос-нове внимания лежит принцип доминанты Ухтомского – доминирующая потребность мобилизует всю энергию для достижения цели.
В основе непроизвольного внимания лежит рефлекс «что такое» (ориентиро-вочная реакция на стук, звонок, свет, запах).
Произвольное внимание – намеренная направленность нашего внимания, его сосредоточенность. Произвольное внимание развивается под влиянием воспитания.
К свойствам (характерным особенностям) внимания относят его концентрацию, распределение, объем, переключение и устойчивость.
Оценка произвольного внимания.

1.Концентрация внимания. Вы должны найти слова(3,4,5 и 7 буквенные).Как только найдете, скажите сколько, а я засекаю время. У каждого будут разные результаты .
ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕМЯЧ
ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР
ФРШУБАТВВКДИЖСЯИУМАМАЦПЧУЪЩМОЖ
БРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОГШ1КАФСПТУЧ
ОСМЕТЛАОУЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖ
(проверка у доски –выделение маркером-10)

2.На распределение внимания. Счет с помехой.

Ученик называет цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т. д. Подсчитывают время выполнения задания и число ошибок. ( на доске)

3.Объем и переключение
Сколько лошадей видите?(14)
Как вы думаете, для чего необходимо развивать внимание?
Поговорим о памяти.
Память – психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Центры памяти расположены в височных долях коры больших по-лушарий.
Кратковременная память действует ограниченное время, вы через некоторое время забываете номер телефона, не имеющего для вас большого значения.
Долговременная память позволяет надолго сохранить необходимую информа-цию, имеющую важное значение для человека.
Виды памяти:
двигательная: запоминание и воспроизведение десяти разнообразных движений;
слуховая: чтение, воспроизведение на слух определенного порядка слов;
образная: запоминание и воспроизведение названий десяти изображений животных;
логическая память связана с мышлением;
эмоциональная память воспроизводит наиболее яркие чувства, эмоции.
Ученик с проектом «Развитие памяти»
IV.Закрепление пройденного.

Определите объем памяти(1 МИН)
+ 0 У
? Х )
- Т *

Объем памяти узнавания равен числу фигур, нарисованных правильно: число изоб-раженных фигур 100 %.

Воспроизведение тех же рисунков через два дня позволит охарактеризовать проч-ность памяти.


Домашнее задание:
1.параграф № 63,64 ответить на вопросы.
2.написать эссе или составить синквейн на тему: «Личность».
3.Подготовить презентацию на темы: «Развитие мышления», «Развитие речи»,
«Темперамент»

V. Рефлексия.
 Что вы узнали нового на уроке?
 Что вам захотелось изменить в себе?
 Что для вас показалось наиболее интересным или полезным на уроке??
Каждый из вас - личность. У каждого есть свои способности, таланты. Главное - не упустить свой шанс. И каждый нарисует свой собственный мир, свою жизнь.
Видеоролик о возможностях класса.(учащиеся)
Категория: Биология | Добавил: ГОП
Просмотров: 175 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-02, 10:48 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1868]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [461]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru