Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Дифференциация учебной работы младших школьников.
[ Скачать с сервера (980.0Kb) ] 2014-01-31, 1:15 PM
Дифференциация учебной работы младших школьников.
Современные концепции начального образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности младшего школьника на основе формирования учебной деятельности. Необходимо создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться.
Слайд 1
Любой школьный класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению и разными интересами. При традиционной организации учебного процесса учитель зачастую вынужден вести обучение применительно к среднему уровню развития и обученности детей. В подобной ситуации учитель «строит обучение, ориентируясь на некоего мифического “среднего” ученика. Это неизбежно приводит к тому, что “сильные” ученики искусственно сдерживаются в своем развитии, теряют интерес к учению, которое не требует от них умственного напряжения, а “слабые” ученики обречены на хроническое отставание... Те, кто относится к «средним», тоже очень разные, с разными интересами и склонностями, с разными особенностями восприятия, памяти, воображения, мышления».
Один из путей реализации индивидуального подхода к детям – дифференциация обучения. Дифференцированный подход может осуществляться на разных этапах урока: на подготовительном этапе, на этапе ознакомления с новым материалом, на этапе закрепления и повторения пройденного материала, при подборе домашнего задания. Не обязательно вводить дифференциацию на всех этапах урока. Это требует от учителя большой по объему подготовки к уроку и , кроме того, не всегда даёт необходимый эффект. Учитель определяет, нужна ли дифференцированная работа в зависимости от типа урока, особенностей его содержания, конкретных задач каждого урока.
Наиболее целесообразна организация дифференцированной работы на этапе закрепления и повторения ранее изученного материала, поскольку имеет возможность организовать самостоятельную работу учащихся. Поэтому подробнее я хотела бы рассмотреть те способы дифференциации, которые используются на уроках на этапе закрепления.
Слайд2
Способы дифференциации предполагают:
+ дифференциацию содержания учебных заданий:
- по уровню творчества;
- по уровню трудности;
- по объёму.
+ использование разных способов организации деятельности детей, при этом содержание заданий является единым, а работа дифференцируется:
- по степени самостоятельности;
- по степени характеру помощи учителя;
- по характеру учебных действий.
Рассмотрим каждый способ.
1. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества предполагает различный характер познавательной деятельности школьников: репродуктивный или продуктивный (творческий).
К репродуктивным заданиям относятся типовые упражнения на изученные правила. К продуктивным заданиям относятся упражнения, в процессе работы над которыми школьники приобретают опыт творческой деятельности.
Разноуровневые задания подбираются таким образом, чтобы они были взаимосвязаны друг с другом. Например, творческое задание для сильных учащихся должно содержать репродуктивную часть, предложенную для выполнения слабым учащимся. В этом случае на контролирующем этапе организуется фронтальная работа. Сначала проверяется, как выполнено творческое задание. Затем при необходимости можно проверить выполнение репродуктивного задания, например правильность вычислений. Дети с низким уровнем обучаемости лишь знакомятся с тем, как выполнено творческое задание. В перспективе продуктивное задание такого типа может быть предложено и этим ученикам.
Приведу примеры дифференцированных работ с использованием творческих заданий.
Показ заданий.
3 слайд- математика. Табличные случаи умножения. Порядок выполнения действий. Подбор или восстановление пропущенных чисел, знаков.
5 слайд- русский язык. Имя прилагательное. Закрепление.
6,7,8 слайд- позн мира. Органы растения.

2. Дифференциация учебных заданий по уровню трудности. Дифференциация учебных заданий по уровню трудности предполагает либо усложнение, либо упрощение заданий для отдельных групп учащихся. Например, одним учащимся предлагается задание из учебника (базовое), а другим – более сложные по сравнению с базовым заданием. Предложенная дифференциация учебных заданий по уровню творчества является одновременно и дифференциацией по уровню трудности, поскольку задание творческого характера сложнее для детей, чем репродуктивное. Но трудное задание не всегда творческое.
Рассмотрим наиболее распространённые способы усложнения материала.
Показ заданий:
9 слайд- математика. Увеличение количества действий в выражении, в решение задачи.
10, 11 слайд -рус яз. Усложнение основного задания.
12, 13 слайд –позн мира. Задания разного уровня трудности.

3. Дифференциация заданий по объему учебного материала. Дифференциация заданий по объему учебного материала предполагает, что часть учащихся выполняет кроме основного задания ещё и дополнительные.
Необходимость использования дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а так же дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают полностью выполнить самостоятельную работу к моменту её фронтальной проверки в классе, поэтому им требуется дополнительное время. Но это время должно проходить с пользой для остальных учеников, которым и даётся дополнительное задание. Как правило, дифференциацию заданий по объёму учитель сочетает с другими способами дифференциации. Вот наиболее распространённые типы дополнительных заданий.
14, 15 слайд. Таблица.
16 слайд. Дополнительное задание по математике
Дополнительные задания можно индивидуализировать, к примеру, предложить их ученикам в виде индивидуальных карточек. Можно подобрать упражнения из различных учебников или тетрадей с печатной основой. (демонстрация материала)

4. Дифференциация работы по степени самостоятельности.
Дифференциация работы по степени самостоятельности проявляется на организационном, а не на содержательном уровне, т.е. не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие - самостоятельно.
17слайд. Обычно работа строится следующим образом. На ориентировочном этапе ученики знакомятся с заданием, уясняют его смысл и правила оформления. После этого часть детей, чаще всего это третья группа (школьники с высоким уровнем обучаемости и обученности), приступает к самостоятельному выполнению задания. Остальные с помощью учителя анализируют способ решения или предложенный образец, фронтально выполняют часть упражнения. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы вторая группа детей (школьники со средним уровнем обучаемости и обученности) начала работать самостоятельно. Те дети, которые испытывают затруднения, чаще всего это первая группа (школьники с низким уровнем обучаемости), все задание полностью выполняют под руководством учителя. Этап проверки может быть проведен фронтально.
Таким образом, степень самостоятельности учеников различна. для третьей группы предусмотрена самостоятельная работа, для второй — полусамостоятельная, для первой — фронтальная работа под руководством учителя. При этом школьники сами определяют, на каком этапе им следует приступать к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они могут в любой момент вернуться к работе под руководством учителя.
Приведу примеры дифференцированной работы ,основанной на разной степени самостоятельности детей.
18,19 слайд. Математика. Ориентировочный этап. Ознакомление с заданием: Начерти прямоугольник со сторонами 8см и 2см. найди его площадь и периметр. Те дети, кому понятно, как решать заданное задание, приступают к самостоятельной работе. Для остальных организуется второй этап.
Повторение способа нахождения периметра и площади прямоугольника. Повторение способа нахождения периметра и площади, выполнение подробной записи и объяснение способа решения (формулы нахождения периметра). После этого некоторые дети начинают работать самостоятельно, а для остальных организуется 3 этап. Выполнение задания под руководством учителя. К доске вызываются ученики, которые решают данное задание с комментированием.
Завершается работа этапом проверки для тех детей, которые работали самостоятельно.

5. Дифференциация работы по степени и характеру помощи учащимся. Такой способ дифференциации, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.
Возможны три вида помощи: стимулирующая, направляющая и обучающая.
Стимулирующая помощь необходима тогда, когда ученик не включился в самостоятельную работу. Учитель его ободряет, разъясняет задание, помогает в организации деятельности. Стимулирующая помощь также оказывается ученику, допустившему ошибку. Учитель указывает на ошибку и предлагает выполнить проверку.
Направляющая помощь необходима в том случае, когда стимулирующая помощь оказалась неэффективной. Ученику указывается путь, который приведет к выполнению работы или исправлению ошибки, т.е. дается подсказка, помогающая актуализировать знания, облегчающая выполнение задания.
Обучающая помощь оказывается тогда, когда ученик не может справиться с самостоятельной работой даже при направляющей помощи. В этом случае учитель раскрывает перед учеником путь выполнения задания, сообщает о том, что нужно делать. Например: «Нужно 23• 4. Замени число 23 суммой разрядных слагаемых. Какие это будут слагаемые?» И т.д. Дифференциация по степени помощи позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности ребенка – темп продвижения, его собственную траекторию развития и усвоения учебного материала.
20 слайд.
Наиболее полно отвечает всем этим требованиям направляющая помощь. Выделяют два основных типа такой помощи. Первый тип помощи - в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений. Второй тип – в виде «подсказок»:
- образец выполнения задания;
- справочные материалы (правила, формулы, таблицы мер); алгоритм, памятки, планы, инструкции;
- наглядные опоры, иллюстрации, модели; вспомогательные (наводящие) вопросы, косвенные или прямые указания по выполнению задания;
- план решения;
- начало решения или частично выполненное решение;
- используется также работа в паре, когда один ученик является помощником, консультантом для другого

6. Дифференциация работы учащихся по характеру учебных действий. Ребёнок, приобретения учебные навыки и умения совершает определённые умственные действия. Выделяют следующие этапы формирования умственных действий:
21 слайд 1. Материальное или материализованное действие. Выполняется руками с различными предметами или с моделями, знаково-символическими средствами. Необходимость ручных операций зависит от сложности задачи, решаемой ребёнком, а также от уровня его интеллектуального развития.
2. Перцептивное действие. В этом случае операции выполняются не руками, а глазом. Преобразование реальных объектов осуществляется в плане восприятия, без использования физических действий.
3. Речевое действие. Может осуществляться как громкая речь, когда ученик проговаривает все выполняемые операции, а затем как внешняя речь про себя.
4. Умственное действие. Ребёнок выполняет действия в уме без опоры на какие-либо внешние средства
22 слайд
Таким образом обучение должно быть, по выражению Ш.А. Амонашнили, «вариативным к индивидуальным особенностям школьников». Нужно, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии. Для этого учебный процесс необходимо строить на основе принципа дифференцированного подхода к школьникам. Такой подход в учебном процессе предполагает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности. Без него формирование личности невозможно.
Категория: Начальная школа | Добавил: olga_gomenyuk | Теги: разноуровневые задания, реализация индивидуального подхода , дифференциация
Просмотров: 936 | Загрузок: 105 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 5:07 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [778]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru