Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология

Фрагмент урока биологии "Компоненты биогеоценоза"
[ Скачать с сервера (21.6Kb) · Скачать удаленно () ] 2016-01-15, 7:55 AM
Фрагмент урока биологии 11 класс по теме: Компоненты биогеоценоза.
Цель урока: изучение компонентов экосистемы: продуцентов, консументов, редуцентов.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах.
Прием: инсайт
Оборудование
1. Плакат: • «Познание экосистемного строения среды обитания позволит человеку оптимально взаимодействовать с природой»;
Ход урока
Учитель зачитывает слова В.И. Вернадского: «Ни один живой организм в свободном состоянии на Земле не находится. Все организмы неразрывно и непрерывно связаны, прежде всего, питанием и дыханием – с окружающей их материально-энергетической средой. Вне ее в природных условиях они существовать не могут».
Записывает на доске тему урока.
Живые организмы тесно связаны между собой и со средой обитания: рыбы живут в воде, волки, лисицы, зайцы – в лесу. Взаимно обеспечивая жизнедеятельность друг друга, они образуют устойчивые сообщества, а в комплексе со средой обитания – устойчивую систему, которая получила название «экосистема» (от греческого экос – жилище, местообитание).
Вопрос: Что такое биогеоценоз?
Запишите в тетради: «биоценоз + абиотические факторы среды = биогеценоз».
Биотическая среда – часть экосистемы, состоящая из организмов. В зависимости от способа питания среди организмов можно выделить следующие группы: продуценты, консументы, детритофаги и редуценты.
1) Индивидуальное задание: вспомните, что вы знаете по данной теме, сделайте пометки в тетрадях.
2) Работа в паре: обменяйтесь информацией друг с другом.
3) Работа в группах: обсудите информацию между собой.
4) Выступление групп: сообщите о своих результатах.
5) После этого группам дается готовый текст по изучаемой теме, чтобы выяснить, на сколько они знакомы с темой. В ходе чего заполняется табличка:
«Знал» «Узнал» «Хочу знать»


6) Инвентаризация текста: проанализировать две колонки. ( выступление учащихся)
7) Подведение итогов, выводы учителем: продуценты – производители органических веществ, консументы – потребители органических веществ, редуценты – разрушители органических веществ. Между компонентами экосистемы постоянно возникают связи. Есть всеядные животные, которые могут питаться и растительной, и животной пищей (медведь, енот и другие, в том числе и человек). Если одно животное употребляет в пищу другое, их взаимоотношения определяются как «хищник–жертва» (лиса–заяц, волк–заяц). Если одно животное или растение длительное время существует за счет другого организма, их взаимоотношения определяются как «паразит–хозяин» (гриб трутовик на деревьях, глисты у животных). Если два организма взаимовыгодно существуют друг с другом: это «симбиоз» ( грибы – дерево, лишайник).

8) Нарушение человеком структуры экосистемы может привести ее к гибели: если сильно нарушена среда обитания, экосистема погибает. Если уничтожить естественную растительность, нечем будет питаться травоядным, а следовательно, и хищникам. Если ядохимикатами уничтожить редуцентов – плодородие почвы оскудеет, и земля будет засыпана несгнившими остатками, что тоже приведет к гибели экосистемы.

Закрепление материала:
1. Установите соответствие терминов между двумя колонками.
1) Организм;
2) популяция;
3) биоценоз;
4) биогеоценоз;
5) агроценоз;
6) экосистема.
а) Аквариум;
б) живые организмы озера;
в) лишайник;
г) муравейник;
д) степь;
е) нерпы озера Байкал;
ж) поле пшеницы.
Ответы: 1 – в, 2 – е, 3 – б, 4 – д, 5 – ж, 6 г, д.
2. Определите, кем по способу питания являются в экосистеме перечисленные организмы (П – продуценты, К – консументы, Р – редуценты):
1) олень;
2) жук-навозник;
3) одноклеточные водоросли;
4) дизентерийная амеба;
5) ель;
6) дятел;
7) волк;
8) гриб подосиновик;
9) гнилостные бактерии.
Ответы: П – 3, 5; К – 1, 2, 4, 6, 7; Р – 8, 9.
Домашнее задание: подготовьте сообщения по тем вопросам, которые в третьей колонке.
Категория: Биология | Добавил: Lenok43 | Теги: биология, биогеоценоз, продуценты
Просмотров: 201 | Загрузок: 105 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 5:09 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [778]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [463]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru