Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Природа и наша безопасность
[ Скачать с сервера (44.0 Kb) ] 2018-03-03, 7:37 PM
Тема: Природа и наша безопасность
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Задачи:
• Формировать модель здоровьесберегающего и безопасного поведения в различных опасных ситуациях и в повседневной жизни;
• Учить формулировать задачи урока;
• Учить самостоятельной мыслительной деятельности;
• Развитие самооценки и рефлексии.
Планируемые результаты
Предметные
• Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
• Освоить нормы здоровье-сберегающего поведения в природной среде;
• Характеризовать опасности природного характера;
• Находить в атласе - определителе информацию о ядовитых грибах и растениях;
• Характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными;
• Отличать гадюку от ужа;
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Метапредметные
Регулятивные
• В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, принимать и сохранять цели учебной деятельности;
• Осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные
• Понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде таблиц, сообщений;
• Анализировать объекты окружающего мира, рисунки с выделением отличительных признаков;
• Составлять рассказ на заданную тему;
• Активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе Интернет для подготовки сообщений;
• Сравнивать объекты по различным признакам.
Коммуникативные
• Понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Личностные
• Формирование личного отношения к окружающему миру;
• Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личного смысла учения;
Установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о правилах поведения в опасных ситуациях в природе.

Ход урока
Организационный момент
Встаньте ровно, ребятишки –
И девчонки, и мальчишки!
Руки вверх все, потянулись,
Мне все мило улыбнулись.
Здоровья всем мы пожелаем
И урок наш начинаем.
- Как называется наш урок? СЛАЙД 1
- Что мы узнаём на уроках окружающего мира?
- Достаточно ли у нас знаний об окружающем мире?
- Начнём наш урок с минутки календаря:
- Расскажите о погоде сегодняшнего дня по плану:
дата, облачность, осадки, ветер, температура.
Актуализация необходимых знаний
- Итак, продолжаем изучать окружающий нас мир. Но прежде проверим д/з
Проверка домашнего задания по теме «Опасные места»
1) Индивидуальный письменный опрос (работа по карточкам).
1. Соедини стрелками.
Пустырь, парк, лес одно из самых опасных мест в доме
Трансформаторная будка здесь тебя может подстерегать
преступник
Балкон может быть смертельно опасной
Подоконник здесь нельзя прыгать, играть, разводить
огонь
Лифт одно из опасных мест в окрестностях
твоего дома
Стройплощадка не вставай на него, не сиди и не лежи
2) Фронтально-устный опрос.
- Какую проблему мы решали на прошлом уроке?
- Перечислите эти опасные места.
- Кто скажет, как нужно вести себя на балконе и возле подоконника?
- Какие правила безопасности нужно соблюдать на льду?
- А сейчас давайте проверим, какие условные знаки к правилам безопасности, изученным на предыдущем уроке, вы придумали. Задание проверяется
СЛАЙД 2 Вывод: чтобы не случилась беда, нужно соблюдать правила безопасности везде и всегда.
Изучение новой темы
- Для того, чтобы узнать о чём сегодня на уроке пойдёт речь, разгадаем кроссворд. Ключевое слово подскажет вам нашу новую тему. СЛАЙД 3
1. Раскалённая стрела
Дуб свалила у села. (молния)
2. В названии этого гриба есть слово "бледная". (поганка)
м о л н и я
п о г а н к а
г а д ю к а
с о б а к а
л а н д ы ш и
я г о д а
с
к о т
ь
3. Лежит верёвка,
Шипит плутовка.
Брать её опасно –
Укусит. Ясно? (гадюка)
4. В будке спит,
Дом сторожит,
Кто к хозяину идёт
Она знать даёт. (собака)
5. Белые горошки
На зелёной ножке. (ландыши)
6. Была зелёной, маленькой
Потом я стала аленькой
На солнце покраснела я,
И вот теперь я спелая. (ягода)
7. Кто родился с усами. (кот)
Ключевое слово: Опасность
– Что же это за опасности? Где они могут встретиться? Разделите данные слова-отгадки на 2 группы. (Живая природа: кот, собака, змея, растения, грибы; неживая природа: молния) СЛАЙД 4
- О чем же мы сегодня будем говорить на уроке? (Об опасностях в живой и неживой природе)
- Откройте учебники на с.25 и прочитайте тему нашего урока. (Природа и наша безопасность) СЛАЙД 5
- Определите, чем мы будем заниматься на уроке, чему научимся? Используйте слова: на доске
узнаем…..(в каких случаях человеку приходится защищаться от природы)
научимся … (выполнять правила безопасного поведения в природе)
Если учащиеся испытывают затруднения при постановке задач, то можно попросить 1 ученика прочитать сведения на стр.24.
– Мы должны предвидеть опасность, уметь избегать её, при необходимости действовать – решительно и чётко, должны отвечать за свою жизнь и здоровье.
1.Опасности в неживой природе.
а) Фронтальная беседа по теме «Гроза»
- Многие явления неживой природы опасны для здоровья и жизни человека. Как вы думаете, что это за явления? (К таким явлениям относятся буря, метель – можно отморозить части тела, гололед – можно упасть и получить травму, гроза – получить удар молнией)
- Отгадайте загадку:
Вот по небу мчится конь –
Из-под ног летит огонь.
Конь копытом бьет могучим
И раскалывает тучи.
Так он тяжело бежит,
Что внизу земля дрожит...(Гроза) СЛАЙД 6
- Правильно. Кто уже встречался с этим явлением, что вы можете о нем рассказать?
Выслушиваются ответы детей.
– Гроза – бурное ненастье с дождем, громом и молниями. Гроза обязательно сопровождается раскатами грома и порывами ветра. Обычно можно заранее понять, что собирается гроза. Сильно печет солнце, в воздухе накапливается влага, становится душно. На горизонте можно увидеть скопление мощных кучевых облаков. Ветер начинает дуть порывами, усиливается. Затем сверху из надувшейся тучи обрушивается стена проливного дождя, иногда с градом. Сверкают молнии, раздаются оглушительные раскаты грома.
– Чем опасна гроза? Прежде всего, молниевыми разрядами. Их прямое попадание для человека может быть смертельным. Ежегодно от молний в мире гибнет около 3 тысяч человек.
В глубокой древности грозы боялись все: и большие, и маленькие. Люди тогда думали, будто это страшный великан, прогневавшись, мечет на землю огненные стрелы. Но больше, чем молний, боялись они раскатов грома. Ещё бы – как загремит СЛАЙД 6 (включает аудиозапись звука грома) – даже земля дрожит. Кажется, вот-вот она расколется!
– А как вы думаете, что опаснее: гром или молния? (Ответы учащихся.)
- Почему гром всегда гремит после вспышки молнии вам расскажет Профессор Почемушкин (видео).
- Как уберечься от удара молнии?
Выслушиваются ответы детей.
-Откройте учебники на с.25. Перед вами текст «Как вести себя во время грозы», найдите в нем правила безопасного поведения во время грозы.
Учащиеся читают самостоятельно текст.
-Какие же правила нужно соблюдать?
Закрепление изученного материала.
Работа в группах по карточкам.
– Предлагаю посоревноваться в полученных знаниях. Каждая группа получает карточку с заданием, на которой описывается поведение ребят во время грозы. Вам нужно прочитать и подчеркнуть неправильные действия ребят.
Карточка
Мы с ребятами отдыхали у реки, на краю деревни. Вдруг сгустились тучи, и вскоре пошёл сильный дождь, началась гроза.
Серёжа не испугался и продолжал купаться. Два брата – Олег и Петя – убежали домой. Коля и Андрей спрятались под высоким деревом, стоявшим на краю деревни. Игорь прикрылся от дождя листом железа, который нашёл на берегу. А я забрался в густые заросли кустарника.
* * *
– Какие неправильные действия вы обнаружили? Подчеркните?
Ответ:
Карточка
Мы с ребятами отдыхали у реки, на краю деревни. Вдруг сгустились тучи, и вскоре пошёл сильный дождь, началась гроза.
Серёжа не испугался и продолжал купаться. Два брата – Олег и Петя – убежали домой. Коля и Андрей спрятались под высоким деревом, стоявшим на краю деревни. Игорь прикрылся от дождя листом железа, который нашёл на берегу. А я забрался в густые заросли кустарника.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА СЛАЙД 9
2. Опасности в живой природе.
Ядовитые растения.
Звучит фонограмма звуков леса. СЛАЙД 10
– Здорово, что на нашей планете есть растения. Ведь благодаря им есть жизнь на Земле. Почему? Да потому, что только растения выделяют в воздух кислород! Кроме того, растения дают нам пищу: хлеб, крупы, фрукты, ягоды. Приятно играть на поляне, бродить по лесу, собирать грибы и ягоды. Общение с природой очень полезно для здоровья человека. Однако природа таит в себе и много опасностей. Существуют и опасные растения, которые нельзя есть, а к некоторым даже нельзя прикасаться.
– Давайте узнаем, какие ядовитые растения растут вокруг нас.
СЛАЙД 11-12
Работа с атласом-определителем с.
вороний глаз, ландыши, белена, дурман, волчье лыко, бузина красная, бересклет.
б) Ядовитые грибы
Фронтальная беседа
- О какой опасности мы будем говорить сейчас, вы узнаете, разгадав загадку.
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть - нет головы. (Грибы).
– Все ли грибы можно употреблять в пищу?
– Почти у каждого съедобного гриба есть двойник – ядовитый гриб. О некоторых ядовитых грибах вам расскажет Профессор Почемушкин (видео).
- Какие опасные грибы он не назвал? Посмотрите на них в учебнике и запомните.
- Какие ядовитые грибы вы знаете?
Работа по иллюстрациям учебника с.27.
- Откройте учебник на с.27. Давайте посмотрим, на иллюстрации опасных грибов. СЛАЙД 13
Во время выступления на доску проектируются соответствующие иллюстрации опасных растений и грибов.
- Но знать все ядовитые растения и грибы невозможно, поэтому нам следует соблюдать правила безопасности. Как избежать отравления ядовитыми грибами и ягодами?
- Давайте прочитаем эти правила в учебнике на с.27.
в) Ядовитые змеи
– Ещё одна опасность может нас ожидать. Ходит по пустыне человек, ищет ядовитых змей, ловит их. Но ведь они так ядовиты и опасны! Человек не боится змей – он змеелов. Это его работа. Он ловит змей, чтобы взять у них яд. Но зачем ему яд? Оказывается, змеиный яд – ценное лекарство, оно дороже золота. СЛАЙД 14
– Любая змея пуглива. Встретившись с человеком – она старается спрятаться. Но, если преградить ей дорогу, нападает. Если же вы неосторожны и наступили на змею, она ужалит. Поэтому там, где могут быть змеи, не стоит ходить в шортах и лёгких тапочках, а надо надеть сапоги
и длинные плотные брюки.
Чтобы реже встречаться с ядовитыми змеями, надо знать их любимые места. Змеи любят греться на солнце возле своих нор. Эти норы могут быть и под старым пнём, и в гнилом стволе упавшего дерева. Около таких мест нужно быть осторожнее. И, конечно, не надо совать руку
в дупло дерева – там может оказаться совсем не белочка.
- Про змей рассказывают больше небылиц, чем про всех остальных животных. Почему? В самом облике змей много таинственного и страшного – гибкое, лишённое ног тело, которое сворачивается кольцами, как канат, и вдруг с неожиданной силой распрямляется и скользит, извиваясь, по земле.
Из 2,5 тысяч видов живущих на Земле змей для человека опасны 410. Из них 50 живут в море, но никогда не нападают на купающихся. В нашей стране из ядовитых змей распространена гадюка обыкновенная.
Дополнительные сведения вы найдете в 2-х первых абзаца текста учебника на с.28.
Самостоятельное чтение текста о змеях.
Беседа после чтения
- Какая змея распространена в нашей стране? (Гадюка обыкновенная)
- Ее отличительный признак? (Её можно узнать по тёмной зигзагообразной полосе на спине)
- В каком случае она может укусить? (Нападет она на человека только ради самозащиты, поэтому в лесу нужно соблюдать осторожность)
- Что же делать, если змея всё-таки укусила? (Нужно немедленно обратиться в больницу)
г) Правила безопасности при общении с домашними животными.
- Ребята, вы знаете, что человек может пострадать не только от диких, но и от домашних животных. Домашние животные, от которых мы не ожидаем никакой опасности, могут нанести серьёзный вред нашему здоровью. Поэтому, даже общаясь с любимыми нашими кошками и собаками, нужно соблюдать правила безопасности. СЛАЙД 15
- Какие же это правила? (Нужно мыть руки после общения с животными; нельзя убегать от собаки, а то она побежит за тобой и может укусить)
- Что же вы узнали нового? (Когда кошка или собака ест или охраняет детенышей, ее нельзя трогать. Нельзя заходить на чужую территорию, охраняемую собаками. В узких проходах лучше пропустить человека с собакой. Нельзя дергать животных за хвост. Нужно делать домашним животным профилактические прививки)
- Бывали ли в вашей жизни опасные встречи с животными?
Выслушиваются ответы детей.
Согласно исследованиям, проведенным Южно-Австралийской комиссией здравоохранения, некоторые породы собак представляют серьезную угрозу для человека. СЛАЙД 16 Это бультерьеры, немецкие овчарки, доберманы-пинчеры, ротвейлеры… На территории России этот список дополняется кавказскими, среднеазиатскими, южнорусскими овчарками, боксерами, терьерами, догами.
– Эти собаки агрессивны, малочувствительны к боли. Во многих странах Европы и США желающие завести таких собак получают специальное разрешение, такое же, как и на покупку оружия. У нас таких законов нет, поэтому и бойцовских собак на улицах много. Однако степень агрессивности каждой собаки зависит не только от породы, но и от воспитания и поведения хозяина.
Помните: некусачих собак не бывает
Заключительная беседа:
- Итак, мы выяснили, какие опасности нас поджидают в неживой и живой природе.
- Какие же правила нужно соблюдать, чтобы избежать опасности?
Во время грозы:
1.Нельзя купаться во время грозы;
2.Нельзя прятаться во время грозы под высокие деревья, особенно отдельно стоящие;
3.Нельзя находиться возле металлических предметов и прикрываться от дождя металлическими предметами.
Чтобы не отравиться опасными растениями и грибами:
-Нельзя брать в рот незнакомые растения, не собирать незнакомые грибы.
При общении с животными:
Змея нападает на человека только ради самозащиты, поэтому в лесу нужно соблюдать осторожность. Если змея всё-таки укусила, нужно немедленно обратиться в больницу.
После общения с домашними животными нужно мыть руки; нельзя убегать от собаки, а то она побежит за тобой и может укусить. Когда кошка или собака ест или охраняет детенышей, ее нельзя трогать.
- Прочитайте вывод Мудрой черепахи на стр.30.
Домашнее задание СЛАЙД 17
Для всех: с.25-30 прочитать, ответить на вопросы «Проверь себя»
По желанию: подготовить сообщение о ядовитых растениях и грибах
Рефлексия
- Что вам понравилось делать на уроке? Что не понравилось? Почему?
- Что было особенно трудным?
Продолжите предложение:
«Я узнал», (в каких случаях человеку приходится защищаться от природы)
«Я повторил», (правила поведения в квартире, доме и его окрестностях)
«Я запомнил», (какие правила безопасности нужно соблюдать во время грозы, при общении с животными, при встрече с ядовитыми растениями и грибами)
– Пригодятся ли эти знания вам в повседневной жизни?
Оценка знаний учащихся и выставление отметок
-Оцените свою работу на уроке. СЛАЙД 18
Для оценки используются смайлики
Учащиеся поднимают соответствующие смайлики с дальнейшим комментированием своего выбора.
Наш урок окончен, спасибо за работу!
Категория: Начальная школа | Добавил: Татка4019
Просмотров: 28 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2018-06-20, 6:25 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [187]
Педагогика [315]
Математика [844]
Физика [271]
История [370]
Классному руководителю [551]
Русский язык и литература [744]
Физическая культура [232]
Английский язык [441]
Искусство [198]
Родительский совет [19]
Биология [343]
Информатика [394]
Начальная школа [1989]
Мой Казахстан [253]
Технология [143]
Самопознание [183]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [176]
Дошколенок [530]
География [140]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [624]
Химия [46]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru