Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология

Повышение качества экологических знаний на уроках биологии в 9,10 и 11 классах.
[ Скачать с сервера (0.2 Kb) ] 2011-02-20, 5:42 PM
Повышение качества экологических знаний на уроках биологии в 9,10 и 11 классах.
Горлов В.И. ОСШ №81 г. Караганда.
Одна из важнейших задач современной школы - повышение экологических знаний учащихся, вооружении их навыками грамотного использования природных ресурсов, воспитание высокой экологической культуры поведения трудовой деятельности и в быту.
Задачи экологического образования заключаются в следующем:
1. Вооружить учащихся знаниями о природе для сохранения и улучшения качества окружающей среды.
2. Сформировать представления об основных проблемах взаимодействия общества и природы.
3. Развить потребности общения с природой.
4. Дать представления об основных экологических проблемах и способах их решения.
5. Способствовать формированию экологического мышления.
6. Научить решать экологические проблемы не только на локальном уровне, но и в глобальных масштабах.
Экологическое содержание школьных курсов может быть усиленно и раскрыто разными способами.
Первый способ: расширение экологической информации. Например. изучение популяций необходимо дополнить материалом об экологических последствиях реки Или и озера Балхаш, о географических факторах распространения радиоактивных веществ. Внедрение такого материала необходимо делать лишь в отдельных случаях для обобщения новых и особенно актуальных экологических материалов.
Второй способ: формирование экологического мышления. В этом случаи приемлем другой способ, который заключается в постановке вопросов экологической направленности, как к отдельным разделам, так и к рисункам, схемам и фотографиям.
Так, представление о единстве в природе, о необходимости комплексного подхода к использованию ее ресурсов может быть наиболее успешно усвоено на материале о природных комплексах, в частности, при изучении природных зон: как изменяются основные природные компоненты в природных комплексах степной зоны,
если человек будет вырубать тугаи (леса в поймах рек)? Какие компоненты природных комплексов изменяются в связи с этим? Каким образом?
Изучение сфер материального производства и хозяйственного освоения территорий позволяет выявить экологические следствия производственной деятельности, меры по защите природной среды. Например: при изучении биоценозов можно поставить
следующее вопросы: каким образом изменились природные условия в Южного Казахстана в результате
создания большого количества крупных водохранилищ? Каковы благоприятные и неблагоприятные последствия изменений природных условий? Какие отросли хозяйства загрязняют в большей степени?
Третий способ: изучение локальных проблем. Одним из наиболее эффективных способов изучения локальных экологическим проблем является дискуссия. На территории Казахстана могут быть предложены следующее темы: « Проблемы Соколовско - Сарбайского комплекса», «Экологические проблемы территории Семипалатинского испытательного ядерного полигона», «Проблема загрязнения малых рек» и т.д.
Системой целенаправленных вопросов учитель в ходе дискуссии подводит учащихся к определенным выводам и итогам, с тем, чтобы последние были им не навязаны, а самостоятельно продуманы и правильно поняты.
Изучение локальных экологических проблем возможно также с помощью организации деловых игр. Наиболее удобной формой проведения игры является составление экологического прогноза. В этом случаи учащиеся подразделяются на группы «проектировщиков» и группы «эксперты». Изучив природные и экономические карты, литературу и учебники, «проектировщики» вносят предложения по повышению эффективности природных ресурсов конкретного региона. Группа «экспертов» дает заключение, как скажется осуществление предложенных проектов на отдельных компонентах природной среды, на природных комплексах и в целом на условия жизни людей.
Многие биологические понятия используются в качестве опорных при изучении экологических вопросов в курсах биологии, физики и химии.
Четвертый способ: реализации межпредметных связей. Рассмотрим пример изучение темы «Причины загрязнения реки Нуры». Предполагаемые вопросы:
1.Какие химические вещества использовались при поднятии целинных земель в Центральном Казахстане?
2. Каким образом они попали в реку?
3.Назовите крупнейшие промышленные предприятия, расположенные в бассейне реки.
4. Почему в реке накопилась ртуть?
5. Почему большая часть ртути залегает в илистом дне?
6.Какие природные процессы нарушаются в реке, в связи с ее загрязнением?
7.Какие меры применяются для зашиты поверхностных вод от загрязнения?
Пятый способ: работа с географической картой. С помощью карты можно конкретизировать экологические связи, перевести их на уровень зрительных образов. Для цели экологического образования могут быть использованы любые картографические материалы атласов и учебников. Их экологических потенциал раскрывается с помощью системы вопросов и заданий. Например: какие промышленные предприятия размещены в данном географическом регионе? Какое воздействие они оказывают на среду? Какие особенности природных условий способствуют возникновению экологических проблем? Эффективной формой работы с картой является составление учащимися схем рационального использования земельных угодий.
Шестой способ: необходимой частью экологического образования является непосредственное общение школьников с природой. В процессе изучения биологии оно осуществляется посредством практических работ на местности.
Для развития конкретного экологического мышления учащихся, формирования потребностей общения с природой, навыков экологически обоснованной деятельности особенно полезны экскурсии, в содержание которых входят экологические наблюдения. В начале экскурсионного маршрута перед учащимися должны быть поставлены вопросы экологического характера на которые они найдут ответы самостоятельно .
При изучении почвенных животных и растений на местности следует обращать особое внимание на характер и интенсивность эрозивных процессов, на причины возникновения и развития антропогенного воздействия.
Во время экскурсий на промышленные предприятия(ИСПАТ-КАРМЕТ)
необходимо обращать особое внимание на влияние производства на экологические условия, организацию ресурсо - и средосбериегающих технологий, работу крупных и малых очистных сооружений, малоотходных производств. Перед экскурсией, возможно, поставить перед учащимися вопросы экологической направленности. Например: при изучении экологических проблем металлургии: какие отходы возникают при производстве черных металлов? Какую продукцию получают их этих отходов? Какие задачи охраны природной среды возникают и как они решаются в производственных процессах? Как используют отходы при производстве черных металлов?
Экологические наблюдения можно проводить также и в районе транспортной магистрали - автомобильной и железной дороги.
Учащиеся могут найти здесь ответы на следующие вопросы: На каком расстоянии от магистрали осуществляется влияние газовых выбросов и их шум? Какие виды транспортных средств оказывают большое воздействие на ухудшение природной среды?
Эффективным средством экологического образования и воспитания является учебно-экологическая тропа. УЭТ - это специально оборудованный на местности экскурсионный маршрут, на котором проводятся учебные биологические экскурсии и экологические наблюдения, осуществляется природоохранительная деятельность детей.
Работа на экологической тропе способствует развитию экологического мышления, стимулирует потребности в осознанном познании окружающей среды и стремление к личному участию в ее сохранении и улучшении.
Седьмой способ: эколого-краеведческое изучение своего города. Во время городских учебных экскурсий необходимо акцентировать внимание учащихся на воздействие предприятий и транспорта на природные условия, экологическое состояние окружающей среды. Значительный интерес могут вызвать экскурсии на которых сравниваются экологические неблагополучные районы с кварталами, где состояние городской среды благоприятно для жизни людей (Темиртау и Талды - Корган, Костанай и Уральск).
В целом эколого-краеведческое изучение города имеет значительные возможности для организации широкого комплекса экологических наблюдений со школьниками.
Таким образом, экологическое образование школьников занимает особое место в учебном процессе, так как изучение основных аспектов взаимосвязи между обществом и природной средой составляет основное направление исследований современной биологической науки.
Очевидно, в школе экологические проблемы могут быть изучены с достаточной глубиной на уроках биологии, поскольку лишь биология соединяет в себе естественные и социальные звенья.
Категория: Биология | Добавил: Walerishou
Просмотров: 1819 | Загрузок: 180 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-03-29, 2:56 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru