Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

"Путешествие в Изумрудный город"
[ Скачать с сервера (771.7Kb) ] 2012-03-22, 11:28 AM
КГУ "Средняя школа №18 города Тараза"
УРОК - ВИКТОРИНА
По сказке А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»
Учитель: Солякова Валентина Владимировна
Класс: 3 «Г»
2013 год

Урок – викторина «Путешествие в Изумрудный город»
По сказке А.Волкова « Волшебник Изумрудного города»
Цели и задачи: Закрепить и расширить знания о произведении Волкова, развивать умения давать характеристику героев произведения, учить краткому пересказу, развивать память, внимание, мышление, воспитывать чувство товарищества, душевные качества: доброту, взаимовыручку.
Эпиграф: « В своей сказке я старался показать, что самое лучшее, самое дорогое на свете - это дружба и взаимная выручка» А. Волков
Оборудование: Слайды; рисунки сказочных героев (Элли, Тотошка, Лев, Дровосек, Страшила); детские рисунки; видеоролик; самодельный конверт с письмом; кроссворд, кластер.
ХОД УРОКА:
Учитель:
1. Здравствуйте ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы совершим путешествие в Изумрудный город, а наша викторина поможет узнать, как хорошо вы знаете эту сказку.
- Ну что готовы? Тогда в путь.

 Давайте для начала вспомним биографию автора, замечательного человека – А. Волкова.
1. Александр Мелентьевич Волков — русский советский писатель, драматург, переводчик.
2. Родился 14 июля 1891 года в городе Усть-Каменогорск в семье военного
фельдфебеля и портнихи.
3. Он, большой знаток иностранных языков, решил изучить еще и английский. В качестве материала для упражнений, ему принесли книгу Фрэнка Баума «Удивительный волшебник из страны Оз». Он прочел ее, рассказал двум своим сыновьям, и решил перевести. Но в итоге получился не перевод, а переложение книги американского автора. Кое-что писатель переделывал, кое-что добавлял. Например, придумал встречу с людоедом, наводнение и другие приключения. Песик Тотошка у него заговорил, девочку стали звать Элли, а Мудрец из Страны Оз обрел имя и титул — Великий и Ужасный Волшебник Гудвин...
4. Александр Волков год работал над рукописью и озаглавил ее «Волшебник Изумрудного города». Рукопись была послана известному детскому писателю С. Я. Маршаку, тот ее одобрил и передал в издательство, настоятельно посоветовав Волкову заняться литературой профессионально.
5. «Волшебник Изумрудного города» вызвал большой поток писем автору от его маленьких читателей. Дети настойчиво требовали, чтобы писатель продолжил сказку о приключениях доброй маленькой девочки Элли и ее верных друзей — Страшилы, Железного дровосека, Трусливого льва и смешной собачки Тотошки.
6. Писатель умер 3 июля 1977 года в Москве.
7. Но его книги о Волшебной стране неустанно переиздаются большими тиражами, радуя все новые поколения юных читателей…

- Молодцы ребята! В путешествие мы отправляемся ни одни, а с главным героем сказки Элли и её верным другом Тотошкой. (На доске появляется рисунок Элли с Тотошкой.
Учитель: А теперь выясним, кто пойдёт рядом с Элли в Изумрудный город?
 Предлагается отгадать загадки.
Он на палочке висит
Из соломы состоит
Кто же это отгадайте?
Быстро руки поднимайте.
(Появляется рисунок Страшилы)
Раньше жил в лесу дремучем
Ноги скрючив, руки скрючив
Весь от ржавчины больной
Отгадайте кто такой?
(Появляется Дровосек)

Как осенний лист дрожит
Очень жизнью дорожит
Будет скоро он герой
Догадайся кто такой?
(Появляется Лев)

Учитель: Чтобы отправиться в путь с героями мы должны хорошо их знать, знать их характер, их заветные мечты. Смогут ли они в трудную минуту помочь друг другу?
 Давайте составим кластер о Элли и ее друзьях: Страшиле, Железном Дровосеке, Льве. Назовем заветное желание каждого из путников.

 Мозговой штурм.
Вопросы
- Как звали мать Элли и чем она занималась? ( Анна, «хлопотала по хозяйству»)
- Почему во время урагана Элли оказалась в домике? ( из-за Тотошки)
- Кто сможет вернуть Элли домой? ( Гудвин )
- Какое заветное желание было у Страшилы? ( получить мозги )
- Почему Элли назвала Льва трусом? ( он обидел слабых )
- Кто привёз Льва с макового поля? ( мыши )
- Где принимал Гудвин посетителей? ( в тронном зале )
- Как звали отца Элли и чем он занимался? (Джон, фермер, работал в поле)
- Что убило злую Гингему? ( Летящий дом с Элли )
- Какая замечательная вещь досталась Элли от Гингемы? ( серебряные башмачки )
- Заветное желание Железного Дровосека? ( сердце )
- Почему Людоед не съел Элли сразу? ( устал, лёг спать )
- Как Лев объяснил, почему он трус ? ( таким уродился )
- Чего больше всего на свете боялась Бастинда? ( темноты и воды )
- Что помогло Элли вернуться домой ? ( серебряные башмачки )
- Кто был четвёртым членом семьи Элли? ( пёс Тотошка )
- Сколько друзей встретила Элли в путешествии? Перечислите. ( три: Страшила, Лев, Дровосек )
- Заветное желание Льва? ( быть смелым )
- По какой дороге шли друзья в Изумрудный город? ( по дороге из жёлтого кирпича )
- Какого цвета изумруд ? ( зелёного )
- Какая волшебная вещь была у Бастинды, а потом её надела Элли? ( золотая шапка )
- Действительно ли город был изумрудным? ( нет )
- Что заставлял носить Гудвин своих жителей? ( очки )
- Какого цвета стекла в очках? Для чего? ( зеленого, чтобы город казался изумрудным )
- Кто разоблачил Гудвина? ( Тотошка )

Учитель: Самоотверженность - это готовность человека отдать свою жизнь за жизнь других. Обладают ли этим качеством герои сказки?
 После утвердительного ответа детям предлагается физкультминутка под песню "Волшебник Изумрудного города”.

 « Кто это?» Отгадать. ( Выбирается листок с описанием героя, читается и дается ответ).

« У этого зверька была чёрная шерсть, остренькие ушки, маленькие, забавно блестящие глазки. Он никогда не скучал и мог играть с девочкой целый день.» ( Тотошка )

« Голова … была сделана из мешочка, набитого соломой, с нарисованными на нём глазами и ртом…Оно было одето в поношенный голубой кафтан, кое-где из прорех кафтана торчала солома. На голове была старая потёртая шляпа, с которой были срезаны бубенчики, на ногах – старые голубые ботфорты…» ( Страшила )

« У надрубленного дерева с высоко поднятым топором стоял человек, целиком сделанный из железа. Голова его, руки и ноги были прикреплены к железному туловищу на шарнирах, на голове вместо шапки была большая медная воронка, галстук на шее тоже был железный…» (Дровосек)

« Он был невысок, но очень толст. Голова его походила на котёл, а туловище – на бочку. У него были длинные руки, как у гориллы, а ноги обуты в высокие сапоги с толстыми подошвами. На нём был косматый плащ из звериных шкур. На голове вместо шлема он надел большую медную кастрюлю … и вооружился огромной дубиной с шишкой на конце, утыканной острыми гвоздями.» ( Людоед )
 Вот мы и подошли с вами к воротам Изумрудного города, сейчас мы послушаем Сережу, он расскажет, как это все описывает Александр Волков.
 Отгадав кроссворд, мы узнаем, что же помогло нашим героям (по вертикали)
1. Мудрый волшебник (Гудвин)
2. Друг Элли, который хотел получить мозги (Страшила)
3. Кем был лев до встречи с Элли? (Трус)
4. Из чего сделан дровосек? (Железо)
5. Злая волшебница, которая боялась воды (Бастинда)
6. Где жила Элли? (Канзас)
1 Д
2 Р
3 У
4 Ж
5 Б
6 А
 А теперь я предлагаю вам немного поиграть. Из мозаики нужно составить портреты главных героев.(Даются изображения главных героев, разрезанных в виде пазлов)
 Учитель: Вы рисовали иллюстрации к сказкам. Давайте посмотрим на рисунки. А также зачитаем лучшие сочинения ребят.
 Подведение итогов. НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.
Сегодня на уроке у нас была викторина по сказке ___________________________________________,
автором, которой является _________________________.
Сказка нас учит ____________________________________________________________________ Главные герои этой сказки ____________________________________________________________________.
- Герои сказки стремились к Великому Гудвину, чтобы он исполнил их желания. Однако он оказался обычным человеком, цирковым артистом. Почему же они остались удовлетворены этим посещением? Что открыл он им? (Он подарил им веру в себя)
- Почему из всех испытаний герои вышли победителями? Что помогло им? (Дружба, взаимовыручка, поддержка)
- Почему Элли, которая так рвалась домой, горько зарыдала когда эта возможность ей открылась? (Потому что она нашла настоящих друзей)
- Ребята, скажите, пожалуйста, какова основная мысль сказки?
(Волшебной силой победы овладевает умный и смелый, верный в дружбе человек. Без доброго товарищества не могут быть побеждены силы зла).
- С кем из героев книги вы бы хотели подружиться?
- Чему вас научила эта книга?
- Возникло ли у вас желание дальше познакомиться с книгами А. Волкова?

- Из всех испытаний наши герои вышли победителями. Что же им помогло? А помогло им: ДРУЖБА, ВЗАИМОВЫРУЧКА. ПОДДЕРЖКА. Значит, эта сказка учит нас этому. Будем стараться поддерживать друг друга, выручать в трудную минуту и будем учиться дружить!

- Вот и закончилось наше удивительное путешествие в Волшебной стране, о котором поведал нам замечательный детский писатель Александр Мелентьевич Волков. Наших героев она привела к исполнению желаний, а вас к победе. Счастлив тот, кто побывал в замечательных сказках А.М. Волкова, которые вошли в сокровищницу детской литературы.

 ПОСЛЕСЛОВИЕ (Письмо А.Волкова - детям)
Дорогие, девочки и мальчики!
Прочитанная вами сказочная повесть "Волшебник Изумрудного города” имеет довольно длинную историю. Впервые она была напечатана в 1939 году. А это значит, что еще до войны ее читали ваши мамы и папы и даже бабушки и дедушки.
Написана она по мотивам сказки американского писателя Френка Баума "Мудрец из страны Оз”, но я очень многое в ней изменил, дописал новые главы. В своей сказке я старался показать, что самое лучшее, самое дорогое на свете — это дружба и взаимная выручка. Они помогли Эти и ее друзьям избежать опасностей в Волшебной стране и добиться исполнения их заветных желаний.
У сказки "Волшебник Изумрудного города” — счастливая судьба: ее прочитали миллионы детей во многих странах земного шара. Она была переведена на 13 языков.
А потом получилось так, что Элли, Страшила и другие герои "Волшебника” смело шагнули из этой сказки в другие, навстречу новым путешествиям и приключениям.
Как это вышло?
А вышло это так. Прочитав "Волшебника”, ребята стали писать мне письма, где просили рассказать о том, что случилось с его героями после того, как Элли вернулась домой, а три ее друга стали правителями трех стран.
Таких писем было множество.
"Ведь не может быть, — писали мне юные читатели, — чтобы Элли не побывала снова в Волшебной стране, чтобы она и ее друзья не испытали новых приключений. Расскажите нам о них!”
Возможно, многие из вас читали эти сказки, другим удастся познакомиться с ними в будущем. Мне хотелось, чтоб, став взрослыми, вы сохранили добрые воспоминания об этой книге.
Категория: Начальная школа | Добавил: Val75 | Теги: литературное чтение, викторина, 3 класс, урок, начальные классы
Просмотров: 2407 | Загрузок: 219 | Комментарии: 11 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 3:22 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1868]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [461]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru