Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Урок по самопознанию
[ · Скачать удаленно (500) ] 2014-05-05, 7:02 PM
ГУ «Общеобразовательная средняя школа № 6
с дошкольным мини центром и гимназическими классами»






Учитель: Гасанова С.Г.

Актау- 2013г
Школа № 6 Тема: Добротой себя измерь.
Ценность: праведное поведение. Качество: доброта, взаимопомощь. Класс: 2 Г
Педагог: Гасанова С.Г. Количество учащихся-27
- Цель: формирование понятия взаимопонимания, заботы, взаимопомощи, поддержки, чуткости и отзывчивости. Задачи:
- раскрыть значение понятий «добро», «добрый человек»;
- развивать стремление проявлять лю¬бовь к родным, близким, друзьям, к окружающему миру; развивать разговорную речь, умение выражать свои мысли связно, последовательно.
- воспитывать потребность радовать окружающих добрыми де¬лами и заботливым отношением, стремление совершать честные и добрые поступки.
Ресурсы: Презентация (слайды)плакат: «В добром сердце весь мир уместится», аудиозапись «Музыка души», видеозапись мультфильма «Цветик- семицветик»,разрезные пословицы о доброте, Песня «Идём дорогою добра» , «Цветок добра» .
Ход урока.
1. Позитивный настрой. (Звучит тихая мелодия) − Ребята! Начинается урок самопознания. Сядьте поудобнее, закройте глаза, расслабьтесь. Вдох. Представьте себе, что во время вдоха вы поглощаете в себя свет, наполняясь добрыми чувствами, а выдыхая, освобождаетесь от беспокойства. Представьте себе, что в сердце лежит цветок. Вот он раскрывается, лепесток за лепестком – это центр покоя, центр любви. Молодцы! Откройте глаза.
Круг радости.
Встанем в круг и порадуемся этому дню, встрече с одноклассниками. -Повторяйте все за мной.
Встало солнце рано – рано:
Мама деток обнимает.
Добрый день!
Люди счастья всем желают.
Добрый день!
− Молодцы!

Добрый день!
Плещут волны океана
Добрый день!
Улыбаются озера
Добрый день!
С высоты кивают горы.
Добрый день!
2. Побеседуем.
- Ребята, сегодня мы отправимся в удивительное путешествие в страну «Мир Доброты». Но эта страна особенная, потому что она удивительна и красива. В этой стране живет много маленьких волшебников. Они очень заботливые и любят совершать добрые дела. Пожилым людям помогают перейти дорогу, донести тяжелые сумки с продуктами, родителям помогают в домашних делах, маленьким детям помогают одеться, играют и гуляют с ними.
-Вы почувствовали себя волшебником сказочной страны?
Слайд 3
-Посмотрите и скажите, что вы видите в этой волшебной стране?
-Какие человеческие качества таятся в душе каждого волшебника?(доброта и любовь
Ребята как вы думаете:
-Что означает слово ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ? (ответы детей)
Оно состоит из двух слов - ДОБРО ЖЕЛАЮ.
-А что такое добро? (ответы детей)
- Какого человека называют добрым? (ответы детей)
-Человека, который никогда не обидит, ни словом, ни делом,
-Каким вы представляете себе сердце доброго человека?
- Сердце доброго человека всегда отзывается на все, что происходит вокруг него. Это значит, что человек с добрым сердцем стремиться помогать другим не только словом, но и делом.

Цитата урока: В добром сердце весь мир уместится. Слайд 4 -Как вы понимаете это выражение?
-Знаете ли вы людей с добрым сердцем?
-Когда мы говорим слово «забота», какие мысли у вас появляются?
-Как вы понимаете слово «взаимопомощь»?
Человек всегда может получить помощь, поддержку у своих друзей.
Давайте запомним это!
3. Притча «Добро не пропадает бесследно»
Утро было очень холодное. Мальчик, который продавал газеты, очень замерз, и от голода у него уже не было сил. Мальчик настолько был голодным, что набрался смелости и решил подойти к ближайшему дому и попросить еды. Когда ему отворили дверь, то ему стало неловко, и он попросил только попить.
Женщина, которая открыла ему дверь, поняла, взглянув на мальчика, что он голоден. Она вынесла ему молоко в большом стакане. Когда мальчик выпил все молоко, он спросил:
- Сколько мне нужно заплатить за молоко?
- Ничего, — женщина с улыбкой на лице ему ответила, — меня учили с детства не брать деньги за добрые дела.
- Я буду молиться за Вас, — тихо прошептал мальчик. Прошло много лет и все вокруг изменилось. Та молодая женщина, уже стала старушкой и ее одолела тяжелая болезнь. Вызвали доктора, а доктором был тот самый мальчик, который подрабатывал, продавая газеты.
Он узнал эту женщину и делал все возможное и невозможное, чтобы ей помочь.
Лечение заняло много времени и усилий от доктора, но, в конце концов, болезнь покинула старушку. Женщина ждала, когда ей придет счет за ее лечение и понимала, что оно обойдется ей очень дорого и, возможно, ей придется продать все свое имущество. Когда ей принесли счет, она увидела внизу счета надпись: «Счет полностью оплачен за один стакан молока» и подпись доктора. Женщина расплакалась и тут же вспомнила голодного мальчика и стакан молока, который она ему вынесла.
- Подумайте, о чем нам рассказала эта история? Что вы поняли?
• Какие чувства вызывает у вас эта притча? - Какие вы совершали добрые дела? - По отношению к вам совершал кто-нибудь добрые поступки? (Ответы учащихся)
- Не забывайте подарить добро - соседям, родственникам, другу. Оно как истинное волшебство, вернётся к вам по кругу. Добро век не забудется.
– В жизни каждого из нас встречаются люди, общение с которыми доставляет нам радость. Мы учимся у них доброте, мудрости. Полюбить другого человека как самого себя и относится к нему так, как мы хотели бы, чтобы относились к нам, - в этом достоинство человека. Изучая самопознание, мы идем дорогою любви и добра.
4.Работа с пословицами (в группах). На столах разложены рассыпанные словаи из пословиц. Вам необходимо из слов сложить пословицу и объяснить ее значение.
• Жизнь дана на добрые дела.
• От добра добра не ищут.
• Без добрых дел нет доброго имени.
• Добро век не забудется.
- Какую пословицу можно подобрать к сегодняшней притче? - Почему?
5. Просмотр мультфильма «Цветик- семицветик».
• Почему Женя захотела потратить последний лепесток на выздоровление Вити? (Ей было жаль его.)
• Пожалела Женя, что потратила последний лепесток?(нет, она хотела, чтобы Витя был здоров)
• Как вы думаете, почему Женя была так счастлива ? ( Она сделала доброе дело для спасения мальчика. Она помогла ему выздороветь и стать счастливым.)
• Как вы оцениваете поступок Жени? (Она поступила правильно. Потому , что она поняла, что только здоровый человек может быть счастливым.)
(Ответы учащихся)
-Когда человек совершает добрые поступки для других людей, ему самому становится хорошо и радостно.
6. Физминутка для глаз. Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании моргают глазками. Слайд 8
7. Групповая работа. Ребята, вы можете быть волшебниками, ведь главное волшебство – это доброта. Благодаря вашим добрым мыслям, поступкам мы и приплыли к морю Доброты, добрались до цветка Доброты.
Обратите внимание на доску, вы видите «Волшебный цветок доброты» – Напишите на лепестках добрые поступки или пожелания, которые может совершать каждый человек. Для этого, у вас у каждого на парте лежит этот цветок, на котором вы можете написать свои пожелания.
- Перед началом совместной работы обсудите дружно в паре, как вы будете работать. ( Дети получают «Волшебный цветок доброты». Объясните, почему так важно ежедневно следовать добру.)
--- Да, непросто, оказывается, быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и сказки. Наш дальнейший путь лежит в Сказочную долину. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.
Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. Нам нужно догадаться, о ком идёт речь.
1. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)
2. Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)
3. Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)
4. Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из» Цветика-семицветика» Катаева)
5. Этот сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка.
6. Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни.
Чем же отличаются эти сказочные герои от всех остальных героев, например Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса? Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому.
-А на какого героя вы хотели бы быть похожи? Почему?
8. Игра «Вежливо — невежливо»
- Ребята прошу хлопать в ладоши, если речь идет о добром деле, и потопать ногами, если речь идет о не добром деле.
• Помочь поднять упавшую вещь?
• Покормить птиц зимой?
• Утаить от родителей плохую отметку, полученную в школе?
• Сломать ветку на дереве? • Бегать по коридорам, сбивая всех с ног?
• Помочь пожилому человеку донести тяжелые сумки?
• Помочь библиотекарю подклеить старые книжки?
• Принять участие в субботнике по уборке территории школы?
• Уступить место в автобусе пожилому человеку?
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. РАССКАЗЫ ДЕТЕЙ ПО СВОИМ РИСУНКАМ.
-Давайте продолжим наше путешествие и по пути поговорим о том, как мы – люди, можем творить добро в этом мире. Давайте отправимся на выставку ваших рисунков.
-Я бы хотела, чтобы наша выставка началась со стихотворения Музафара Алимбаева «Кто, если не ты?».
Два ученика читают наизусть стихотворение М. Алимбаева "Кто, если не ты?".
-А теперь мы рассмотрим ваши работы. Я попрошу авторов тех работ, которые нас особенно заинтересуют, рассказать о них.
Обобщение . Советы детям:
В каждом из нас есть маленькое солнышко. Это солнышко – доброта.
Добрый человек любит людей, животных и помогает им. Добрый человек
любит природу и сохраняет ее. А любовь и помощь согревают, как солнце.
• Другу всегда помогай, друга всегда выручай. • Не жди, когда тебя попросят о помощи, учись сам видеть, кому она нужна. • Нельзя смеяться над другом, если он попал в трудную ситуацию. • Добрые дела всегда нужны людям.
- Давайте дружно споем песню «Идём дорогою добра» (Звучит песня)

9. Подведение итогов урока.
- Вот и подходит к концу урок самопознания, каждый что-то понял, о чем-то задумался. Что полезного для себя вы взяли с этого урока?
- Напомните цитату урока.
- А я сегодня всех благодарю за теплый разговор, за добрые мысли, за творческое отношение к работе. Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.
Добрые сердца – сады.
Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!
- Учитесь видеть доброе вокруг и отвечайте добром на добро.
-Стремитесь делать добрые дела! Добром держится мир. Слайд 11
- Помогайте своим товарищам, друзьям, своим родителям. Будьте, добрыми, умейте дружить и уважать друг друга.
Домашнее задание.
- Подберите пословицы и поговорки о добре. Те, которые вам особенно понравились, запишите в Словарь жизненных ценностей.
10. Минутка тишины (под музыку)
Сядьте по удобнее, чтобы смогли расслабиться, закроем глазки. Давайте помолчим, послушаем. В тишине человек успокаивает¬ся, лучше осознает свои чувства и эмоции. Представьте, что перед нами сказочная картина: дивный лес, удивительные живот¬ные, звери и птицы. Птицы, зайцы, белочки доверчиво подходят к нам. Они верят, что мы их никогда не обидим. Земля наполнена светом чудесного сияния солнышка. Лучи солнца согревают всех на Земле. От лучиков солнышка все становятся ласковыми и дружелюбными. Эти чувства мы посылаем своим близким и родным, своим друзьям и знакомым (пауза). Мы спешим делать добро. Вот придя домой расскажите все добрые слова, которые услышали сегодня на уроке.
Категория: Начальная школа | Добавил: Samira
Просмотров: 490 | Загрузок: 108 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 6:56 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [776]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru