Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Урок по русского языка в 4-м классе на тему «Имя существительное». Абдикаримова С.А., г.Астана, ШГ №
2014-03-28, 8:47 AM
Открытый урок по русскому языку в 4-м классе на тему «Имя существительное»
Цель:
• проверить систему знаний учащихся по данной теме, умение применять данные знания на практике;
• активизировать познавательную деятельность детей через групповую форму работы, используя элементы соревнования, развивать коммуникативные, творческие способности учащихся;
• воспитывать чувство коллективизма, прививать интерес к русскому языку.

Оборудование: карточки с заданиями, сигнальные карточки, листки для индивидуальной работы, лепестки цветов и бумаги, клей, медаль «Знаток имени существительного»(6шт)

Описание работы: класс делится на 3группы по 6человек. После выполнения, работы передают в жюри. В жюри учителя начальных классов.

ХОД УРОКА.
1.Организационный момент.
Ребята, мы заканчиваем путешествие по большой стране Морфологии «Имени существительное». Сегодня на уроке мы обобщим и проверим знания по данной теме.
Урок наш не совсем обычный. Мы проведем соревнование на звание «Знатоки имени существительного». В каждой команде капитан, который будет организовывать работу своей группе.
Работая вместе, вы должны помнить, что ваш успех сегодня будет зависеть не только от знаний, но и от умения работать вместе. Девиз нашей работы «один за всех и все за одного».
Ну, что готовы к преодолению трудностей? Улыбнитесь друг другу и за работу!

2. Конкурсная часть.
Конкурс «Теоретики».
(Капитан каждой команды получает карточку с заданием)

1-я команда:
Что такое имя существительное?
Назвать постоянные признаки имен существительных.
Сколько склонений в русском языке. Приведите примеры.
Как определить падеж имен существительных?
2-я команда:
Что такое склонение имен существительных?
Изменение по падежам это словообразование или словоизменение? Докажите
Какого рода бывают имена существительные?
Какими членами предложения могут быть имена существительные?
3-я команда:
Назвать непостоянные признаки имени существительного.
Сколько падежей в русском языке? Назовите их.
Как определить склонение у имени существительного?
Какие существительные относятся к 1,2,3 склонение?

(команды осуждают ответы на вопросы, затем предствители команд отвечают)
Конкурс «Кто больше?»
Вывешивается плакат со словом «игрушка».
Из букв данного слова составить как можно больше имен существительных.

Конкурс «Сказочный язык»
Стихотворение написано на сказочном языке. Найти и подчеркнуть существительные.

Карточка 2.

Варкалось .Хливкие игорьки
Пырялись на наве:
И хрюкотали зелюки,
Как мумзики в мове!
По каким признакам определили имена существительные? Докажите.

Конкурс «Найдите свое слово».
Ребята , перед вами карточка, в которой записано слово. Образуйте от данного слова три однокоренных существительных 1,2,3 склонений. Разберите слова по составу.

Карточка 3.
1-я команда-старый
2-я команда-хитрый
3-я команда-бедный
«Минутка отдыха».
Инсценирование стихотворения Г.Граубина «Ленительный падеж».
Спросили Лежобокина:
А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным –давно все щкольники
Их знают на зубок
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
-В том не моя вина.
Пусть им сперва ученые
Изменят имена:
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить я не хочу.
Такой падеж как дательный,
Я с детства не терплю:
Давать,
Делиться чем- нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсю я сердит:
-Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
-Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грудительный , Ленительный,
И ,наконец, Простительный!

Конкурс «Не ошибись»
В стихотворении определить падежи всех имен существительных.
Карточка 4.
Всю весну мечтал Володя:
«Хорошо бы сделать так,
Чтоб коза на огороде
Прополола весь сорняк».
Он обдумал это дело.
План Володи был не плох:
Чтоб коза сорняк поела,
Но не трогала горох. (А.Барто)

Конкурс «Четвертое лишнее»
В каждом ряде слов, найти лишнее. Объяснить свой выбор.

Карточка 5.
1-я команда-платья, юбки, шорты, сарафаны.
2-я команда-щипцы, плоскогубцы, ножницы, молотки.
3-я команда- арбуз, клюква, дыня, слива.

Конкурс «Род имен существительных»
Подчеркнуть в тексте имена существительные общего рода.

Карточка 6.
Сначала мне приглянулся Пыжиков Петя, но оказалось, что он страшный забияка. Главная классная задира- Оля Комарикова, но она при этом еще и рева. Ее подруга Сусликова- такая же плакса, но плюс к этому- еще и повторюшка и подлиза противная, Шушунчиков Костя-редкий бука: все молчит. Вот Макаронников Саша- умница, но большой непоседа. Марина Пулькина тоже егоза несносная.

Конкурс капитанов.
На доске записаны существительные пропущенные с безударными окончаниями. Кто быстрее и вернее вставить букву.

По линейк_
По скатерт_
На олен_
У тетрад_
На лодк_
В радост_
В театр_
С черемух_

Победившему капитану задается хитрый вопрос: как правильно сказать

У рыб нет зуб,
У рыб нет зубов,
У рыбей не зубей?

Минутка отдыха
Послушайте стихотворение А.Хайта, которые вам прочитают ребята и ответьте на вопрос. О каких существительных идет речь в стихотворении?
(3ученика выходят к доске)
Как-то рано по утру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ней в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашне и без пальты.

Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура
Ходит бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.

Кенгуру в кафе зашел,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян,
Тут и взрослый, сняв пенсию,
Хохотал на всю киню.

Интресное кино,
Жаль , что кончилось оно.
В гардероб пора бежать:
Будут польта выдавать.

Как называются существительные, о которых рассказывается в стихотворении? Правильно ли употреблены несклоняемые существительные?

Задание : Записать несклоняемые имена существительные, встретившиеся в данном стихотворении.

Конкурс «Исследователи»
Выдаются карточки. На них записаны три существительных. Одно в скобках. Оно образовано из двух существительных, стоящих рядом, путем определенной закономерность и исследовать его как часть речи.

Карточка 7
1-я команда:
Букварь (арба) бар
Мысль ( ) еда

2-я команда:
Охота (хобот) ботва
Умелец ( ) тельняшка
3-я команда:
Актер (кулак) кулон
Катер ( ) бульвар

Конкурс «Творческий»
Сочинить стишок, в котором есть такие имена существительные:

Слон –вагон-рулон-картон
Дети зачитывают стихи.
3.Рефлексия.
Ребята, наш урок подходит к концу. У вас в конвертах находятся разноцветные лепестки, вырезанные из бумаги.
Сейчас каждая команда создаст свой лепесток настроения, с помощью которого мы узнаем, интересно ли вам было на уроке, комфортно ли вы чувствовали в своей группе, понравилось ли работать в командой. Лепестки теплых тонов передают радостное настроение, а холодных-грустное.

Дети создают в своих командах «цветы настроения»

4. Итог урока
Жюри подводит итоги, награждает медалями команду победительницу.
Категория: Начальная школа | Добавил: Samal
Просмотров: 677 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2016-12-07, 11:13 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [776]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru