Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология

Тестовая форма контроля как способ повышения качества ЗУН учащихся на уроках общей биологии.
2011-02-20, 5:31 PM
Тестовая форма контроля как способ повышения качества ЗУН учащихся на уроках общей биологии.

Горлов В.И. ОСШ №81
города Караганды
учитель биологии и химии

Цель данной работы разработать комплекс контрольно-измерительных материалов , способствующих овладению учащимися основными компонентами учебной деятельности.
Изучить теоретические аспекты изучаемой темы в теории и практике.
Рассмотреть целесообразность использования тестов в разных областях ЗУН школьников.
Разработать комплекс контрольно-измерительных материалов, способствующих овладению учащимися основными компонентами учебной деятельности.
Главная задача школы научить учиться. Для этого выпускник школы должен овладеть компонентами учебной деятельности, т.е.
- научиться применять полученные знания в любой нестандартной ситуации;
- самостоятельно разбираться в учебной задаче;
- находить способ её решения;
- сравнивать свой результат с правильным ответом;
- адекватно оценивать себя и свои действия.
Эта статья написана с несколькими целями:
1.Предложить учителю достаточно удобный инструмент для поурочного и тематического контроля знаний учащихся по курсу общей биологии за среднюю школу.
2. Облегчить подготовку учителя к урокам, ориентировав его на конкретный понятийный аппарат, требующий oт уча¬щихся усвоения на разных уровнях деятельности от запо¬минания и достаточно высокого уровня репродукции, до по-строения логических умозаключений и творческого приме¬нения знаний.
3. Дать возможность учителю варьировать методику и технологию проведения урока в соответствии с задачами контроля, уровнем сложности изучаемого материала, осо¬бенностями класса и отдельных учащихся.
4. Обеспечить учащимся необходимый уровень усвоения большинства биологических понятий, включенных в систе¬му базового биологического образования.
5. Научить школьников работе с учебником, извлечению из него важной информации, установлению взаимосвязей между отдельными фрагментами текста, содержащимися, как внутри параграфа, так и в разных, иногда, достаточно удаленных друг от друга, параграфах.
6. Научить школьников работе с заданиями, различными по своим формулировкам, типологиям, уровням сложности.
7. Научить школьников приемам работы с информацией от тренировки памяти, до систематизации материала по разным основаниям и трансформации этого материала в текст, таблицу, график.
8.Создать у школьников мотивацию к ускоренному изу¬чению курса с целями экономии времени и его высвобожде¬ния для изучения предметов, которыми ученик интересует¬ся больше, чем биологией.
Кроме того, тестовая форма контроля обеспечивает быструю и массовую проверку знаний учащихся, что является причиной для ее применения. Риск представляет собой тематическое и поурочное планирование курса общей биологии, рассчитанного на один год изучения в 10 или 11 классе (это зависит учебного плана конкретной школы и его соответствие базовому плану).
В тесты вносятся все темы курса, включая экологию, которая сейчас включена в 9 ,10 ,11-й классы. Однако, время выделенное на изучение этой и некоторых других тем сокращено. Все задания выстраиваются в соответствии с последователь¬ностью изложения материала в учебнике и включают, в основ¬ном, содержащийся в нем понятийный аппарат.
К каждому уроку предлагается 2-3 варианта заданий (ко¬личество вариантов определяется как содержанием учебни¬ка, на основе которого строятся задания, так и требования¬ми к базовому уровню обучения). Первый вариант наиболее легкий. Он предполагает знание и первичное понимание ос¬новного содержания урока. Второй вариант рассчитан на более глубокое усвоение материала и применение знаний в знакомой ситуации. Сложнее третьи варианты заданий. Вопросы со свободным ответом и формулировки заданий к тестам требуют от учащихся умения владеть такими опера¬циями, как выделение главного в вопросе или условии зада¬чи, соотнесения элементов содержания друг с другом и по¬лучении правильного результата, выделения частного из об¬щего и обобщения на основе известного частного.
Третьи варианты заданий рассчитаны на сильных по ус¬певаемости детей, а в ряде случаев на учащихся профили¬рованных классов. Эти варианты, также как и отдельные вопросы помечены знаком * или **. Сказанное не означает, что третьи варианты не нужно предлагать детям, занимаю¬щимся по обычной программе. Большинство учителей дают материал, выходящий за рамки учебника, и задания треть¬их вариантов только сориентируют их на определенную ло¬гику построения методики преподавания.
Многие задания связывают учебный материал курса об¬щей биологии с курсами ботаники, зоологии, анатомии и фи¬зиологии человека. Биология -это единый предмет и такая связь необходима. Кроме того, в ЕНТ и экзаменационный матери¬ал за среднюю школу вопросы предыдущих курсов активновно ключаются.
В тесты включены задания разных типов, в зависимо¬сти от характера ожидаемых ответов учащихся. В соответст¬вии с общепринятой педагогической литературе класси¬фикацией, их можно разделить на следующие: задания открытого типа; задания-дополнения те, в которых ученик должен дописать слово, словосочетание, формулу; задания свободного изложения - ученик сам конст¬руирует ответ без каких-либо ограничений (кроме простран¬ности); задания закрытого типа; задания множественного выбора -те, в которых не¬обходимо выбрать правильный ответ (или ответы) из мно-жества предложенных; задания на восстановление соответствия- когда предлагается восстановить соответствие двух списков поня¬тий или терминов; исключение лишнего - исключение лишнего эле¬мента; задания на восстановление последовательности со¬бытий. Наконец, в тестах есть задания требующие умения ре¬шать генетические или экологические задачи, строить гра¬фики, систематизировать понятия и. т.д. В конце каждой те¬мы курса предлагаются контрольные работы.
Так как тесты предназначены для поурочного контро¬ля, то прежде всего, следует подумать когда, т.е. в какой ча¬сти урока его применить. Это зависит от целей урока, мето¬дики учителя, целей контроля. Варианты применения посо¬бия могут быть различными. Это и контроль при проверке домашнего задания, это и параллельная обучающая рабо¬та (например, слабого ученика) с учебником и пособием на уроке, это и закрепление изученного материала в конце уро¬ка. Одному ученику можно предложить от одного до трех ва¬риантов заданий. Это зависит от способностей, реальных знаний и заинтересованности ученика в отметке. Личный опыт автора показал, что дети с удовольствием занимаются с подобными заданиями. Методические советы при формулировке заданий теста:
Основной текст задания содержит не более 10-15 слов; каждый тест должен выражать одну идею, одну мысль; задания должны быть краткими, четкими, легко читаемыми, суждения иметь утвердительную, а не вопросительную форму; избегать таких слов, как «иногда», «часто», «обычно» в правильных утверждениях и слов «всегда», «иногда», «невозможно» в неправильных; располагать тесты по возрастанию трудности; каждое задание и ответ формулировать так, чтобы верный ответ могли дать только те, кто хорошо усвоил материал; правильные ответы должны располагаться в случайном порядке; ответы на один вопрос не должны зависеть от ответов на другие вопросы; ответы не должны содержать подсказки, быть нелепыми; задания сформулировать так, чтобы ответы могли быть получены путем рассуждения, а в число неверных ответов в первую очередь включать такие, которые являлись результатом типичных ошибок, допускаемых учащимися;
Под тестом по биологии понимается некоторая совокупность стандартизированных (в смысле форм предъявления и обработки результатов) заданий, предъявляемых малыми порциями, но охватывающих большой круг оперативно проверяемых вопросов курса. По каждой теме курса можно выделить перечень основных понятий, которыми должны овладеть все учащиеся в процессе первичного усвоения нового материала, и с помощью тестов проконтролировать их усвоение. Для определения уровня сформированности биологических понятий был проведен диагностирующий тест. Получили следующие результаты: высокий уровень 18%,средний 61%,низкий21%.
При формировании биологических понятий и качества ЗУН учащихся, тестирование, кроме диагностирующей функции, содержит обучающий потенциал. При использовании учителем ACTIVSTUDIO , Activout есть возможность сохранить в MS Word (использовать в мониторинге) и наглядно показать ученикам результаты текущего тестирования, а также провести работу над ошибками.

Категория: Биология | Добавил: Walerishou
Просмотров: 3043 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-19, 0:37 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru