Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ГРАМОТНОГО ПИСЬМА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
[ Скачать с сервера (55.5 Kb) ] 2014-01-11, 2:16 PM
Повседневный язык - часть человеческого устройства, а он не менее сложен, чем это устройство.
Л.Витгенштейн.
Как научиться грамотно писать - эта проблема всегда волновала учителей и ученых. Вероятно, недостаточная грамотность является следствием несовершенства методики обучения и учебных пособий. Так, учебники русского языка для начальной школы учат правописанию чаще всего на текстах с пропущенными буквами и путем «раскрывания» скобок. Прием неплох сам по себе. Но, когда такая форма работы преследует ученика на каждой странице учебника, она становится механической, потому что орфограммы как таковые здесь уже определены, и первое действие орфографической задачи за ученика выполнено.
Следовательно, в обучении русскому языку пропускается начальный этап, на котором ученики искали бы самостоятельно и выделяли орфограммы в момент письма. Изучение работ учёных-лингвистов, педагогов-новаторов, работающих над этой проблемой, убеждает в правильности высказанной мысли. Как пишет М.Р.Львов «целенаправленное обучение обнаруживанию орфограмм должно начинаться с первого года обучения, главным образом в процессе звуко - буквенного анализа слов» В этой системе обучения первоклассников чрезвычайно важным является этап формирования умений видеть орфограмму.
Звучащее слово, его фонетическая схема, зрительная опора звуковой структуры, слово на письме - все это должно быть тесно взаимосвязано, особенно на первых порах обучения, иначе схема слова абстрагируется от него и становится практически ненужной.
Следующим этапом по формированию навыков грамотного письма является выработка орфографической зоркости. Этот навык формируется в деятельности и является результатом многократных действий. Существует несколько законов, которые заключают в себе успешное овладение грамотностью:
1. Правило не изучают: к его формированию приходят самостоятельно, в совместной с учителем диалогической работе: от примеров и текста - через поиск объединяющих и выделяющих факторов (вопрос) - к формулированию для себя правила (схема, рисунок, краткое словосочетание) и диалогической огранке определения и закономерности.
2. Необходимо выбирать самую простую формулу системной закономерности, основанную прежде всего на личном опыте носителя
языка и обоснованную фонетически.
3. Всякую закономерность обращаем к ее иррациональной первооснове.
Как развивается общество и язык в целом, так развивается отдельная
личность и ее личностный код, «языковые очки» - этапы одни и те же,
но их длительность несоизмерима. Запоминается то, что мгновенно
припоминается, - модель как система аналогов, поскольку закон
грамотного письма — мгновенное припоминание верного аналога.
Если исходить из правила - ученик будет знать правило. Если из
модели как системы аналогов - он будет ориентироваться на нее и
грамотно писать.
4. Без интереса предмет не обсуждают - а он вызывается конкретным
случаем написания и заданным при этом вопросом: почему так?
Нельзя начинать с грамматических характеристик: в работе с
учителям ребята приходят к собственным формулировкам, которые
обнаруживают особенности их мышления, а значит, и возможного
сохранения - припоминания закономерности.
5. В каждом конкретном случае необходимо обозначить источник
безграмотности и стратегию борьбы с ней.
Для выполнения перечисленных выше правил полезны:
1. Индуктивность (к правилу через схемы, рисунки и т.д.).
2. Обилие иллюстраций, четко недвусмысленно классифицированных.
3. Диалогическая проработка модели с предложением примеров,
частотность которых понижается.
4. Как можно большее количество фонетических и визуально-
семантических аналогий, которые станут фактором ассоциативного
припоминания.
5. Чередование различных видов проговаривания, как:
• списывание;
• комментированное письмо;
• письмо под диктовку с предварительной подготовкой;
• письмо под диктовку;
• письмо по памяти;
• творческие работы.
6. Индивидуализация и дифференциация процесса овладения навыками
грамотного письма.
7. Разнообразие и систематизация работы со словарными словами.
8. Организация коллективных и индивидуальных работ над ошибками.
9. Система упражнений, способствующих формированию прочных
навыков грамотного письма.
Все эти методические приемы позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, навык звуко - буквенного анализа.
И третье, что необходимо для достижения грамотного письма - это научить детей самоконтролю, т.е. ученик должен уметь сам себя контролировать во время выполнения своей работы. Наиболее эффективно на данном этапе проведение разноуровневых самостоятельных работ, основанных на разных уровнях деятельности и усвоения учебного материала. Главными достоинствами разноуровневых заданий являются не только овладение приемами самостоятельной работы, самоконтроля и взаимоконтроля, но и такие положительные факторы, как:
• полная занятость всех уч-ся;
• развитие индивидуальных способностей каждого в отдельности;
• повышение качества знаний;
• формирование познавательной активности;
• гибкая система оценивания знаний школьников.
Следует также отметить, что существует группа учащихся, которая грамотно говорит или пишет, не вспоминая о правилах, которые они изучали. Тут мы имеем дело с автоматизированным действием или навыком, т.е. с чувством, или чутьем языка. Чувство языка - это высокий уровень речевой культуры и верный помощник говорящего и пишущего. Опираясь на автоматизацию, педагог имеет возможность развить чувство языка у ребенка. Для этого необходимо пересмотреть систему уроков чистописания. Мною были подобраны тексты познавательного и воспитательного характера (из детских энциклопедий, сочинений Толстого, Ушинского, Бианки и др.) Каждый учащийся переписывал их в отдельную тетрадь, не выполняя никаких заданий. Результатами такого вида работы является:
• расширение кругозора ребенка;
• повышение познавательной активности;
• реализация воспитательного момента;
• работа над каллиграфией;
• развитие орфографической зоркости.
Если ребенок, по словам К.Д. Ушинского, весь живет в звуках, в красках, образах, то ему нужна зрительная опора, нужны постоянные упражнения в письме, нужны регулярные повторения и простое, но осмысленное запоминание. Когда ученик переписывает текст, например, с описанием морей, где это и родственные ему слова встречаются многократно, он зрительно запоминает их написание. В следующий раз, когда учащемуся встретятся эти слова, неверное их написание вызовет зрительный дискомфорт «ошибкоопасного места», и ребенок употребит это слово правильно, не задумываясь о правиле проверки данной орфограммы. Также как говорящий не думает о грамматических правилах и правильно употребляет слова, также и пишущий не думает о том, какие буквы надо писать в том или другом слове: он привык это делать без особого напряжения сознания. Но, конечно, нельзя дело представлять так, что будто между знаниями, умениями и навыками существуют плотные перегородки. Например, у грамотного человека возникает сомнение. В таком случае он мобилизует свои знания и умения, проверяет, применяет правила.
Очень важно знать степень усвоения изучаемого материала и уровень грамотности каждого учащегося. При проверке письменных работ необходимо вести учет пробелов, фиксируя их в отдельной тетради. На основании анализа ошибок письменных работ должна строиться дополнительная работа: грамматические зарядки, дифференцированные задания, индивидуальные карточки.
Описанная выше система работы допускает различные варианты, которые каждый учитель может использовать по своему усмотрению. Все перечисленные выше методические приемы позволяют уменьшить число ошибок в несколько раз, сделать закон языка достоянием интуиции учащихся, а всё вместе это называется формированием навыка грамотного письма.
Методика работы, описанная в этой статье, создавалась на протяжении многих лет. В ней использован собственный опыт работы, опыт учителей - новаторов, материалы журнала «Начальная школа». Названные методические приемы не один год используются учителями нашей школы и дают положительные результаты обучения учащихся начальной школы русскому языку.
Категория: Начальная школа | Добавил: oxana6090
Просмотров: 1789 | Загрузок: 142 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-19, 5:27 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru