Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Информатика

Поурочные планы по дисциплине "ИТ в профессиональной деятельности"
[ Скачать с сервера (1.06 Mb) ] 2012-10-27, 7:12 PM
КОЛЛЕДЖ МАБ
ПЛАН ЗАНЯТИЯ №1

Группа Дата __________
Предмет: Информационные технологии
Тема: Основные понятия ИТ. Классификация ИТ. (2ч).
Цель занятия:
Образовательная: Познакомить учащихся с основными определениями и терминами ИТ. Развивающая: активизация мысленной деятельности студентов, развитие логического мышления, развитие познавательных интересов, развитие способности выделять главное, сравнивать, обобщать, анализировать, развитие интереса к будущей профессии.
Воспитательная: способствовать расширению кругозора студентов, воспитание внимательности, аккуратности, дисциплинированности.
Тип занятия: объяснительно – демонстрационный
Форма организации: комбинированная
Программно-дидактическое оснащение: ПК, ОС Windows 7, Мультимедийный проектор (презентация на тему “Информационные технологии”), Тестовые задания для индивидуальной работы.
Межпредметные связи: информатика, ООС.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организация группы: Проверить явку студентов, объявить тему и цель занятия.
Актуализация: Как идет глобализация внедрения ИТ и есть ли острая в этом необходимость?
Проверка домашнего задания: Фронтальный опрос по темам, пройденным ранее на смежных дисциплинах.
Формирование новых понятий и способов действия: Объяснение нового материала.
Первичная проверка новых знаний и способов действия: Вопросы по новой теме:
Дать определение понятиям: Информационная технология, Настольная платформа, Корпоративная платформа, Интернет – платформа, Технологический процесс проектирования.
Закрепление новых знаний: Тест.
Информация о домашнем задании: Конспект лекция 1.
Основная литература: ИТ Конспект лекций. Составитель: Литовкина Н.В.( подбор материала в интернет).
Этап рефлексии: Оценка работы учащихся, типичных ошибок. Обсуждение с группой соответствия достигнутых результатов урока с поставленными в начале урока задачами.
Подведение итогов занятия: 5 мин, выставление оценок.
План занятия составила Литовкина Н.В.
Информационная технология - совокупность методов, производственных про¬цессов и программно-технических средств, объединенная технологическим процессом и обеспечивающая сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, по¬вышения их надежности и оперативности.
Совокупность методов и производственных процессов экономических информа¬ционных систем определяет принципы, приемы, методы и мероприятия, регламентирую¬щие проектирование и использование программно-технических средств для обработки данных в предметной области.
Цель применения информационных технологий - снижение трудоемкости исполь¬зования информационных ресурсов. Под информационными ресурсами понимается со¬вокупность данных, представляющих ценность для организации (предприятия) и высту¬пающих в качестве материальных ресурсов. К ним относятся файлы и базы данных, документы, тексты, графики, знания, аудио- и видеоинформация.
Процесс обработки данных в ЭИС невозможен без использования техниче¬ских средств, которые включают компьютер, устройства ввода-вывода, оргтехнику, линии связи, оборудование сетей. Каждые восемнадцать месяцев мощность микро¬процессора удваивалась. Становясь более мощным, компьютер одновременно стал менее дорогим, но пригодным для все более широкого круга приложений. Из инстру¬мента больших организаций компьютер стал орудием каждого. Компьютеры осна¬щаются встроенными коммуникационными средствами, скоростными модемами, большими объемами памяти, устройствами ввода-вывода изображений, позволяющи¬ми воспроизводить высококачественное видео, устройствами распознавания голоса и рукописного текста. Уже реализуется компьютерное телевидение, карманный офис на базе сотовых телефонов, предоставляющий широкий спектр услуг от видеоконферен¬ций до пересылки денежных сумм. То есть ключом технологических достижений яв¬ляется микропроцессор.
Программные средства обеспечивают создание систем обработки и саму обработ¬ку данных в экономических информационных системах. Интерфейс компьютера с пользо¬вателем обеспечивает операционная система. Она же обеспечивает пакетный режим рабо¬ты, диалоговую и сетевую технологии. Диалоговая технология означает обмен сообщениями между пользователем и приложением в режиме реального времени (инте¬рактивном режиме, on-line) или режиме разделения времени.
Техническая платформа определяет тип оборудования, на котором можно уста¬новить информационную технологию. Она имеет сложную структуру. Главным компо¬нентом технической платформы является тип компьютера, определяемый типом процес¬сора: Macintosh, Atary, Sincler, Intel, J2EE т.д. Многие современные информационные технологии используют добавочное оборудование. Например, сетевые информационные технологии зависят от сетевого оборудования: модемов, адаптеров, каналов связи и т.д. В технологии мультимедиа используются приводы CD-ROM, видео карты, звуковые карты. А так как технология мультимедиа может быть использована в сетях ЭВМ, она также за¬висит и от сетевого оборудования. Поэтому добавочное оборудование также входит в со¬став технической платформы.
Главным компонентом программной платформы является операционная система, работающая на том или ином процессоре. Для обслуживания добавочного оборудования разработаны специальные программные средства (например, драйверы). Многие из них включаются в операционные системы (например, сетевые), и эта тенденция развивается. Например, сетевая операционная система Windows NT работает на многих типах процес-соров: Intel, MIPS, ALPHA, Power PC, Linux - IA-64 (Itanium), 3/390 (Мэйнфреймы от IBM), SuperH, Intel.
Часто вид платформы зависит от использования сервера баз данных. Тогда выде¬ляют следующие виды платформ:
Настольная платформа - однопользовательская или для небольшой группы, в кото¬рой не используется сервер базы данных;
Корпоративная платформа - для рабочей группы или компании, в которой почти всегда оперируют с одним или несколькими серверами баз данных;
Интернет - платформа - для интернет или интранет приложений, которые исполь¬зуют web-сервер.
Вернемся к определению информационной технологии и рассмотрим такой важ¬ный компонент, как технологический процесс, обеспечивающий сбор, хранение, обработ¬ку, вывод и распространение информации.
Для проектирования и эксплуатации экономических информационных систем разрабатывают технологический процесс проектирования и обработки данных. Технологический процесс проектирования определяет последовательность шагов проекти¬рования функциональных подсистем ЭИС. Он состоит из нескольких крупных этапов, таких как:
• исследование и обоснование необходимости создания экономической информационной системы, разработка технического задания,
• разработка эскизного проекта,
• разработка технического проекта,
• разработка рабочего проекта,
• внедрение и Доработка рабочего проекта,
• эксплуатация системы.
Схема данных графически отображает путь данных при решении задач от момента их возникновения до передачи потребителю и определяет этапы обработки, а также при¬меняемые носители данных.
Меню действий - это горизонтальный список объектов на экране, представляю¬щих группу действий, доступных пользователю для выбора. После выбора пользователем действия может появиться выпадающее меню.
Схема программы отображает последовательность операций в программе, то есть ее алгоритм.
Схема взаимодействия программ показывает путь активации программ и взаимо¬действий с соответствующими данными. Каждая программа показывается только один раз. Наличие этой схемы объясняется тем, что посредством меню можно выбрать любое действие, хотя в реальной задаче может существовать определенная последовательность действий, которую нельзя нарушать. Например, нет смысла пользоваться не актуализиро¬ванной базой данных.
Схема работы системы отображает управление операциями и потоками данных и представляет технологический процесс обработки данных в экономических информаци¬онных системах. Эта схема, в отличие от предыдущей, показывает все возможные после¬довательности операций обработки данных, при этом одна и та же программа может ис¬пользоваться несколько раз.
Технологический процесс обработки данных определяет последовательность опе¬раций обработки данных, начиная с момента возникновения данных и до получения ре¬зультатов. Он состоит из операций и этапов.
Операция - это совокупность элементарных действий, выполняемых на одном ра¬бочем месте, которая приводит к реализации определенной функций обработки данных. Под операцией понимается любой процесс, связанный с обработкой данных. Операция реализуется программой или подпрограммой.
Этап - это совокупность взаимосвязанных операций, которая реализует закончен¬ную функцию обработки данных. В технологическом процессе выделяют следующие эта¬пы: первичный, основной и заключительный.
На первичном этапе производятся заполнение и формирование первичного доку¬мента, их сбор, визуальный контроль, регистрация, кодирование, комплектование, подсчет контрольных сумм, перенос на машинный носитель. Этот этап называют часто до машин¬ным и все операции практически выполняются вручную. ,
Визуальный контроль проверяет четкость заполнения, наличие подписей, отсутствие пропусков реквизитов и т.д. В случае ошибок предусматривается операция исправления, которую обычно выполняет источник данных.
Для сокращения объема вводимой информации и промежуточных файлов вводится операция кодирования, т.е. присвоения кодов одному или нескольким реквизитам. Обыч¬но кодируются наименования, для чего разработаны специальные, справочники и класси¬фикаторы.
Комплектование данных - вынужденная операция. При вроде больших объемов данных их разбивают на комплекты (пачки). Каждой пачке присваивается номер, который также вводится. Комплектование облегчает поиск и исправление, ошибок, обеспечивает контроль полноты вводимых данных, позволяет прервать процесс ввода или подготовки данных на машинном носителе.
Подсчет контрольных сумм выполняется по группам реквизитов или по всему до¬кументу (записи) для обеспечения достоверности данных. Существуют и другие методы программного контроля введенных данных.
Операция переноса на машинный носитель выполнялась на больших ЭВМ. Ос¬новными носителями были перфоленты, перфокарты, магнитные ленты. В настоящее время эта операция часто совмещается с непосредственным вводом в компьютер с клавиатуры, сканированием документа, распознаванием штрих - кодов, а также с получением данных по сети или по запросу из базы данных.
Основной этап содержит операции ввода данных в ЭВМ, контроля безопасности данных и систем, сортировки, фильтрации, корректировки, группировки, анализа, расчета, формирования отчетов и вывода их. Так как все операции выполняются компьютером, этот этап называют машинным.
Операция ввода данных - одна из основных и сложных операций технологическо¬го процесса. Экономические данные могут быть представлены в.виде бумажного доку¬мента, в образе электронного документа, штрих-кода, электронной таблицы, могут быть запрошены из базы данных, получены по сети, вводиться с клавиатуры, а в перспективе может осуществляться речевой ввод. Ввод обязательно сопровождается операцией кон¬троля, так как неверные данные нет смысла обрабатывать. Сами данные могут быть лю¬бого типа: текстовые, табличные, графические схемы, в виде знаний, объектов реального мира и т.д. При этом одна подсистема ЭИС обычно имеет дело с разнородными данными, приходящими из различных источников. После ввода и контроля данные могут быть за¬писаны в файл, показаны на дисплее, переданы в базу данных, переданы по сети. Чаще всего данные записываются в файл или базу.
Контроль безопасности данных и систем подразделяется на контроль достоверности данных, контроль безопасности данных и компьютерных систем. Контроль достоверности данных выполняется программно во время ввода и обработки. Средства безопасности данных и программ защищают их от копирования, искажения, несанкционированного доступа. Средства безопасности компьютерных систем обеспечивают защиту от кражи, вирусов, неправильной работы пользователей, несанкционированного доступа.
Сортировка используется для упорядочения записей файла по ключу.
Запись - это минимальная единица обмена между программой и внешней памятью. Обычно одна за¬пись содержит информацию одного документа (например, индивидуальная экзаменацион¬ная ведомость) или его законченной части (например, строка в экзаменационной ведомости группы).
Файл - совокупность записей. Структура записи и файла определяются пользователем при проектировании.
Ключ записи - реквизит или группа реквизитов, слу¬жащих для идентификации записей. Например, рассортировать записи экзаменационной ведомости по оценкам. Ключом является оценка. Сортировка упрощает дальнейшую об¬работку. В качестве утилиты она присутствует во всех файловых системах.
Фильтрация - операция выбора записи по заданному фильтру - критерию выбора записи. В результате выполнения операции пользователю выдаются записи, удовлетво¬ряющие одному или нескольким условиям (критериям выбора). Например, выбрать из файла экзаменационной ведомости отличников.
Корректировка - операция актуализации файла или базы. Она содержит операции просмотра, замены, удаления, добавления нового. Эти операции применяются к отдель¬ным реквизитам, записи, группе записей, файлу, базе.
Группировка, или разрез, сводка, - операция соединения записей, сходных по од¬ному либо нескольким ключам, в относительно самостоятельные новые объекты - груп¬пы. В Excel эта операция называется консолидацией.
Анализ - операция, реализующая метод научного исследования, основанный на расчленении целого на составляющие части, разбор, рассмотрение чего-либо для выявле¬ния закономерностей и зависимостей в данных. Для проведения анализа используются экономико-математические, статистические методы, методы выявления тенденций, про¬гнозирования, моделирования, построение графиков, диаграмм.
Расчет - операция, позволяющая выполнить требуемые вычисления для получе¬ния результатов или промежуточных данных.
Формирование отчетов - операция оформления результатов для вывода и пере¬дачи потребителю в привычном для него виде.
Вывод - операция вывода результатов на печать, в базу данных, файл, дисплей, по сети ЭВМ.
Заключительный этап содержит следующие операции: визуальный контроль ре¬зультатов, размножение, подпись и передача потребителю. Этот этап также называют по¬сле машинным. Если компьютер установлен на рабочее место информационного работ¬ника заключительный этап может содержать только операцию контроля (четкость вывода, непротиворечивость результатов и т.д.). Все остальные операции могут выполняться на машинном этапе, так как уже существует система электронной подписи, а потребителем является сам информационный работник либо результаты передаются по сети или запи¬сываются в базу.
Появление моделей бизнеса и переход к проектированию ЭИС на базе бизнес -процессов изменяет состав этапов проектирования, их назначение, структуру и содержа¬ние. Эти вопросы рассматриваются при проектировании ЭИС.
1.2. Классификация информационных технологий
Программные средства состоят из общего и прикладного программного обеспече¬ния (рис. 1.1.).
Общее программное обеспечение реализует технологии операционных систем, систем программирования и программ технического обслуживания компьютера.
Операционная система (ОС) представляет собой программу, которая автоматиче¬ски загружается при включении компьютера и предоставляет пользователю технологии, с помощью которых можно запустить программу, отформатировать дискету, скопировать файл, общаться с компьютером, обрабатывать данные в разных режимах и т.д.
Системы программирования в основном используются для проектирования и представляют язык программирования и программу перевода (транслятор, компилятор, интерпретатор) с этого языка в машинные коды. Наиболее перспективным является объ¬ектно-ориентированное программирование. Объектно-ориентированное программирова¬ние в последнее время стало визуальным (VO -Visual Objects).
Программы технического обслуживания предоставляют сервис для эксплуатации компьютера, выявления ошибок при сбоях, восстановления испорченных программ и данных.
Прикладное программное обеспечение определяет разнообразие информационных технологий и состоит из отдельных прикладных программ, или пакетов прикладных про¬грамм, называемых приложениями.
Для классификации информационных технологий используются разные критерии. В настоящее время общеупотребительными критериями являются:
• применение в предметной области; .
• функции применения;
• тип обрабатываемых данных;
• способ передачи данных;
• способ объединения технологий.
По применению в предметной области прикладное программное обеспечение де¬лится на предметные и прикладные приложения.
Предметные приложения представляют собой типовые пакеты программ реше¬ния конкретных задач, подсистем экономических информационных систем, функциональных информационных систем. Примерами типовых программ решения конкретных задач являются АРМ - автоматизированные рабочие места работников организации.
Автома¬тизированным рабочим местом - АРМ - называют персональный компьютер, оснащен¬ный профессионально ориентированными приложениями и размещенный непосредствен¬но на рабочем месте. Его назначение - автоматизация рутинных работ информационного работника. Примерами АРМ являются АРМ бухгалтера, складского работника, операцио¬ниста банка, менеджера. Примерами функциональных подсистем ЭИС являются подсис¬темы бухгалтерского учета, финансового планирования и анализа, маркетинга, кадров и т.д. Примерами, функциональных информационных систем являются банковские, стра¬ховые, налоговые и другие системы.
Для создания предметных приложений подсистем ЭИС, функциональных информа¬ционных систем и АРМ используются обеспечивающие предметные приложения и инфор¬мационные технологии общего назначения. Примерами обеспечивающих предметных тех¬нологий являются Project Expert, Marketing Expert, и приложения фирм 1C, Галактика, ПАРУС, BAAN, BaySIS и другие. Для применения обеспечивающего предметного прило¬жения требуется настройка на специфику конкретной организации и знание предметной об-ласти. Следовательно, для изучения обеспечивающих предметных технологий требуются знания предметной области. Поэтому они не рассматриваются в данном учебном пособии.
Прикладные приложения (рис. 1.1) являются информационными технологиями общего назначения и имеют общий, универсальный характер. Они применимы практиче¬ски цо всех сферах экономической и управленческой деятельности. Например, текстовые, табличные процессоры, электронная почта, интернет. Для их изучения не требуется зна¬ние предметной области.
Цель данного курса - изучение информационных технологий общего назначения для использования при решении задач в экономике исправлении.
По функциям применения можно выделить следующие, виды информационных технологий: расчеты, хранение данных, документооборот, коммуникации, организация коллективной работы, помощь в принятии решений.
Для автоматизации типовых расчетов были созданы обеспечивающие предметные технологии. Одновременно стали создаваться информационные технологии, позволяющие производить расчеты во многих предметных областях. Например, электронные таблицы.
Для хранения данных были разработаны базы данных и системы управления база¬ми данных (СУБД). В дальнейшем увеличение объемов хранимых данных, использование разных устройств для хранения, усложнение методов управления данными привело к по¬явлению распределенной обработки данных, информационных хранилищ.
Документооборот означает, что на компьютере должны решаться задачи систематизации, архивации, хранения, поиска и контроля исполнения документов. При этом обработке подлежат все типы документов, обращающихся в сфере деятельности информационных работников. Автоматизация обработки Документов начиналась с использования текстовых, электронных, графических редакторов, гипертекстовой и мультимедийной технологий, системы управления базами данных. Позднее появились системы электронного документооборота, реализующие все перечисленные функции.
Для автоматизации функций коммуникации разработаны сетевые технологии, обеспечиваемые сетевой операционной системой. Для обмена данными между удаленны¬ми пользователями разработана электронная почта.
Для организации коллективной работы отдельных групп сотрудников и всего предприятия были разработаны технологии автоматизации деловых процессов и техноло¬гии организации групповой работы.
Для поддержки принятия решений разрабатывались экспертные системы и базы знаний. В настоящее время к ним относятся системы поддержки принятия решений, дело¬вые интеллектуальные технологии выбора аналитических данных и аналитические системы.
По типу обрабатываемых данных можно выделить текстовые, табличные, графи¬ческие, мультимедийные, геоинформационные, управленческие технологии.
Текстовые данные обрабатываются текстовыми процессорами и гипертекстовой технологией. Числовые данные обрабатываются электронными таблицами, системами управления баз данных (СУБД).
Графические данные обрабатываются двух и трехмерными графическими процессорами. Мультимедийные технологии и видеоконференция
обрабатывают все типы данных, включая объекты реального времени: звук и видео. Гео¬информационные технологии обрабатывают все типы данных, включая географические и пространственные данные. Знания используется в экспертных системах, системах поддержки принятия решений, аналитических системах, относящихся к управленческим технологиям.
По способу передачи данных можно выделить сетевые и несетевые информационные технологии.
Сетевые информационные технологии обеспечиваются сетевой операционной системой. К ним относятся электронная почта, распределенная обработка дан¬ных, информационные хранилища, электронный документооборот, технологии интранет, интранет/интернет, видеоконференций, поддержки принятия решений.
Информационные технологии, работающие под управлением операционной систе¬мы, относятся к несетевым. К ним относятся технологии электронного офиса, за исклю¬чение электронной почты, электронные таблицы и графические процессоры.
По способу объединения можно выделить интегрированные информационные тех¬нологии общего назначения и технологии интегрированных систем общего назначения.
Интегрированная информационная технология представляет собой совокупность отдельных технологий с. развитым информационным взаимодействием между ними. Обыч¬но отдельные технологии реализуются одним приложением, например, электронный офис.
Интегрированная информационная система представляет собой слияние (кон¬вергенцию, объединение) интегрированных технологий с развитым информационным взаимодействием между ними в единую систему, При этом происходит усложнение и ин¬теграция выполняемых функций, трудно вычленить первоначальные технологии. Приме¬ром интегрированной информационной системы является информационное хранилище.
Категория: Информатика | Добавил: Lestat | Теги: поурочные планы, ИТ, лекции
Просмотров: 3997 | Загрузок: 426 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-03-29, 8:12 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru