Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа |
[ Скачать с сервера (55.5 Kb) ] | 2014-01-11, 2:16 PM |
Повседневный язык - часть человеческого устройства, а он не менее сложен, чем это устройство. Л.Витгенштейн. Как научиться грамотно писать - эта проблема всегда волновала учителей и ученых. Вероятно, недостаточная грамотность является следствием несовершенства методики обучения и учебных пособий. Так, учебники русского языка для начальной школы учат правописанию чаще всего на текстах с пропущенными буквами и путем «раскрывания» скобок. Прием неплох сам по себе. Но, когда такая форма работы преследует ученика на каждой странице учебника, она становится механической, потому что орфограммы как таковые здесь уже определены, и первое действие орфографической задачи за ученика выполнено. Следовательно, в обучении русскому языку пропускается начальный этап, на котором ученики искали бы самостоятельно и выделяли орфограммы в момент письма. Изучение работ учёных-лингвистов, педагогов-новаторов, работающих над этой проблемой, убеждает в правильности высказанной мысли. Как пишет М.Р.Львов «целенаправленное обучение обнаруживанию орфограмм должно начинаться с первого года обучения, главным образом в процессе звуко - буквенного анализа слов» В этой системе обучения первоклассников чрезвычайно важным является этап формирования умений видеть орфограмму. Звучащее слово, его фонетическая схема, зрительная опора звуковой структуры, слово на письме - все это должно быть тесно взаимосвязано, особенно на первых порах обучения, иначе схема слова абстрагируется от него и становится практически ненужной. Следующим этапом по формированию навыков грамотного письма является выработка орфографической зоркости. Этот навык формируется в деятельности и является результатом многократных действий. Существует несколько законов, которые заключают в себе успешное овладение грамотностью: 1. Правило не изучают: к его формированию приходят самостоятельно, в совместной с учителем диалогической работе: от примеров и текста - через поиск объединяющих и выделяющих факторов (вопрос) - к формулированию для себя правила (схема, рисунок, краткое словосочетание) и диалогической огранке определения и закономерности. 2. Необходимо выбирать самую простую формулу системной закономерности, основанную прежде всего на личном опыте носителя языка и обоснованную фонетически. 3. Всякую закономерность обращаем к ее иррациональной первооснове. Как развивается общество и язык в целом, так развивается отдельная личность и ее личностный код, «языковые очки» - этапы одни и те же, но их длительность несоизмерима. Запоминается то, что мгновенно припоминается, - модель как система аналогов, поскольку закон грамотного письма — мгновенное припоминание верного аналога. Если исходить из правила - ученик будет знать правило. Если из модели как системы аналогов - он будет ориентироваться на нее и грамотно писать. 4. Без интереса предмет не обсуждают - а он вызывается конкретным случаем написания и заданным при этом вопросом: почему так? Нельзя начинать с грамматических характеристик: в работе с учителям ребята приходят к собственным формулировкам, которые обнаруживают особенности их мышления, а значит, и возможного сохранения - припоминания закономерности. 5. В каждом конкретном случае необходимо обозначить источник безграмотности и стратегию борьбы с ней. Для выполнения перечисленных выше правил полезны: 1. Индуктивность (к правилу через схемы, рисунки и т.д.). 2. Обилие иллюстраций, четко недвусмысленно классифицированных. 3. Диалогическая проработка модели с предложением примеров, частотность которых понижается. 4. Как можно большее количество фонетических и визуально- семантических аналогий, которые станут фактором ассоциативного припоминания. 5. Чередование различных видов проговаривания, как: • списывание; • комментированное письмо; • письмо под диктовку с предварительной подготовкой; • письмо под диктовку; • письмо по памяти; • творческие работы. 6. Индивидуализация и дифференциация процесса овладения навыками грамотного письма. 7. Разнообразие и систематизация работы со словарными словами. 8. Организация коллективных и индивидуальных работ над ошибками. 9. Система упражнений, способствующих формированию прочных навыков грамотного письма. Все эти методические приемы позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, навык звуко - буквенного анализа. И третье, что необходимо для достижения грамотного письма - это научить детей самоконтролю, т.е. ученик должен уметь сам себя контролировать во время выполнения своей работы. Наиболее эффективно на данном этапе проведение разноуровневых самостоятельных работ, основанных на разных уровнях деятельности и усвоения учебного материала. Главными достоинствами разноуровневых заданий являются не только овладение приемами самостоятельной работы, самоконтроля и взаимоконтроля, но и такие положительные факторы, как: • полная занятость всех уч-ся; • развитие индивидуальных способностей каждого в отдельности; • повышение качества знаний; • формирование познавательной активности; • гибкая система оценивания знаний школьников. Следует также отметить, что существует группа учащихся, которая грамотно говорит или пишет, не вспоминая о правилах, которые они изучали. Тут мы имеем дело с автоматизированным действием или навыком, т.е. с чувством, или чутьем языка. Чувство языка - это высокий уровень речевой культуры и верный помощник говорящего и пишущего. Опираясь на автоматизацию, педагог имеет возможность развить чувство языка у ребенка. Для этого необходимо пересмотреть систему уроков чистописания. Мною были подобраны тексты познавательного и воспитательного характера (из детских энциклопедий, сочинений Толстого, Ушинского, Бианки и др.) Каждый учащийся переписывал их в отдельную тетрадь, не выполняя никаких заданий. Результатами такого вида работы является: • расширение кругозора ребенка; • повышение познавательной активности; • реализация воспитательного момента; • работа над каллиграфией; • развитие орфографической зоркости. Если ребенок, по словам К.Д. Ушинского, весь живет в звуках, в красках, образах, то ему нужна зрительная опора, нужны постоянные упражнения в письме, нужны регулярные повторения и простое, но осмысленное запоминание. Когда ученик переписывает текст, например, с описанием морей, где это и родственные ему слова встречаются многократно, он зрительно запоминает их написание. В следующий раз, когда учащемуся встретятся эти слова, неверное их написание вызовет зрительный дискомфорт «ошибкоопасного места», и ребенок употребит это слово правильно, не задумываясь о правиле проверки данной орфограммы. Также как говорящий не думает о грамматических правилах и правильно употребляет слова, также и пишущий не думает о том, какие буквы надо писать в том или другом слове: он привык это делать без особого напряжения сознания. Но, конечно, нельзя дело представлять так, что будто между знаниями, умениями и навыками существуют плотные перегородки. Например, у грамотного человека возникает сомнение. В таком случае он мобилизует свои знания и умения, проверяет, применяет правила. Очень важно знать степень усвоения изучаемого материала и уровень грамотности каждого учащегося. При проверке письменных работ необходимо вести учет пробелов, фиксируя их в отдельной тетради. На основании анализа ошибок письменных работ должна строиться дополнительная работа: грамматические зарядки, дифференцированные задания, индивидуальные карточки. Описанная выше система работы допускает различные варианты, которые каждый учитель может использовать по своему усмотрению. Все перечисленные выше методические приемы позволяют уменьшить число ошибок в несколько раз, сделать закон языка достоянием интуиции учащихся, а всё вместе это называется формированием навыка грамотного письма. Методика работы, описанная в этой статье, создавалась на протяжении многих лет. В ней использован собственный опыт работы, опыт учителей - новаторов, материалы журнала «Начальная школа». Названные методические приемы не один год используются учителями нашей школы и дают положительные результаты обучения учащихся начальной школы русскому языку. | |
Просмотров: 1789 | Загрузок: 142 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|