Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ВВЕДЕНИЕ КУРСА «РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ»
[ Скачать с сервера (259.7Kb) ] 2014-02-04, 8:40 AM
Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы – органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств.[1]
Патогенетической основой этих симптомов является перенесенное ребенком органическое поражение центральной нервной системы (ЦНС) и ее резидуально-органическая недостаточность, на что указывают в своих исследованиях Г.Е. Сухарева, ТА. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, И.Ф. Марковская и др. ЗПР также может быть обусловлена функциональной незрелостью ЦНС.
Работая не один год в таких классах с курсом «Развитие высших психических функций» выработала свою систему по работе с детьми данной категории. [2]
Целью коррекционно-педагогической работы с детьми, отстающими в развитии, на начальной ступени обучения является формирование полноценного развития личности каждого ребенка. Процесс коррекционного обучения и воспитания условно можно разделить на два этапа (ступени):
• На 1-й ступени обучения важно продумать предпосылки для развития высших психических функций: внимания и памяти, различных видов восприятия, совершенствовать моторные функции, межсенсорные связи, пробудить познавательную и творческую активность ребенка. Необходимо создавать условия для становления ведущих видов деятельности.
• На 2-й ступени реализуются задачи специального образования и формируются предпосылки к обучению. Данная подготовка является одним из приоритетных направлений деятельности специальных коррекционно-развивающих курсов.
Но детей, как и людей вообще лечит эмоциональное благополучие. [3] Если ребенку улыбаются, заботятся о нём, ему хочется жить и постигать жизнь в самых разных её проявлениях. Поэтому уроки, как правило начинаю с положительных эмоций у учащихся.
Успех в работе невозможен без веры в положительный результат. Доказано, что чем раньше начинается коррекционная работа с ребенком, тем эффективнее оказывается результат. Своевременная педагогическая и психологическая помощь таким школьникам является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания в дальнейшем. [2]
Предлагаю задания, которые использую на своих уроках в курсе «Развитие высших психических функций».
На первом этапе активизации познавательной деятельности провожу «Мозговую атаку» из вопросов на сообразительность:
1. Небольшой трусливый зверёк отряда грызунов
2. Зимнее явление природы, выпадение снега в большом количестве
3. Срезанные или сорванные цветы, подобранные друг к другу
4. Спаситель Мухи – цокотухи
5. Пастух свиного стада из сказки Андерсена
6. Время года, следующее за зимой и предшествующее лету
7. Ледяная площадка для катания на коньках
8. Крупный морской рак
9. Длинная, сужающаяся к концу палка для игры на бильярде
10. Имя кота, который дружил с мышонком Джерри
Очень любят учащиеся угадывать различные кроссворды. «Хаос букв», Ответы на вопросы уже вписаны в клеточки в виде сплошных ломанных линий (меняют направление только под прямым углом). Найди их! В скобках указано количество букв.
А Р Ш О Л
Х А О К А
И Б К В Д
С И С И Т
Р А Ж О П
У Г Н Р И
С А О Е С
А Л П Л О
Т Р И Ь В
Г О А Д О
1. Земляной орех (6)
2. Кондитерские изделие из какао (7)
3. Лёгкое выпечное изделие (7)
4. Кушанье из мелких тушённых
кусочков мяса с приправой (4)
5. Тортик весом сто граммов (8)
6. Блюдо из мелко нарезанных овощей (5)
7. Её продавал Пончик на Луне.
(мульт. «Незнайка на Луне»). (4)
8. Печёное изделие из теста с какой-либо начинкой (5)
9. Жидкость для утоления жажды (4)


Найди общее название для группы слов, напиши его.
Домашние тапки, зимние сапоги, старые валенки - ______________________
Сочное яблоко, дикая груша, марокканские апельсины - __________________
Гималайский кедр, серебряная ель, корабельная сосна - _________________
Грибной дождь, пушистый снег, крупный град - ______________________
Голубые глаза, длинный нос, крутой лоб - ____________________________
Ангорская кошка, немецкая овчарка, белая овца - _____________________
Вставь любые буквы так, чтобы получились новые слова.
_________ бра __________тара
______очки _______бочка
_____ ребро ______ива________
_____ тон ______блок_______
_____ беда _______ива
_____ тон ______беда
_____ сок ______кран
Но несомненно особое внимание учащихся вызывают задания где есть цветные иллюстрации:
На какой из двух ниток нанизано больше крупных бусин?
Назовите сказку

Решение нестандартных заданий формирует у учащихся умения высказывать предположения, проверять их достоверность, логически обосновывать. Проговаривание с целью доказательства, способствует развитию речи учащихся, выработке умения делать выводы из посылок, строить умозаключения. [3]
Выполняя творческие задания, учащиеся анализируют условия, выделяют существенное в предложенной ситуации, соотносят данные и искомое, выделяют связи между ними.
Решение нестандартных задач повышает мотивацию учения.
В процессе использования этих упражнений на уроках выявилась положительная динамика влияния этих упражнений на уровень развития высших психических функций моих учеников и повышения качества знаний по основным предметам.

Список использованной литературы:
1. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – Москва, Просвещение, 1967г.
2. Дефектология: Словарь-справочник. Под редакцией Б.П.Пузанова – Москва, Новая школа, 1996г.
3. Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 1999г. - №6 – с.25.
Категория: Начальная школа | Добавил: Ирина4315 | Теги: инклюзивное образование
Просмотров: 413 | Загрузок: 89 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2016-12-07, 1:33 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [776]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru