Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ГРАМОТНОГО ПИСЬМА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
[ Скачать с сервера (55.5Kb) ] 2014-01-11, 2:16 PM
Повседневный язык - часть человеческого устройства, а он не менее сложен, чем это устройство.
Л.Витгенштейн.
Как научиться грамотно писать - эта проблема всегда волновала учителей и ученых. Вероятно, недостаточная грамотность является следствием несовершенства методики обучения и учебных пособий. Так, учебники русского языка для начальной школы учат правописанию чаще всего на текстах с пропущенными буквами и путем «раскрывания» скобок. Прием неплох сам по себе. Но, когда такая форма работы преследует ученика на каждой странице учебника, она становится механической, потому что орфограммы как таковые здесь уже определены, и первое действие орфографической задачи за ученика выполнено.
Следовательно, в обучении русскому языку пропускается начальный этап, на котором ученики искали бы самостоятельно и выделяли орфограммы в момент письма. Изучение работ учёных-лингвистов, педагогов-новаторов, работающих над этой проблемой, убеждает в правильности высказанной мысли. Как пишет М.Р.Львов «целенаправленное обучение обнаруживанию орфограмм должно начинаться с первого года обучения, главным образом в процессе звуко - буквенного анализа слов» В этой системе обучения первоклассников чрезвычайно важным является этап формирования умений видеть орфограмму.
Звучащее слово, его фонетическая схема, зрительная опора звуковой структуры, слово на письме - все это должно быть тесно взаимосвязано, особенно на первых порах обучения, иначе схема слова абстрагируется от него и становится практически ненужной.
Следующим этапом по формированию навыков грамотного письма является выработка орфографической зоркости. Этот навык формируется в деятельности и является результатом многократных действий. Существует несколько законов, которые заключают в себе успешное овладение грамотностью:
1. Правило не изучают: к его формированию приходят самостоятельно, в совместной с учителем диалогической работе: от примеров и текста - через поиск объединяющих и выделяющих факторов (вопрос) - к формулированию для себя правила (схема, рисунок, краткое словосочетание) и диалогической огранке определения и закономерности.
2. Необходимо выбирать самую простую формулу системной закономерности, основанную прежде всего на личном опыте носителя
языка и обоснованную фонетически.
3. Всякую закономерность обращаем к ее иррациональной первооснове.
Как развивается общество и язык в целом, так развивается отдельная
личность и ее личностный код, «языковые очки» - этапы одни и те же,
но их длительность несоизмерима. Запоминается то, что мгновенно
припоминается, - модель как система аналогов, поскольку закон
грамотного письма — мгновенное припоминание верного аналога.
Если исходить из правила - ученик будет знать правило. Если из
модели как системы аналогов - он будет ориентироваться на нее и
грамотно писать.
4. Без интереса предмет не обсуждают - а он вызывается конкретным
случаем написания и заданным при этом вопросом: почему так?
Нельзя начинать с грамматических характеристик: в работе с
учителям ребята приходят к собственным формулировкам, которые
обнаруживают особенности их мышления, а значит, и возможного
сохранения - припоминания закономерности.
5. В каждом конкретном случае необходимо обозначить источник
безграмотности и стратегию борьбы с ней.
Для выполнения перечисленных выше правил полезны:
1. Индуктивность (к правилу через схемы, рисунки и т.д.).
2. Обилие иллюстраций, четко недвусмысленно классифицированных.
3. Диалогическая проработка модели с предложением примеров,
частотность которых понижается.
4. Как можно большее количество фонетических и визуально-
семантических аналогий, которые станут фактором ассоциативного
припоминания.
5. Чередование различных видов проговаривания, как:
• списывание;
• комментированное письмо;
• письмо под диктовку с предварительной подготовкой;
• письмо под диктовку;
• письмо по памяти;
• творческие работы.
6. Индивидуализация и дифференциация процесса овладения навыками
грамотного письма.
7. Разнообразие и систематизация работы со словарными словами.
8. Организация коллективных и индивидуальных работ над ошибками.
9. Система упражнений, способствующих формированию прочных
навыков грамотного письма.
Все эти методические приемы позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, навык звуко - буквенного анализа.
И третье, что необходимо для достижения грамотного письма - это научить детей самоконтролю, т.е. ученик должен уметь сам себя контролировать во время выполнения своей работы. Наиболее эффективно на данном этапе проведение разноуровневых самостоятельных работ, основанных на разных уровнях деятельности и усвоения учебного материала. Главными достоинствами разноуровневых заданий являются не только овладение приемами самостоятельной работы, самоконтроля и взаимоконтроля, но и такие положительные факторы, как:
• полная занятость всех уч-ся;
• развитие индивидуальных способностей каждого в отдельности;
• повышение качества знаний;
• формирование познавательной активности;
• гибкая система оценивания знаний школьников.
Следует также отметить, что существует группа учащихся, которая грамотно говорит или пишет, не вспоминая о правилах, которые они изучали. Тут мы имеем дело с автоматизированным действием или навыком, т.е. с чувством, или чутьем языка. Чувство языка - это высокий уровень речевой культуры и верный помощник говорящего и пишущего. Опираясь на автоматизацию, педагог имеет возможность развить чувство языка у ребенка. Для этого необходимо пересмотреть систему уроков чистописания. Мною были подобраны тексты познавательного и воспитательного характера (из детских энциклопедий, сочинений Толстого, Ушинского, Бианки и др.) Каждый учащийся переписывал их в отдельную тетрадь, не выполняя никаких заданий. Результатами такого вида работы является:
• расширение кругозора ребенка;
• повышение познавательной активности;
• реализация воспитательного момента;
• работа над каллиграфией;
• развитие орфографической зоркости.
Если ребенок, по словам К.Д. Ушинского, весь живет в звуках, в красках, образах, то ему нужна зрительная опора, нужны постоянные упражнения в письме, нужны регулярные повторения и простое, но осмысленное запоминание. Когда ученик переписывает текст, например, с описанием морей, где это и родственные ему слова встречаются многократно, он зрительно запоминает их написание. В следующий раз, когда учащемуся встретятся эти слова, неверное их написание вызовет зрительный дискомфорт «ошибкоопасного места», и ребенок употребит это слово правильно, не задумываясь о правиле проверки данной орфограммы. Также как говорящий не думает о грамматических правилах и правильно употребляет слова, также и пишущий не думает о том, какие буквы надо писать в том или другом слове: он привык это делать без особого напряжения сознания. Но, конечно, нельзя дело представлять так, что будто между знаниями, умениями и навыками существуют плотные перегородки. Например, у грамотного человека возникает сомнение. В таком случае он мобилизует свои знания и умения, проверяет, применяет правила.
Очень важно знать степень усвоения изучаемого материала и уровень грамотности каждого учащегося. При проверке письменных работ необходимо вести учет пробелов, фиксируя их в отдельной тетради. На основании анализа ошибок письменных работ должна строиться дополнительная работа: грамматические зарядки, дифференцированные задания, индивидуальные карточки.
Описанная выше система работы допускает различные варианты, которые каждый учитель может использовать по своему усмотрению. Все перечисленные выше методические приемы позволяют уменьшить число ошибок в несколько раз, сделать закон языка достоянием интуиции учащихся, а всё вместе это называется формированием навыка грамотного письма.
Методика работы, описанная в этой статье, создавалась на протяжении многих лет. В ней использован собственный опыт работы, опыт учителей - новаторов, материалы журнала «Начальная школа». Названные методические приемы не один год используются учителями нашей школы и дают положительные результаты обучения учащихся начальной школы русскому языку.
Категория: Начальная школа | Добавил: oxana6090
Просмотров: 1050 | Загрузок: 126 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 3:30 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru