Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Урок математики в 4 классе. Величины.
[ Скачать с сервера (59.0Kb) ] 2014-01-30, 7:51 PM
Иванченко Алёна Анатольевна – учитель начальных классов СШ№1 имени Б. Кундакбаевой Коксуский район п. Балпык би.
Урок математики в 4 классе.

Тема: Величины. Обобщение.
Цель: обобщить знания, умения и навыки по изученным величинам.
Задачи: - закрепить знания по величинам;
- развивать мышление, умение применять на практике полученные знания;
- повторить геометрические фигуры, понятие об именованных числах;
- прививать любовь к точным наукам;
- воспитывать чувство дружбы, взаимовыручку, стремление к добыванию знаний.
Тип урока – урок путешествия, обобщения.
Оборудование: доска, поезд (из геометрических фигур), чертеж многоугольника.
Ход урока.
I. Организационный момент. Оформление тетрадей.
II. Устный счет. Актуализация знаний.
Постановка цели урока.
На доске шифр. Считайте, записывайте ответ и букву из шифра.
2 5 6 51 89 96 54000 На доске
И В Ч Ы Е Н Л Написать!
А) найдите частное 85 и 17.
85:17=5 – В
Б) Найдите число, при делении которого на 7 получится в частном 12 и остаток 5.
(x-5):7=12 12*7+5=89
X=89 – Е
В) Найдите произведение 90 и 600.
90*600=54000 – Л
Г) Во сколько раз разность чисел 47 и 29 меньше 36?
36:(47-29)=2 – И
Д) Делимое 48000, делитель 8000. Чему равно частное? 48000:8000=6 – Ч
Е) Сумму чисел 39 и 5 разделите на 22.
(39+5):22=2 – И
Ж) Какое число надо разделить на 6, чтобы получилось 16?
X:6=16
X=96 - Н
З) Первый множитель 17, второй – 3. Чему равно произведение?
17*3 =51 – Ы
- Какое слово получилось? Величины.
- Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по стране Величин. В этой стране живут только именованные числа.
- А для чего мы используем именованные числа? (Для обозначения величин).
- Для того, чтобы вспомнить какие мы знаем величины, выполним следующее задание.
5 учеников решают на доске 5 уравнений.

9*a+230=500 2*c-420=320 570+x:3=800
9*a=500-230 2*c=320+420 x:3=800-570
9*a=270 2*c=740 x:3=230
а=270:9 c=740:2 x= 230*3
а=30 c=370 x=690

1200+6*y=4200 5*x=17+18
6*y=4200-1200 5*x=35
6*y=3000 x=35:5
y=3000:6 x=7
y=500
Учащиеся находят корни уравнений, переворачивают листки. На листках геометрические фигуры, в которые написаны величины.
- Какие величины знаем?
Длина Масса Время Площадь Объем

- Посмотрите какие геометрические фигуры вы здесь видите?
- Что образовали данные фигуры? (поезд)
- Для чего существуют поезда? (Поезд – это вид транспорта. Он служит для перевозки грузов и людей).
- Вот на нем мы сегодня и отправимся в путь. На каждой станции будем отцеплять по одному вагончику.
Итак, в путь!
III. Работа по теме урока.
- Первая наша станция «Длина».
- В каких единицах измеряется длина?
- Как появились меры длины нам расскажет один ученик.
Нельзя представить себе жизнь человека, не производящего измерений: это и портные, и механики, и обыкновенные школьники. Сегодня мы все знакомы с линейкой, с метром, а что же существовало до того, как все это изобрели? Первыми измерительными приборами были части тела: пальцы рук, ладонь, ступня. Так у древних египтян основной мерой длины служил локоть (расстояние от конца пальцев до согнутого локтя). Он делился на семь ладоней, а ладонь на четыре пальца. В Англии также существовали единицы длины, связанные с частями тела человека: дюйм (2,5 см) в переводе с голландского означает «большой палец»; фут (30 см, или 12 дюймов) с английского «нога»; ярд – это расстояние от носа короля Генриха I до конца среднего пальца его вытянутой руки.
В Японии существовала мера, называемая лошадиным башмаком. Она была равна пути, в течении которого изнашивалась соломенная подошва, привязанная к копытам лошади. У многих народов расстояние определялось длительностью полета стрелы или пушечного ядра.
До сегодняшнего дня сохранилось выражение «не подпустить на пушечный выстрел».
На Руси использовались сажень (маховая, косая); верста, локоть, аршин.
Маховая сажень (1,76 литра) – расстояние между раскинутыми в сторону руками.
Косая сажень (2,48 литра) – расстояние от каблука правой ноги до кончиков пальцев вытянутой вверх левой руки. Слово аршин пришло с Востока. Он равен 71 см.

Используя таблицу, определите:
Сажень = 3 аршина = 7 футов = 2 м 13 см
Фут = 12 дюймов = 30 см 5 мм
Аршин = 71 см
Вершок = 4 см 4 мм
Дюйм = 2 см 5 мм
- Какого роста была Дюймовочка? 2 см 55 мм.
- Каков был рост человека, про которого говорят «от горшка два вершка»? 8 см 8 мм.
- 7 футов под килем, это сколько? 30 см 5 мм = 2 м 13 см 5 мм.
- Молодцы.
А сейчас мы поработаем с современными единицами измерения длины.
- Выполним действия с именованными числами. Работа по учебнику.
2 ученика у доски.
А) (30 км – 5 км 964 м) : 6 = 4 км 6 м
Б) 40 км 20 м – 78 м 28 мм * 500 = 1 км 6 м
- Отцепляем один вагончик.

- Следующая наша станция «Масса».
- Какие единицы измерения живут на этой станции? (кг, ц, т, г).
- Выполним задания на преобразование одних единиц измерения в другие:
Самостоятельная работа.
7 т 8 ц = 78 ц 8602 г = 8 кг 406 г
8 ц 32 кг = 832 кг 37 ц = 3 т 7 ц
9 т 350 кг = 9350 кг 605 кг = 6 ц 5 кг
6175 кг = 6 т 175 кг 3 кг 250 г = 3250 г.
- Отцепляем вагончик.

- Прибыли мы на станцию «Время».
- В чем измеряется время?
- Чему равны единицы времени нам расскажет ученик.
- Выполним задания на нахождение времени.
Работа по учебнику.
- О чем говорится в задаче? (о поезде)
- На сколько частей разделен путь поезда.
- Что мы знаем о первой части пути? О второй части?
- Что спрашивается в задаче?
- Как найти время?
Один ученик решает задачу у доски.
→70 км/ч → 60 км/ч S1 = 560 км
V1 = 70 км/ч
560 км 240 км t1 - ? ч
S2 = 240 км
V2 = 60 км/ч
t2 - ? ч
t - ? ч
560:70+240:60=12 ч
Ответ: Поезд был в пути 12 часов.

- Есть такая пословица «Делу – время, а потехе час». Как вы понимаете эти слова.

- Физминутка.

- Теряешь воду! – замечали древние, если кто-нибудь говорил не по делу. А мы бы сказали – теряешь время. «Какая связь» - скажите вы, - «между водой и временем?»
А вот послушайте.
Для измерения небольших промежутков времени люди изобрели часы. Сначала появились солнечные часы в Египте. Они работали только днем. Позже появились другие виды часов: водяные, песочные, механические и даже электрические.
Водяные часы изобрели греки. Их называли клепсидрой – сосуд в виде конуса, из которого вытекает вода. Отметки на сосуде определяют сколько воды вытекло, столько времени и прошло. Знаменитый философ Платон построил клепсидру, которая в определенный час созывала учеников на занятия, издавая звон. Так появился первый школьный звонок.
Самые знаменитые часы мира: Куранты на Кремлевской башни в Москве и Биг-Бен в Англии.
- Вот почему говорят: «Время как вода».

Следующая станция «Площадь».
- Что называется площадью? (поверхность, которую предмет занимает на плоскости).
- В чем измеряется площадь? (мм², см², дм², м², км², а, га).
- Чему равен 1 а? 1 га?
1 а = 100 м²
1 га = 10000 м² = 100 а
Вывешивается чертеж. Один ученик у доски.

8 м 5 м
8м 3 м
S=8*8+5*3=64+15=79 м².

- Отцепляем вагончик и отправляемся к нашей последней остановки «Объем».
- Что такое объем?
- Как найти объем? (a*b*c=v)
- В чем измеряется объем? (м³, см³, дм³)
Работа по учебнику.
- Какие фигуры изображены? (прямоугольный параллелепипед и куб)
- Какой их этих параллелепипедов вместительнее? Что это означает?
Два ученика у доски.
V1 = 87 см * 56 см * 43 см = 209496 см³
V2 = 62 см * 62 см * 62 см = 238328 см³
V2>V1
- Отцепим последний вагончик.
Наш паровозик может возвращаться домой.
IV. Итог урока.
- Какие величины повторили?
- Что нового узнали?
Категория: Начальная школа | Добавил: ALJONA
Просмотров: 658 | Загрузок: 134 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-11, 10:58 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [337]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1874]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru