Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология

Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые. Класс Костные рыбы
2015-02-13, 12:08 PM
Учитель биологии Попова Ольга Вячеславовна
Гимназия «Самопознание», г. Алматы

Биология – 7 класс – Глава XV. Надкласс Рыбы

План № 39
Общая характеристика надкласса Рыбы.
Класс Хрящевые. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение. Части тела покровы. Роль плавников в движении рыб. Распо-ложение и значение органов чувств. Внутреннее строение костистой рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение.
Лабораторная работа № 6.
Наблюдение за живыми рыбами. Изучение их внешнего строения. Определение возраста рыб по чешуе. Изучение скелета рыбы. Изучение внутреннего строения рыб.
Цель:
Планируется, что к окончанию урока ученики будут иметь представление об ей характеристи-ке надкласса Рыбы, особенностях внешнего и внутреннего строения костистых рыб и выпол-нят лабораторную работу № 6. «Наблюдение за живыми рыбами. Изучение их внешнего строения. Определение возраста рыб по чешуе. Изучение скелета рыбы. Изучение внутреннего строения рыб»
Образовательные задачи:
Способствовать формированию знаний у учащихся об общей характеристике надкласса Ры-бы, классе Хрящевые, классе Костные рыбы; особенностях строения на примере костистой рыбы: внешнее строение, части тела покровы, роли плавников в движении рыб, расположение и значение органов чувств, внутреннее строение костистой рыбы (опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная и выделительная системы), плавательном пузыре и его значении.
Развивающие задачи:
Содействовать формированию развития умений называть характерные признаки надкласса Рыбы, различать плавники, называть особенности пищеварительной, нервной, выделительной, дыхательной систем.
Воспитательные задачи:
Способствовать воспитанию сознательного отношения к учебе, внимательности на уроке.
Обеспечение условий для воспитания умения ценить многообразие окружающего мира, воспитывать стремление к знаниям, общей культуре.

Формы и методы организации познавательной деятельности:
Тип урока Изучение и первичное запоминание новых знаний и спосо-бов деятельности.
Форма организации урока Индивидуальная, парная
Основные понятия темы Ихтиология, боковая линия, Хрящевые рыбы, Костные рыбы, плавательный пузырь, жаберные крышки.
Контроль Проверочная работа
Оборудование Таблица Рыбы. Скелет окуня. Влажный препарат. Внутрен-нее строение рыб.
Литература 1.Биология 7 класс. К.Кайым, Р.Сатимбеков, А.Ахметов, Ж.Кожантаева. Издательсво «Атамура» Алматы 2012 г.
2.Биология – животные, Б.Е.Быховский, В.Р.Дольник, М.А.Козлов. Издательсво АСТ «Астрель» Москва, СпецЛит Санкт-Петербург 2002 г.

ХОД УРОКА:

Виды деятельности (этапы). Инструкция формы работы.
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ, ПОЗИТИВНЫЙ НАСТРОЙ. (1 мин)
Здравствуйте, садитесь! (Работа с журналом, отмечаются отсутствующие)
Цитата урока:
«Давно уже люди Земли поняли, что красота — это инстинктивно воспринимаемая целесооб-разность строения, приспособления к определенному назначению. Чем разнообразнее назначе-ние, тем красивее форма» Иван Ефремов
III.ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ СУБЪЕКТИВНОГО ОПЫТА УЧАЩИМИСЯ. (1 мин)
Запишите в тетради тему урока: Общая характеристика надкласса Рыбы.
Класс Хрящевые. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы.
В настоящее время на Земле обитает более 20 тысяч видов рыб. Они разнообразны по своему строению, окраске, формам, образу жизни.
Но все они имеют общие характерные признаки. В курсе естествознания в 5 классе вы изучали их. Назовите признаки приспособления рыб к водной среде обитания.
III. ЭТАП ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА. (20 мин)
Рыбам посвящен целый раздел зоологии – ихтиология. Рыбы – это древние позвоночные жи-вотные, приспособленные к водной среде обитания. Поэтому они имеют специальные приспо-собления во внешнем и внутреннем строении. Рассмотрим их.
Работа с учебником по заданию учителя.
Краткая характеристика надкласса Рыбы: Рассмотрите рис. 135, прочитайте на стр. 184 о признаках надкласса Рыбы, назовите их:
1.Имеют обтекаемую форму тела, сплющенную по бокам и плавники.
2.Дышат жабрами.
3.Имеют один круг кровообращения.
Классификация надкласса Рыбы: Прочитайте стр. 188 текст на розовом фоне, назови-те на какие группы можно разделить надкласса Рыбы
Надкласс Рыбы делят на классы:
1.Хрящевые рыбы
Их делят на подклассы
А.Пластиножаберные - Акулы и Скаты.
Б.Цельноголовые – химеры.
2. Костные рыбы.
Класс Костные рыбы.
Внешнее строение.
Лабораторная работа № 6.
Наблюдение за живыми рыбами. Изучение их внешнего строения. Определение возраста рыб по чешуе. Изучение скелета рыбы. Изучение внутреннего строения рыб.
Ход работы:
1.Рассмотрите внешнее строение рыбы. Найдите спинную и брюшную сторону. Рас-смотрите сплюснутое в боковом направлении обтекаемое тело. Чем покрыто тело рыбы? С чем связаны такие приспособления?
2.Рассмотрите плавники. Зарисуйте в тетради и подпишите плавники рыб.
3.Найдите органы чувств на голове: глаза, ноздри. Какие глаза у рыбы: простые или сложные?
4.Найдите среднюю линию. Какое значение в жизни рыб она имеет?
5.Рассмотрите скелет окуня. Найдите позвоночник, рёбра, череп, плавники.
Внутреннее строение костистой рыбы: Прочитайте стр. 184, 189 об особенностях внутреннего строения костных рыб, и запишите строение всех систем органов.
1.Одс (опорно-двигательная система):
А.Скелет состоит из большого количества костей. Выполняет защитную роль для внутренних органов и опорную для мышц. У личинки – появляется хорда. Затем превращается в позвоноч-ник.
Позвоночник (из позвонков – состоят из тела с отверстием и верхней дуги, нижние дуги есть только у хвостовых позвонков), делят на отделы: шейный, туловищный, хвостовой. Рёбра крепятся только к туловищным позвонкам.
Череп – скелет головы.
Плечевой пояс соединяет позвоночник с грудным плавником.
Б.Мышцы.
В.Плавательный пузырь – находится в брюшной полости над кишечником. Обеспечивает по-гружение рыб на нужную глубину.
2.Пс (пищеварительная система) – Р(рот), Г(глотка), П(пищевод), Ж(желудок), К(кишечник), А.о(анальное отверстие). Пищеварительные железы:
- железы стенок желудка выделяют желудочный сок,
- поджелудочная железа,
- печень выделяет желчь, которая накапливается в желчном пузыре.
Значение: переваривание пищи.
3.Дс (дыхательная система) – жабры состоят из жаберных дуг на каждой из которых есть жа-берные лепестки (пронизаны мелкими капиллярами) и жаберные тычинки (цедильный аппа-рат). Жабры окружены сетью капилляров. Снаружи прикрыты жаберными крышками. Для за-щиты жабр. Функция: газообмен.
4.Кс (кровеносная система) – замкнутая: сердце (2-хкамерное: предсердие и желудочек), вены, артерии, капилляры. Артерии – по которым кровь течет от сердца. Вены – сосуды, по ко-торым кровь течёт к сердцу.
Один круг кровообращения: Из предсердия кровь выталкивается в желудочек, а из него в круп-ную брюшную аорту. Клапаны препятствуют обратному току крови. Оттуда в жабры, где про-исходит газообмен. Затем кровь собирается в спинную аорту, которая тянется под позвоночни-ком. В капиллярах происходит отдача кислорода и питательных веществ - клеткам. Снова со-бирает в вены и попадает в предсердие.
Функция: транспортная.
5.Вс (выделительная система) – парные лентовидны почки, два мочеточника, мочевой пузырь. Функция: выделение мочи – вредных жидких продуктов обмена веществ.
6.Нс (неравная система) – центральная нервная система (головной и спинной мозг), перифери-ческая нервная система (нервы).
Головной мозг имеет отделы: передний, промежуточный, средний, продолговатый мозг, моз-жечок. Функция: связь с окружающей средой, регуляция работы систем органов.
Органы чувств:
А.Органы зрения – глаза видят цвет и форму предмета.
Б.Органы обоняния – чувствительные клетки, на дне слепых мешочков в ноздрях.
В.Орган слуха – внутреннее ухо. Не имеют ушных отверстий. Плавательный пузырь действу-ет как резонатор.
Г.Органы вкуса – чувствительные клетки по всему телу.
Д.Осязание – чувствительные клетки по всему телу.
Е.Боковая линия – орган, воспринимающий направление и силу движения воду.
IV.ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ ИЗУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ (5 мин)
Беседа по вопросам:
1.Назовите особенности надкласса Рыбы.
2.Каковы приспособления у рыб есть к водной среде обитания?
3.Почему рыб относят к типу хордовых?
4.Какую роль у рыб играет боковая линия?
5.Перечислите представителей животных входящих в надкласс рыб.
V. ЭТАП ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ (10 мин)
Проверочная работа с взаимопроверкой.
Задание.
А.Выберите признаки приспособления рыб к водной среде обитания:
1. Костные рыбы в основном раздельнополые.
2.Сердце двухкамерное.
3.Плавники делят на: спинные, брюшные, грудные, хвостовые.
4.Тело сплюснуто с боков.
5.На брюшной стороне зародыша виден желточный мешок.
6.Дышат жабрами.
7.Череп – скелет головы.
8.Рёбра крепятся к туловищным позвонкам.
9.Кожа покрыта слизью.
10.Длина рыб может быть различна.
11.Вены и артерии – это сосуды.
12.Плавательный пузырь находится выше желудка.
13.Боковая линия видна только у рыб.
14.Скелет хрящевой или костистый.
VI.ЭТАП ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ И РЕФЛЕКСИЯ. (2 мин)
Учащиеся совместно с учителем оценивает работу класса и индивидуально каждого ученика.
1.Проверка и оценивание записей в тетради.
2. Что осталось непонятным?
3. Оцените свою работу на уроке на «отлично», «хорошо», «есть над чем поработать».
4. Чему новому вы научились на уроке, что будете использовать в дальнейшей учебе?
VII.Д/З (1 мин) §46, 47 Выучить записи в тетради. Урок окончен.

Задание. Выберите признаки приспособления рыб к водной среде обитания:
1. Костные рыбы в основном раздельнополые.
2.Сердце двухкамерное.
3.Плавники делят на: спинные, брюшные, грудные, хвостовые.
4.Тело сплюснуто с боков.
5.На брюшной стороне зародыша виден желточный мешок.
6.Дышат жабрами.
7.Череп – скелет головы.
8.Рёбра крепятся к туловищным позвонкам.
9.Кожа покрыта слизью.
10.Длина рыб может быть различна.
11.Вены и артерии – это сосуды.
12.Плавательный пузырь находится выше желудка.
13.Боковая линия видна только у рыб.
14.Скелет хрящевой или костистый.

Задание. Выберите признаки приспособления рыб к водной среде обитания:
1. Костные рыбы в основном раздельнополые.
2.Сердце двухкамерное.
3.Плавники делят на: спинные, брюшные, грудные, хвостовые.
4.Тело сплюснуто с боков.
5.На брюшной стороне зародыша виден желточный мешок.
6.Дышат жабрами.
7.Череп – скелет головы.
8.Рёбра крепятся к туловищным позвонкам.
9.Кожа покрыта слизью.
10.Длина рыб может быть различна.
11.Вены и артерии – это сосуды.
12.Плавательный пузырь находится выше желудка.
13.Боковая линия видна только у рыб.
14.Скелет хрящевой или костистый.

Задание. Выберите признаки приспособления рыб к водной среде обитания:
1. Костные рыбы в основном раздельнополые.
2.Сердце двухкамерное.
3.Плавники делят на: спинные, брюшные, грудные, хвостовые.
4.Тело сплюснуто с боков.
5.На брюшной стороне зародыша виден желточный мешок.
6.Дышат жабрами.
7.Череп – скелет головы.
8.Рёбра крепятся к туловищным позвонкам.
9.Кожа покрыта слизью.
10.Длина рыб может быть различна.
11.Вены и артерии – это сосуды.
12.Плавательный пузырь находится выше желудка.
13.Боковая линия видна только у рыб.
14.Скелет хрящевой или костистый.
Категория: Биология | Добавил: Shamshiya
Просмотров: 2320 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.3/6
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-04-24, 1:31 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru