Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Информатика

Разработка урока "Структуры данных. Понятие о массивах. Стандартные алгоритмы обработки одномер
[ · Скачать удаленно () ] 2011-02-26, 9:25 AM
Разработка урока "Структуры данных. Понятие о массивах. Стандартные алгоритмы обработки одномерного массива. "
Студентка 4 курса физико-математического факультета СГПИ г.Семей
Нурахатова А.С.

Урок №19
Дата проведения: __________________
Предмет: информатика
Класс: 9 класс
Тема урока: Структуры данных. Понятие о массивах. Стандартные алгоритмы обработки одномерного массива.
Цель урока: формирование знаний и умений учащихся по теме “Массивы”;
выработка первичных навыков решения задач с применением одномерных массивов.
Задачи урока:
1) формирование понятия массива, знаний характеристик массивов и их элементов, овладение умениями и навыками осуществлять ввод и вывод значений элементов одномерного массива.
2) развитие структурного мышления учащихся, предлагаемых учителем, развитие способностей к формализации.
3) привитие исследовательского подхода в познании нового, формирование умения применять на практике полученные знания.
Тип урока: комбинированный, лекция, самостоятельная работа обучающего характера с последующей самопроверкой.
Методы: словесные, проектные, методы самостоятельной работы.
Оборудование (средства обучения): демонстрации.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся. Повторение правил техники безопасности.
Требования безопасности во время работы.
• С техникой нужно обращаться бережно, на клавиатуре работать не спеша, клавиши нажимать нежно.
• При появлении изменений в функционировании аппаратуры, самопроизвольного ее отключения, необходимо немедленно прекратить работу и сообщить об этом преподавателю.
• Контролировать расстояние до экрана и правильную осанку.
• Не допускать работы на максимальной яркости экрана дисплея.
Запрещается.
• Эксплуатировать неисправную технику.
• При включенном напряжении сети отключать, подключать кабели, соединяющие различные устройства компьютера.
• Работать с открытыми кожухами устройств компьютера.
• Касаться экрана дисплея, тыльной стороны дисплея, разъемов, соединительных кабелей, токоведущих частей аппаратуры.
• Касаться автоматов защиты, пускателей, устройств сигнализации.
• Во время работы касаться труб, батарей.
• Самостоятельно устранять неисправность работы клавиатуры.
• Передвигать системный блок и дисплей.
• Класть какие-либо предметы на системный блок, дисплей, клавиатуру.
• Работать грязными, влажными руками, во влажной одежде.
• Работать при недостаточном освещении.
Запрещается без разрешения преподавателя.
• Включать и выключать компьютер, дисплей.
• Подключать кабели, разъемы и другую аппаратуру к компьютеру.
• Пользоваться преподавательским компьютером.
2. Проверка тестов на компьютере. (Учебное пособие по ТР)
3. Объяснение нового теоретического материала. Приложение №11.

Формирование понятия “массив”, знаний характеристик массивов и их элементов.
Одномерные массивы.
С понятием “массив” приходится сталкиваться при решении научно-технических и экономических задач обработки совокупностей большого количества значений. В общем случае массив – это структурированный тип данных, состоящий из фиксированного числа элементов, имеющих один и тот же тип.

Название регулярный тип (или ряды) массивы получили за то, что в них объединены однотипные (логически однородные) элементы, упорядоченные (урегулированные) по индексам, определяющим положение каждого элемента в массиве. “Массив – это составной объект, образованный из элементов (компонент) одного и того же типа.”
Такой тип данных применяется в программировании для обозначения объектов, аналогичных числовым последовательностям в математике, где сразу целая группа чисел обозначается одним именем (чаще всего буквой), а для обращения к каждому отдельному числу данной последовательности используются различные индексы (номера элементов). В математике это может выглядеть, например, так: a1, а2, а3, …, аn.
Все компоненты массива (то есть составляющие его элементы) обозначаются элементами упорядоченного множества индексов, принадлежащих к одному из порядковых типов.
Порядковые типы могут быть различными, но чаще всего для этого используется ограниченный тип (диапазон) целых чисел, например, 1..100. Тип же самих элементов может быть любым, в том числе и составным. Количество элементов массива называется его размерностью. Несложно подсчитать, что при последнем способе описания множества индексов размерность массива равна: максимальное значение индекса – минимальное значение индекса + 1.
При использовании переменных для обозначения индекса их значения к моменту использования должны быть определены, а в случае арифметических выражений их результат не должен выходить за границы массива (минимальное и максимальное значения индекса). Индексы элементов массива могут начинаться с любого целого числа, в том числе и отрицательного, например: Type bb = Array [-5..3] Of Boolean. Массивы данного типа будут содержать 9 логических переменных, пронумерованных от -5 до 3”.
“Одномерный массив – это фиксированное количество элементов одного и того же типа, объединенных одним именем, причем каждый элемент имеет свой уникальный номер, и номера элементов идут подряд. Например, введем 30 целых чисел от 25 до 54 и объединим их общим именем А. Имя А – общее имя для всех элементов. Элементы массива – целые числа, их 30.
Опишем в разделе типов свой тип – одномерный массив, состоящий из 30 целых чисел.
Type myarray = Array [1..30] Of Integer;
Напомним, что раздел типов начинается со служебного слова Type, после него идут имя нового типа и его описание.
Между именем типа и его описанием ставится знак “равно” (в разделе описания переменных между именем переменной и ее описанием ставится двоеточие). Здесь
myarray – это имя нового типа;
Array – служебное слово (в переводе с английского означает “массив”, “набор”);
[1..30] – в квадратных скобках указывается номер первого элемента, затем, после двух точек, номер последнего элемента массива;
в этом примере первый элемент имеет номер 1, а последний – номер 30;
Of – служебное слово (в переводе с английского означает “из”);
Integer – тип всех элементов массива.
Таким образом, одномерный массив описывается следующим образом:
Array [n1..n2] Of <тип элементов>;
где n1 – номер первого элемента,
n2 – номер последнего элемента массива.
Для того чтобы обратиться к элементу этого массива, необходимо указать имя массива и в квадратных скобках – номер элемента. Например, первый элемент массива. А – A[1], а пятый – A[5]. Теперь составим программу решения нашей задачи. И решение, простое решение без 30 переменных. Обратите внимание, что заполнение и вывод массива можно осуществлять только поэлементно, то есть можно сначала присвоить значение первому элементу, затем второму и т.д. Аналогично обстоит дело и с выводом массива на экран – мы станем выводить на экран первый элемент, второй, третий и так до последнего.

4. Практическая работа.

Задача 1. Вывести на экран элементы массива

Program p13;
var
a:array [1..5] of integer;
i:integer;
Begin
Writeln ('Введите элементы массива');
for i:=1 to 5 do
readln (a[i]);
for i:=1 to 5 do
writeln('a[',i,']= ',a[i]);
end.

Задача 2. Найти среднее арифметическое число
Program srednee;
var
a:array [1..5] of integer;
i:integer;
s,sr:real;
begin
s:=0;
writeln ('Введите элементы массива');
for i:=1 to 5 do
begin
readln(a[i]);
s:=s+a[i];
sr:=s/5;
end;
writeln ('среднеарифметическое = ', sr:7:2);
end.

5. Подведение итогов урока.
Теперь настала пора подвести итоги нашего урока. Посмотрим, чем же нас порадуют наши юные программисты. Еще раз обратим наши взоры на экраны компьютеров и посмотрим, у кого что получилось. Какие работы вам понравились больше всего и почему? Обоснуйте свои ответы. Для определения качества выполненных работ воспользуемся критериями оценки выполненной работы.
Учитель обращает внимание ребят на творческие находки, типичные ошибки, рациональное и нерациональное выполнение работ, оценивает деятельность каждого и группы в целом, отмечает лучшие работы. Сегодня сделали большой шаг вперед.

6. Тестирование.

1. Что есть у каждого элемента массива, чтобы к нему можно было обратиться?
а) Каждый элемент массива имеет номер (индекс).
б) Каждый элемент массива имеет тип.
в) Каждый элемент массива имеет описание.

2. Элементы массива…
а) могут быть только одного типа.
б) должны иметь название из английских, русских букв и цифр.
в) перечисляются подробно в разделе описания переменных.

3. Номером элементов массива может быть:
а) выражение любого типа определенной длины.
б) целочисленное выражение типа integer, char, перечисления и диапазоны.
в) выражение базового типа.

4. Укажите цикл ввода массива b, состоящего из n элементов, с клавиатуры.
а) for i:=1 to n do read b [i].
б) for i:=1 to n do read b (b[i]).
в) for i:=1 to n do array(b [i]).

5. Зачем нужны массивы?
а) Для обработки большого количества информации.
б) Для сохранения элементов в определенном порядке.
в) Для упорядочивания значений в ячейках памяти.

7. Домашнее задание: Проработать данные задачи дома. Запомнить ход их решения.
Примечание: при изучении нового материала учащиеся делают в тетрадь необходимые записи под руководством учителя.

Категория: Информатика | Добавил: SGK
Просмотров: 4877 | Загрузок: 697 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 12:04 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru