Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

мягкий знак после шипящих на конце слов женского рода после шипящих
2017-10-16, 5:57 PM
Дата:________________
Предмет: русский язык
Тема: мягкий знак после шипящих на конце слов женского рода после шипящих
Цели: углубить знания учащихся о функциях мягкого знака: показатель мягкости согласных, разделительный знак, показатель женского рода существительных.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Словарный диктант
Вставь пропущенные буквы, поставь ударение, подчеркни не проверяемую безударную гласную:
С__р___ка, в__рона, м__л__ко, к__рандаш, м__дведь, с__поги, ин__й, шос__е, б__рёза, р__бота, м__аш__на, к__ортофель, м__рковь, за__ц, с__бока. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение, подчеркни не проверяемую безударную гласную:
С__р___ка, в__рона, м__л__ко, к__рандаш, м__дведь, с__поги, ин__й, шос__е, б__рёза, р__бота, м__аш__на, к__ортофель, м__рковь, за__ц, с__бока.

3. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: т..традь, п..льто, к..ньки, к..ртофель, в..робьи.
– Прочитайте данные слова. Найдите сходство между ними. (Это словарные слова с непроверяемой безударной гласной. Во всех словах пишется мягкий знак. Все слова – имена существительные.)
– Что такое имя существительное? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? и что? и обозначает предмет.)
– Назовите грамматические признаки существительного. (Имя существительное имеет род и изменяется по числам.)
– В чем различие данных слов? (Здесь существительные в единственном числе – тетрадь, пальто, картофель, и во множественном – коньки, воробьи. Есть различия в нахождении и роли мягкого знака: мягкий знак встречается в конце и в середине слова, мягкий знак – показатель мягкости согласных и разделительный.)
– Цепочку букв для минутки чистописания вы составите самостоятельно. Используйте для этого первые буквы имен существительных множественного числа и мягкий знак, который должен находиться после каждой согласной. Какая цепочка у вас получилась? (Получилось кьвь.)
– Напишите эту цепочку до конца строки, меняя согласные буквы местами.
кьвь вькь кьвь …
4. Изучение нового материала.
1. На доске записаны слова: ёж, ночь, плащ, мышь, рожь, нож.
– Слова какой части речи написаны на доске?
– На какие две группы можно разделить имена существительные? (Эти существительные можно разделить на существительные мужского и женского рода.)
– Назовите имена существительные женского рода. (Имена существительные женского рода –ночь, мышь, рожь.)
Учитель пишет на доске, а дети – в тетрадях:
Ж. р.
ночь
мышь
рожь
– Назовите имена существительные мужского рода. (Имена существительные мужского рода –ёж, плащ, нож.)
Учитель и ученики продолжают запись:
Ж. р. М. р.
ночь ёж
мышь плащ
рожь нож
– Какие буквы, обозначающие звуки, написаны на конце существительных женского и мужского рода? (На конце имен существительных женского и мужского рода написаны шипящие ж, ш, ч, щ.)
Учитель и ученики подчеркивают эти буквы:
Ж. р. М. р.
ночь ёж
мышь плащ
рожь нож
– Что заметили? (На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак, а на конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется.)
– Прочитайте вопрос, который вам приготовил Почемучка. Что вы ему ответите?
2. Чтение правила, с. 170.

5. Закрепление нового материала.
1. Списывание со вставкой пропущенных букв
Поставь, где нужно мягкий знак:
Клещь____, карандаш___, дрож____, вещ___, печ___, багаж____, врач____, товарищ____, камыш____, мыш___, нож___, шалаш____, муч____. Поставь, где нужно мягкий знак:
Клещь____, карандаш___, дрож____, вещ___, печ___, багаж____, врач____, товарищ____, камыш____, мыш___, нож___, шалаш____, муч____.
2. Отгадывание загадок с распределением на ж. р. и м. р.
– Замените одним словом и напишите слова в два столбика: в первый – существительные женского рода, во второй – мужского.
1) Приспособление, с помощью которого открывают замок. (Ключ.)
2) Часть суток от вечера до утра. (Ночь.)
3) Человек, который играет на трубе. (Трубач.)
4) Специалист, который лечит больных. (Врач.)
5) Место, где купаются и загорают. (Пляж.)
6) Растение, из молотых зерен которого выпекают ржаной хлеб. (Рожь.)
– Какой столбик оказался короче? (Первый столбик, где мы записывали существительные женского рода, оказался короче.)
VI. Итог урока.
– С каким новым правилом познакомились сегодня на уроке? Приведите свои примеры.
Домашнее задание
Категория: Начальная школа | Добавил: svetik-semicvetik93 | Теги: мягкий знак на конце слова
Просмотров: 17 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2017-11-18, 3:01 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [183]
Педагогика [311]
Математика [825]
Физика [264]
История [362]
Классному руководителю [540]
Русский язык и литература [724]
Физическая культура [224]
Английский язык [433]
Искусство [196]
Родительский совет [19]
Биология [337]
Информатика [382]
Начальная школа [1959]
Мой Казахстан [250]
Технология [139]
Самопознание [182]
Технология труда [61]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [46]
Профессиональное образование [168]
Дошколенок [512]
География [138]
Школьная библиотека [54]
Казахский язык и литература [589]
Химия [41]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru