Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Биология

Строение и функции дыхательной системы.
2016-04-25, 5:41 PM
Тема урока: Строение и функции дыхательной системы.
Цели урока.
1.Образовательные: Раскрыть сущность процесса дыхания, изучить строение органов дыхания, показать взаимосвязь строения органов дыхания с их функциями, сформировать знания о строении и функции голосового аппарата, мерах профилактики заболевания голосовых связок
2.Развивающие: Развитие способностей к самостоятельной работе и логическому мышлению, формирование умения перевода из одной знаковой системы в другую: рисунок – текст, текст – таблица.
3. Воспитывающие: Формирование коммуникативных качеств, создание условий для стремления к здоровому образу жизни.
Задачи:
1.Знать значение дыхания, строение и функции органов дыхания;
2.Уметь наблюдать, работать самостоятельно и делать выводы;
3.Применять полученные знания на практике.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых первичных данных.
Формы обучения: фронтальная и групповая, объяснительно – иллюстрационный, частично - поисковый
Средства обучения: Презентация, рисунки и таблицы, видеоролики)
Ход урока.
Класс заранее поделен на 3 группы. В каждой группе – ответственный, правильный ответ оценивается баллом.
1.Актуализация класса.
2.Целеполагание.
Задание 1.Входной контроль. (слайд 3,4 ) Вставьте (устно) пропущенные слова цифрами. Процесс дыхания характерен для..(3), человек вдыхает…(2),в результате процесса дыхания…(4),в процессе дыхания растения…(5), систему органов млекопитающих составляют…(1)
1.воздухоносные пути и легкие;
2.воздух;
3.всех живых организмов;
4.освобождается энергия, необходимая для работы клеток;
5.выделяется углекислый газ.
Задание№2. (видеоролик «Дыхание живых организмов, слайд 5)
Вопрос (после видеоролика Что такое дыхание? (слайд6)
Давайте ребята вспомним дыхательную систему животных и заполним таблицу, используя порядковый номер из словарика. ( работа в тетради)
Признаки сравнения Дождевой червь лягушка паук ящерица
Дыхательная
система 2 3 1 4
Словарик: 1-легкие, трахея; 2-всей поверхностью тела; 3- кожа, легкие; 4-носовые отверстия, гортань, бронхи, трахея.
Таким образом, Какие процессы жизнедеятельности, протекающие в клетке или организме, вы можете назвать? (процесс дыхания).
Вспомните, как осуществляется дыхание у растений? (диффузно через устьица).
Вопрос для логического мышления (ответить с помощью интернета) Из какого зародышевого листка в процессе онтогенеза образовалась дыхательная система? (из энтодермы)
Что такое онтогенез?
Онтогенез – индивидуальное развитие организма.
Опыт. Ребята, я предлагаю вам зажать нос и вот такой вопрос: может ли человек долго находиться в таком состоянии? ответ «нет»
Почему? (нарушается дыхание)
Учитель выслушав детей, сообщает тему и цели урока, записывают в тетрадь
Всем известна поговорка: «Это нужно нам, как воздух». Эта поговорка выражает особую потребность организма в воздухе. Без воздуха мы можем прожить всего несколько минут. Великий врач древней Греции Гиппократ назвал воздух «пастбищем жизни)
Роль дыхания не ограничивается образованием энергии в организме. Как много в жизни и состоянием человека связано с дыханием. И состав крови, и движение, и чувство и ум.
Вопрос: Какова же физиологическая сущность дыхания? (предлагаю таблицу), сопоставление данных поможет ответить на вопрос.
Изменение состава воздуха при дыхании
Составные части воздуха Вдыхаемого (% по объему) Выдыхаемого (% по объему)
Кислород 20,95 16
азот 78,08 78,08
Углекислый газ 0,03 4
Инертные газы 0,94 0,94
Вывод: (в процессе беседы) В процессе дыхания уменьшается содержание кислорода, увеличивается содержание углекислого газа.
Вспомните, каким образом доставляется кислород к клеткам организма? (с помощью крови, которая содержит эритроциты. В состав эритроцитов вхо дит гемоглобин, образующий непрочное соединение с кислородом.
Как вы думаете с какой системой органов связано происхождение в процессе эволюции дыхательной системы? (с пищеварительной)
А теперь прочитайте на стр 163, первый абзац. Дети читают и делают вывод о сущности дыхания: дыхание – это медленное окисление органических веществ, сопровождающееся выделением энергии.
(слайд 7,8)
Составить схему «Дыхательной пути» (в тетради с помощью учебника)

Дыхательные пути / /
Верхние нижние
(носовая полость,носоглотка) ( гортань,трахея,бронхи)

Дыхательная система (схема)
/ /
Воздухоносные пути Дыхательная часть (легкие)

Задание: Посмотрите рисунок, изображающий строение дыхательной системы и расположите в нужной последовательности органы воздухоносной пути. (слайд9)


Предполагаемый ответ: 1- носовая полость; 2- носоглотка; 3- гортань, 4- трахея,5- бронхи.
Известно, что воздух населенных пунктов на примере поселка Заводского загрязнен различными примесями, вредными для здоровья человека: пыль, болезнетворными микроорганизмами и другими веществами. Если бы такой воздух поступил без изменения в организм человека – что бы произошло?
Информация из дополнительной литературы За 70 лет в легких могло бы накопиться 5 кг пыли, но этого не происходит благодаря особому строению воздухоносных путей.
Рассказ ученика (самоподготовка из дополнительной литературы) (слайд 10)
Носовая полость, которой начинаются воздухоносные пути, разделяется костно-хрящевой перегородкой на правую и левую половины. В каждой из них находятся извилистые носовые ходы, которые увеличивают поверхность носовой полости. Слизистая оболочка, выстилающая носовую полость, обильно снабжена ресничками, кровеносными сосудами и железами, выделяющими слизь. Слизь не только задерживает микробы, но и обезвреживает их. Вместе с прилипшими частицами слизь непрерывно удаляется из носовой полости. В носовой полости воздух согревается, увлажняется, очищается от пыли и обезвреживается от большей части микроорганизмов. Из носовой полости воздух попадает в носоглотку, ротоглотку, а затем - в гортань.
Вопрос: Назовите структуры, которыми в основном образованы стенки гортани? Гортань имеет вид воронки, стенки которой образованы несколькими хрящами. (слайд 11)
Вопрос к учащимся:
Почему говорят : когда я ем – я глух и нем.
Предполагаемый ответ: - можно подавиться пищей.
Почему в спокойном состоянии этого не происходит? поскольку при глотании вход в гортань закрывается надгортанником. Между хрящами гортани находятся слизистые складки – голосовые связки. О голосообразовании поговорим несколько позднее.
Ведущую роль в рождении звука играет гортань. Вы уже знаете, что между хрящами гортани расположены слизистые складки – голосовые связки. Когда человек молчит – голосовые связки расходятся и имеют вид равнобедренного треугольника. При разговоре, пении голосовые связки смыкаются. Выдыхаемый воздух давит на связки и они начинают колебаться - так рождается звук Дыхание лежит в основе речи и пения.
Информация из дополнительной литературы (учащиеся) слайд12
Голосовые связки человека подобны струнам музыкального инструмента. Чем они короче – тем больше частота их колебаний и выше голос. У женщин голосовые связки короче, чем у мужчин, вот почему голос у женщин всегда выше.
Голосовые связки могут совершать от 80 до 10 тыс. колебаний в секунду. Окончательное формирование звуков речи у человека происходит в полостях глотки, носоглотки, рта, носа при изменении положения языка, губ, нижней челюсти.
Учитель: - При определенных условиях голосовые связки могут повреждаться, утрачивать эластичность? В результате теряется окраска голоса, порою, он становится хриплым, грубым и даже исчезает совсем.
Как вы думаете, ребята, что это за условия?


Идет беседа. Предполагаемый ответ. На голосовые связки отрицательно влияет крик.
Вопрос к учащимся. Какой вывод из всего сказанного можно сделать?
Предполагаемый ответ. Для сохранения природной окраски голоса. Нужно стараться говорить спокойно, беречься от частых простуд, правильно закаливая организм, а также исключить из своей жизни курение и употребление алкоголя.
Запись в тетрадь учащихся.
Строение голосового аппарата:
Голосовые связки, глотка, носоглотка, рот, язык, губы, нижняя челюсть.
Колебания связок – рождение звука.
Длина связок – высота звука.
Степень напряжения связок – сила звука.
Из гортани вдыхаемый воздух попадает в трахею, имеющую вид трубки. Ее передняя стенка образована хрящевыми полукольцами, соединенными между собой связками и мышцами. Задняя мягкая стенка трахеи прилегает к пищеводу. слайд13
Вопрос к учащимся - Какое значение имеет такое строение трахеи?
Предполагаемый ответ: Хрящевые полукольца обеспечивают беспрепятственное прохождение воздуха, а ее мягкая задняя стенка не мешает движению пищи по пищеводу. Трахея разделяется на 2 бронха.) Бронхи входят в легкие и там ветвятся, образуя бронхиальное дерево. Концы самых мелких бронхиальных трубочек заканчиваются гроздьями тонкостенных легочных пузырьков. Их называют альвеолами.слайд 14
Роль эпителиальных клеток пузырьков? (выделяют биологические активные вещества)

Роль биологически активных веществ? (выстилают внутреннюю поверхность в виде тонкой пленки)

эпителий бронхов и трахеи
Какую роль играет тонкая пленка (плевра)? (поддерживает постоянный объем пузырьков не дает им смыкаться)
Какую роль играют вещества пленки? (обезвреживают микроорганизмы, проникающие в легкие с воздухом.
Отработанная пленка выводится через воздухоносные пути через мокроты, или переваривается легочными фагоцитами.
Заключительный этап урока. Тестирование по основным вопросам темы.
Задание 1 Значение дыхания для организма человека. (Слайд14)
Правильный ответ подчеркнуть.
1.Обеспечение питательными веществами
2.Охлаждение организма
3.Поглощение кислорода
4.Выделение паров воды
5.Выделение углекислого газа
6.Освобождение энергии.
Правильный ответ:(2-6)
Проверь себя (слайд 15,16)
ПЕРВИЧНЫЙ КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ по теме “Строение органов дыхания” (взаимоконтроль)
1.Не пропускает пищу в гортань.
2.Не дают трахее сужаться.
3.Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов, согревает его.
4.Поверхностный слой воздухоносных путей.
5.Выстилает наружную поверхность легких.
6.Основной орган дыхания человека.
7.Внутри содержит голосовые связки.
8.Самая длинная часть воздухоносного пути.
9.Путь вдыхаемого воздуха от гортани до бронхов.
Шифр для ответов.А) слизистая оболочка Б) легкие В) бронхи Г) трахея Д)носовая полость Е) надгортанник Ж) гортань З) хрящевидные полукольца И) плевра
Проверьте свои ответы.1 – Е 2 – З 3 – Д 4 – А 5 – И 6 – Б 7 – Ж 8 – В 9 – Г
Домашнее задание: п.37,стр163-165, вопросы, Подготовить дыхательные упражнения для «Тренировки голосового аппарата»


Использованная литература
1.Р.Алимкулова, Р.Сатимбеков, А.Соловьева. Биология (учебник)
Алматы «Атамұра 2012
2. Р.Алимкулова, Р.Сатимбеков, А.Соловьева. Биология
(методическое руководство) Алматы «Атамұра» 2012
3.Богданова Т.Л. Биология Задания и упражнения
Издательство «Высшая школа» Москва ГСП-4
4.Муртазин Г.М.Активные формы и методы обучения биологии»
Москва «Просвещение» 1989
5.Воронина Г.А.Школьная олимпиада . Биология (6-9 кл)
6. Оданович М.В Биология ( 7-8 кл) Издательство «Учитель» ,2007
7.Абадашев И.И.Журнал Биология Дайте глоток чистого воздуха
М «Мысль»,1973
8«Биология в школе» научно – методический журнал.Москва «Педагогика» 1990.
9.Богданов К.Ю.Физик в гостях у биолога М: Наука, 1986
10 Зверев И.Д Книга для чтения по анатомии,физиологии и гигиене человека – М» Просвещение» 1993
11Источник сайт http://academiakm.ru/b-masl2.htm
12.Источник сайт http://www.oryol.ru/material.php?id=640
13интернет - ресурс:http://interneturok.ru/ru/school/biology/8-klass( дых движения)
Категория: Биология | Добавил: дар
Просмотров: 126 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-11, 10:58 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [337]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1874]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru