Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Урок познания мира в четвертом классе .Тема: Луг. Значение луга для человека.
2014-02-04, 2:08 PM
Урок познания мира в четвертом классе
Тема: Луг. Значение луга для человека.
Цель: формирование у учащихся представлений о луге, как природном сообществе.
Задачи:
актуализировать знания учащихся о природном сообществе – луг;
показать разнообразие обитателей луга, связи между ними, устойчивость экологической системы;
рассмотреть возможное негативное воздействие человека на природное сообщество луга;
развивать логическое, аналитическое мышление, наблюдательность;
развивать у школьников критический подход к получаемой информации;
способствовать воспитанию бережного отношения и любви к природе.
Дидактический материал и оборудование:
Интерактивная доска,презентация;
таблица «ЗХУ» на каждого ученика;
листочки с номерами вопросов;
«Концептуальная таблица» на пару учеников.

Ход урока

I. Организационный момент

1.Здравствуйте, ребята.
-Проверьте, всё ли готово у вас к началу урока
(учебник, тетрадь, дневники)
1.1. Психологический настрой
- У меня хорошее настроение, а у вас?
- Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно.
- Давайте представим, что мы на цветущей поляне, ярко светит солнце. Весело щебечут птицы. Лёгкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание.
1.2.Актуализация опорных знаний.
Сегодня на уроке мы будем думать, узнавать новое, использовать знания, полученные ранее.

II.Проверка домашнего задания
Учитель: Ребята, дома вы разгадывали кроссворд . Какое ключевое слово у вас получилось? (росянка)
Учитель: Расскажите, чем необычно это растение.
Какие ещё растения растут в водоемах?
Назовите представителей разных групп животных, обитающих в водоемах?.
Каково значение болот для природы и человека?
(Когда один ученик отвечает, остальные слушают и задают ему уточняющие вопросы)

III. Сообщение темы урока
1 слайд

Учитель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам совершить небольшое путешествие и перенестись в одно замечательное место. Но при этом вам нужно закрыть глаза. Расслабьтесь и просто послушайте.
Щелчок по звуковому знаку в правом нижнем угле слайда.
(Раздаются звуки луга: жужжание насекомых, пение птиц.)
Учитель: Откройте глаза. Кто уже догадался, где мы только что побывали? (На лугу)
Учитель: Правильно. Это луг. Посмотрите слайд - шоу о луге и снова послушайте.
2 слайд
Учитель: Какие чувства вы испытали при просмотре?
Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы подумайте, какова же тема нашего урока?
Нынче удались цветы повсюду;
Вволю им дано покрасоваться
Я смотрю на землю, как на чудо,
Просто не могу налюбоваться,
Вот раскрылся лютик милый,
А на, холм, где расцвела ромашка,
Где калина руки заломила
Вышел клевер в розовой рубашке.
Учитель: О чём это стихотворение?(о цветах).
Учитель: Где мы можем увидеть такое обилие цветов?(все эти цветы растут на лугах).
Учитель: Какие чувства вы испытали при просмотре?
Как вы думаете, какова же тема нашего урока?
По щелчку появляется название темы урока.
Кто может сформулировать тему нашего урока?

IV. Актуализация знаний. Стадия «вызов»

1. Приём ТРКМ таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал.»

Учитель: Перед вами на столах лежат пока ещё пустые таблицы «ЗХУ». Вспомните все, что вам уже известно о луге и запишите это кратко в первую колонку таблицы. Подумайте, что бы вы ещё хотели узнать, и запишите это во вторую колонку. (Дети самостоятельно работают с таблицей)

Знаю Хочу узнать Узнал


2. Приём ТРКМ «Лови ошибку»

Учитель: Вы отлично справились с заполнением таблицы. И поэтому мы продолжаем работу.
Учитель: Что же такое луг? Какие растения и животных там можно встретить. Послушайте небольшой рассказ о луге. Но должна вас предупредить, что в этом рассказе допущены две ошибки. Попробуйте их выявить.
Луг
Идёшь по лугу, кругом трава. Вот мятлик луговой, а здесь тимофеевка. Среди зелени пестреют головки цветов: красные, синие, белые. Они всем знакомы. Это клевер белый и красный, ромашка белая, колокольчик, тысячелистник, розовый пион, герань луговая. Какая красота! Стоит прислушаться, и сразу услышишь, как перелетают с цветка на цветок труженицы – пчёлы, шмели, звенят мухи. В воздухе порхают прекрасные бабочки, кружат стрекозы. Если присмотреться, то можно увидеть, как копошатся среди травы муравьи, жуки, кузнечики. Вдруг пробежит юркая ящерица или внезапно взлетит из высокой травы журавль.
(Первую ошибку «розовый пион» дети определят сразу,вторую ошибку они выявить затруднятся в силу того, что конкретные сведения о природном сообществе луга им пока не известны)
Учитель: Одну ошибку вы нашли. А вот чтобы найти вторую ваших знаний о природном сообществе луга пока не хватает. Поэтому предлагаю вам самостоятельно прочитать статью ( у каждого на парте) «Чем замечательны луга»

3. Приём ТРКМ «Инсерт»
Напоминаю, вы должны быть очень внимательны при чтении. Возьмите простой карандаш и на полях учебника отмечайте во время чтения то, что вы уже знали знаком «V», новые сведения – «+», а если вы что-то не поняли, поставьте «?». Затем внимательно рассмотрите рисунки на страницах учебника.
(Дети самостоятельно работают с текстом учебника)

V. Работа по теме урока. Стадия «осмысление»
1. Приём ТРКМ таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал.»

Учитель: Теперь вы можете заполнить третью колонку таблицы «ЗХУ» сведениями, которые узнали из текста учебника.

2. Приём ТРКМ «Кластер»
(По ходу обсуждения составляется «Кластер»)

3 слайд
Учитель: Что такое луг? (Луг – это безлесный участок земли, покрытый травянистой растительностью)
По щелчку появляется первый объект кластера – луг.
Учитель: В каких природных зонах встречаются луга? (В лесной зоне, в степи, в горах)
Учитель: Какие луга называются заливными? (Те, которые весной заливаются талыми водами)
Учитель: Как называют верхний слой луговой почвы? (Дёрн)
По щелчку появляется срез почвы, дёрн, по щелчку исчезает.
Учитель: Что мы в первую очередь представляем себе, когда говорим о луге? (Растения и животные)
По щелчку появляется объект кластера – растения, животные.
Учитель: Почему лесные луга не зарастают деревьями и кустарниками? (Из – за сплошного травяного покрова)
По щелчку появляется объект кластера – травы.
Учитель: А растут ли цветы на лугах?
По щелчку появляется объект – цветы.
4 слайд
Учитель: Выберите из предложенных вариантов цветов те, которые, как вы считаете, растут на лугу. Попробуйте определить их названия.
После того, как дети определят названия, щелчок, появляются эти названия. Второй щелчок и исчезают тюльпан и крокусы, а на их месте появляются гвоздика травянка и тысячелистник.
Учитель: Какие ещё цветы растут на лугу? (Люцерна, мышиный горошек, ромашка)
Учитель: Какие красивые цветы. А чем обусловлена их такая яркая окраска? (Привлечение насекомых)
5 слайд
По щелчку появляется объект – насекомые.
Учитель: Какие насекомые обитают на лугу?
6 слайд
Учитель: Посмотрите, какие они все красивые. Есть ли среди этих насекомых те, названия которых вы не знаете?
Если щелкнуть по фото с насекомым, появляется его название. При втором щелчке по фото, название исчезает.
7 слайд
Учитель: Кто ещё обитает на лугу? (Звери)
По щелчку появляется объект – звери.
Учитель: Каких зверей там можно встретить?
8 слайд
Учитель: Назовите тех зверей, которые не живут на лугу.
По ответам детей учитель щёлкает по фото животных. Те, которые названы верно – исчезают.
Учитель: Почему на лугах не живут крупные животные?
Учитель: Почему мелкие грызуны обосновались в этом сообществе? (Из – за обилия пищи)
Учитель: Какие опасности подстерегают грызунов? (Хищники и птицы)
9 слайд
По щелчку появляется объект – птицы.
Учитель: Какие птицы обитают на лугу?
10 слайд
Учитель: Почему окраска птиц такая неброская? (Чтобы лучше прятаться в траве)
Учитель: Как связаны между собой обитатель луга?
Учитель: Итак, вы уже достаточно много узнали о природном сообществе луга. Пришло время вернуться к нашему тексту с ошибкой. Послушайте его ещё раз и скажите, в чём же ошибка. (Журавль живёт не на лугу, а в степи)
Учитель: Молодцы!

3. Работа с текстом учебника «Как человек использует луга»
Приём ТРКМ «Верите ли вы?»

Учитель: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Верите ли вы, что…». У вас на столах лежат листочки с номерами вопросов. Я читаю вопрос, который начинается со слов «Верите ли вы, что…», а вы, если верите, ставите напротив номера вопроса «+», если не верите – « -.». Работайте в парах.
11 слайд
Вопросы:
…луга не имеют значения для людей.
…животноводы ухаживают за полями.
…люди подсевают на лугах травы.
…на лугах растут ядовитые растения.
…луг может однажды превратиться в пустырь.
…нужно поджигать на лугах старую траву, чтобы молодая лучше росла.
…много лугов было уничтожено после возведения на реках плотин.

4. Приём ТРКМ «Инсерт»

Учитель: А правильно ли вы ответили на все вопросы, мы сможем проверить после того, как вы познакомитесь с ещё одной статьёй учебника «Как человек использует луга» .
Не забудьте делать пометки на полях уже знакомыми вам знаками (V, +, ?).
(Дети работают с текстом самостоятельно)
Учитель: Итак, я повторяю вопрос, вы отвечаете на него и обосновываете свой ответ, опираясь на сведения, полученные из учебника.
Учитель: Кто при ответах не допустил ни одной ошибки?
Молодцы!

5. Приём ТРКМ таблица «ЗХУ»
Внесите кратко в третью колонку таблицы «ЗХУ» ту информацию, которая была для вас новой.

6. Приём ТРКМ «Кластер»
12 слайд
Учитель: Можем ли мы добавить в кластер, что луг очень важен для человека? (Да)
По щелчку появляется объект – значение для человека.
Учитель: А чем он так важен? (Даёт корм домашним животным)
По щелчку появляется объект – корм для домашних животных.
Учитель: Как тогда называют травы, которыми кормят домашних животных?
По щелчку появляется объект – кормовые.
Учитель: Какие травы, растущие на лугах, вы можете назвать?
13 слайд
Учитель: Попробуйте отгадать, как называется каждая из предложенных трав.
Щелчок по названию и оно перемещается к соответствующему фото.
14 слайд
Учитель: Почему люди уничтожают некоторые растения на лугах? (Они ядовиты)
По щелчку появляется объект – ядовитые растения.
15 слайд
Учитель: Посмотрите на эти растения. На какие группы их можно разделить? (Кормовые и ядовитые растения)
По щелчку появляются объекты: кормовые, ядовитые.
Учитель: Назовите кормовые растения.
Учитель: Назовите ядовитые растения.
При щелчке по фото название растения перемещается в соответствующую колонку.
Учитель: Вы молодцы!
Учитель: Какая деятельность людей опасна для природного сообщества луга?

VI. Закрепление знаний. Стадия «рефлексия»

16 слайд
Учитель: Луг – это последнее природное сообщество, с которым мы познакомились. Скажите, с каким другим сообществом сравнивается луг в статьях учебника? (Со степью)
Учитель: Действительно ли они так похожи?

1. Приём ТРКМ «Концептуальная таблица»

Учитель: На столах у каждой пары учеников лежат листочки с таблицей. Давайте сравним степь и луг по нескольким параметрам и сделаем вывод по их сходству и различию. Работайте в парах самостоятельно.
(Возможные ответы детей)

Линии сравнения Степь Луг
Влажность почвы низкая высокая
Причина отсутствия деревьев недостаток влаги сплошной травяной покров
Верхний слой почвы подстилка из отмерших частей растений дёрн
Растения ковыль, осока, крокусы, тюльпаны клевер, герань луговая, тысячелистник, мятлик
Животные сайгак, суслик, тушканчик мышь, полёвка, жаба, ящерица
Птицы журавль, дрофа, куропатка жаворонок, трясогузка, перепёлка
Значение для человека растениеводство, животноводство животноводство, пчеловодство

Учитель: Прочитайте, что у вас получилось.
Учитель: Кто сможет сделать вывод по данной таблице? (Луг, как и степь – это безлесные участки земли, покрытые травянистой растительностью. Но условия жизни для растений и животных разные. Поэтому виды растений и животных тоже различны.)

VII. Итог урока.
Мультфильм «Как дед великое равновесие нарушил»

Учитель: Ребята, вы очень хорошо поработали сегодня на уроке. Поэтому в заключении я хочу продемонстрировать вам м\ф «Как дед великое равновесие нарушил».
Учитель: Подумайте, о каком равновесии идёт речь в этом м\ф.
(Просмотр м\ф)
Учитель: Какое же равновесие нарушил дед? Что за взаимосвязь показана в м\ф? (Пищевая цепочка сообщества луга)

VIII. Домашнее задание.
Учитель: Дома вам нужно выполнить задания по учебнику. А так же составить свою пищевую цепочку сообщества луга, кратко характеризуя всех участников этой цепочки.
Категория: Начальная школа | Добавил: Балабас
Просмотров: 1391 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 7:31 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru