Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Урок по самопознанию
[ · Скачать удаленно (500) ] 2014-05-05, 7:02 PM
ГУ «Общеобразовательная средняя школа № 6
с дошкольным мини центром и гимназическими классами»






Учитель: Гасанова С.Г.

Актау- 2013г
Школа № 6 Тема: Добротой себя измерь.
Ценность: праведное поведение. Качество: доброта, взаимопомощь. Класс: 2 Г
Педагог: Гасанова С.Г. Количество учащихся-27
- Цель: формирование понятия взаимопонимания, заботы, взаимопомощи, поддержки, чуткости и отзывчивости. Задачи:
- раскрыть значение понятий «добро», «добрый человек»;
- развивать стремление проявлять лю¬бовь к родным, близким, друзьям, к окружающему миру; развивать разговорную речь, умение выражать свои мысли связно, последовательно.
- воспитывать потребность радовать окружающих добрыми де¬лами и заботливым отношением, стремление совершать честные и добрые поступки.
Ресурсы: Презентация (слайды)плакат: «В добром сердце весь мир уместится», аудиозапись «Музыка души», видеозапись мультфильма «Цветик- семицветик»,разрезные пословицы о доброте, Песня «Идём дорогою добра» , «Цветок добра» .
Ход урока.
1. Позитивный настрой. (Звучит тихая мелодия) − Ребята! Начинается урок самопознания. Сядьте поудобнее, закройте глаза, расслабьтесь. Вдох. Представьте себе, что во время вдоха вы поглощаете в себя свет, наполняясь добрыми чувствами, а выдыхая, освобождаетесь от беспокойства. Представьте себе, что в сердце лежит цветок. Вот он раскрывается, лепесток за лепестком – это центр покоя, центр любви. Молодцы! Откройте глаза.
Круг радости.
Встанем в круг и порадуемся этому дню, встрече с одноклассниками. -Повторяйте все за мной.
Встало солнце рано – рано:
Мама деток обнимает.
Добрый день!
Люди счастья всем желают.
Добрый день!
− Молодцы!

Добрый день!
Плещут волны океана
Добрый день!
Улыбаются озера
Добрый день!
С высоты кивают горы.
Добрый день!
2. Побеседуем.
- Ребята, сегодня мы отправимся в удивительное путешествие в страну «Мир Доброты». Но эта страна особенная, потому что она удивительна и красива. В этой стране живет много маленьких волшебников. Они очень заботливые и любят совершать добрые дела. Пожилым людям помогают перейти дорогу, донести тяжелые сумки с продуктами, родителям помогают в домашних делах, маленьким детям помогают одеться, играют и гуляют с ними.
-Вы почувствовали себя волшебником сказочной страны?
Слайд 3
-Посмотрите и скажите, что вы видите в этой волшебной стране?
-Какие человеческие качества таятся в душе каждого волшебника?(доброта и любовь
Ребята как вы думаете:
-Что означает слово ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ? (ответы детей)
Оно состоит из двух слов - ДОБРО ЖЕЛАЮ.
-А что такое добро? (ответы детей)
- Какого человека называют добрым? (ответы детей)
-Человека, который никогда не обидит, ни словом, ни делом,
-Каким вы представляете себе сердце доброго человека?
- Сердце доброго человека всегда отзывается на все, что происходит вокруг него. Это значит, что человек с добрым сердцем стремиться помогать другим не только словом, но и делом.

Цитата урока: В добром сердце весь мир уместится. Слайд 4 -Как вы понимаете это выражение?
-Знаете ли вы людей с добрым сердцем?
-Когда мы говорим слово «забота», какие мысли у вас появляются?
-Как вы понимаете слово «взаимопомощь»?
Человек всегда может получить помощь, поддержку у своих друзей.
Давайте запомним это!
3. Притча «Добро не пропадает бесследно»
Утро было очень холодное. Мальчик, который продавал газеты, очень замерз, и от голода у него уже не было сил. Мальчик настолько был голодным, что набрался смелости и решил подойти к ближайшему дому и попросить еды. Когда ему отворили дверь, то ему стало неловко, и он попросил только попить.
Женщина, которая открыла ему дверь, поняла, взглянув на мальчика, что он голоден. Она вынесла ему молоко в большом стакане. Когда мальчик выпил все молоко, он спросил:
- Сколько мне нужно заплатить за молоко?
- Ничего, — женщина с улыбкой на лице ему ответила, — меня учили с детства не брать деньги за добрые дела.
- Я буду молиться за Вас, — тихо прошептал мальчик. Прошло много лет и все вокруг изменилось. Та молодая женщина, уже стала старушкой и ее одолела тяжелая болезнь. Вызвали доктора, а доктором был тот самый мальчик, который подрабатывал, продавая газеты.
Он узнал эту женщину и делал все возможное и невозможное, чтобы ей помочь.
Лечение заняло много времени и усилий от доктора, но, в конце концов, болезнь покинула старушку. Женщина ждала, когда ей придет счет за ее лечение и понимала, что оно обойдется ей очень дорого и, возможно, ей придется продать все свое имущество. Когда ей принесли счет, она увидела внизу счета надпись: «Счет полностью оплачен за один стакан молока» и подпись доктора. Женщина расплакалась и тут же вспомнила голодного мальчика и стакан молока, который она ему вынесла.
- Подумайте, о чем нам рассказала эта история? Что вы поняли?
• Какие чувства вызывает у вас эта притча? - Какие вы совершали добрые дела? - По отношению к вам совершал кто-нибудь добрые поступки? (Ответы учащихся)
- Не забывайте подарить добро - соседям, родственникам, другу. Оно как истинное волшебство, вернётся к вам по кругу. Добро век не забудется.
– В жизни каждого из нас встречаются люди, общение с которыми доставляет нам радость. Мы учимся у них доброте, мудрости. Полюбить другого человека как самого себя и относится к нему так, как мы хотели бы, чтобы относились к нам, - в этом достоинство человека. Изучая самопознание, мы идем дорогою любви и добра.
4.Работа с пословицами (в группах). На столах разложены рассыпанные словаи из пословиц. Вам необходимо из слов сложить пословицу и объяснить ее значение.
• Жизнь дана на добрые дела.
• От добра добра не ищут.
• Без добрых дел нет доброго имени.
• Добро век не забудется.
- Какую пословицу можно подобрать к сегодняшней притче? - Почему?
5. Просмотр мультфильма «Цветик- семицветик».
• Почему Женя захотела потратить последний лепесток на выздоровление Вити? (Ей было жаль его.)
• Пожалела Женя, что потратила последний лепесток?(нет, она хотела, чтобы Витя был здоров)
• Как вы думаете, почему Женя была так счастлива ? ( Она сделала доброе дело для спасения мальчика. Она помогла ему выздороветь и стать счастливым.)
• Как вы оцениваете поступок Жени? (Она поступила правильно. Потому , что она поняла, что только здоровый человек может быть счастливым.)
(Ответы учащихся)
-Когда человек совершает добрые поступки для других людей, ему самому становится хорошо и радостно.
6. Физминутка для глаз. Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании моргают глазками. Слайд 8
7. Групповая работа. Ребята, вы можете быть волшебниками, ведь главное волшебство – это доброта. Благодаря вашим добрым мыслям, поступкам мы и приплыли к морю Доброты, добрались до цветка Доброты.
Обратите внимание на доску, вы видите «Волшебный цветок доброты» – Напишите на лепестках добрые поступки или пожелания, которые может совершать каждый человек. Для этого, у вас у каждого на парте лежит этот цветок, на котором вы можете написать свои пожелания.
- Перед началом совместной работы обсудите дружно в паре, как вы будете работать. ( Дети получают «Волшебный цветок доброты». Объясните, почему так важно ежедневно следовать добру.)
--- Да, непросто, оказывается, быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и сказки. Наш дальнейший путь лежит в Сказочную долину. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.
Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. Нам нужно догадаться, о ком идёт речь.
1. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)
2. Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)
3. Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)
4. Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из» Цветика-семицветика» Катаева)
5. Этот сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка.
6. Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни.
Чем же отличаются эти сказочные герои от всех остальных героев, например Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса? Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому.
-А на какого героя вы хотели бы быть похожи? Почему?
8. Игра «Вежливо — невежливо»
- Ребята прошу хлопать в ладоши, если речь идет о добром деле, и потопать ногами, если речь идет о не добром деле.
• Помочь поднять упавшую вещь?
• Покормить птиц зимой?
• Утаить от родителей плохую отметку, полученную в школе?
• Сломать ветку на дереве? • Бегать по коридорам, сбивая всех с ног?
• Помочь пожилому человеку донести тяжелые сумки?
• Помочь библиотекарю подклеить старые книжки?
• Принять участие в субботнике по уборке территории школы?
• Уступить место в автобусе пожилому человеку?
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. РАССКАЗЫ ДЕТЕЙ ПО СВОИМ РИСУНКАМ.
-Давайте продолжим наше путешествие и по пути поговорим о том, как мы – люди, можем творить добро в этом мире. Давайте отправимся на выставку ваших рисунков.
-Я бы хотела, чтобы наша выставка началась со стихотворения Музафара Алимбаева «Кто, если не ты?».
Два ученика читают наизусть стихотворение М. Алимбаева "Кто, если не ты?".
-А теперь мы рассмотрим ваши работы. Я попрошу авторов тех работ, которые нас особенно заинтересуют, рассказать о них.
Обобщение . Советы детям:
В каждом из нас есть маленькое солнышко. Это солнышко – доброта.
Добрый человек любит людей, животных и помогает им. Добрый человек
любит природу и сохраняет ее. А любовь и помощь согревают, как солнце.
• Другу всегда помогай, друга всегда выручай. • Не жди, когда тебя попросят о помощи, учись сам видеть, кому она нужна. • Нельзя смеяться над другом, если он попал в трудную ситуацию. • Добрые дела всегда нужны людям.
- Давайте дружно споем песню «Идём дорогою добра» (Звучит песня)

9. Подведение итогов урока.
- Вот и подходит к концу урок самопознания, каждый что-то понял, о чем-то задумался. Что полезного для себя вы взяли с этого урока?
- Напомните цитату урока.
- А я сегодня всех благодарю за теплый разговор, за добрые мысли, за творческое отношение к работе. Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.
Добрые сердца – сады.
Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!
- Учитесь видеть доброе вокруг и отвечайте добром на добро.
-Стремитесь делать добрые дела! Добром держится мир. Слайд 11
- Помогайте своим товарищам, друзьям, своим родителям. Будьте, добрыми, умейте дружить и уважать друг друга.
Домашнее задание.
- Подберите пословицы и поговорки о добре. Те, которые вам особенно понравились, запишите в Словарь жизненных ценностей.
10. Минутка тишины (под музыку)
Сядьте по удобнее, чтобы смогли расслабиться, закроем глазки. Давайте помолчим, послушаем. В тишине человек успокаивает¬ся, лучше осознает свои чувства и эмоции. Представьте, что перед нами сказочная картина: дивный лес, удивительные живот¬ные, звери и птицы. Птицы, зайцы, белочки доверчиво подходят к нам. Они верят, что мы их никогда не обидим. Земля наполнена светом чудесного сияния солнышка. Лучи солнца согревают всех на Земле. От лучиков солнышка все становятся ласковыми и дружелюбными. Эти чувства мы посылаем своим близким и родным, своим друзьям и знакомым (пауза). Мы спешим делать добро. Вот придя домой расскажите все добрые слова, которые услышали сегодня на уроке.
Категория: Начальная школа | Добавил: Samira
Просмотров: 1212 | Загрузок: 230 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 2:54 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru