Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Урок Познание мира "Вода. Охрана воды"
2014-11-07, 4:31 PM
Урок познания мира.
Тема: Охрана воды.
Цель: 1) познакомить учащихся с проблемой сохранения вод;
2) обобщить знания учащихся о значении воды для жизни человека, животных и планеты;
3) проверить знания детей по теме «Вода»;
4) повышать познавательную активность детей;
5) прививать основы экологических знаний;
6) воспитывать привычку бережного отношения к природе.
Оборудование: учебник; тест-дополнение; ответы к тестам; опорные слова по теме; ребусы; кроссворды; карточки с вопросами; тестовый диагностический материал; глобус.

Ход урока.
I Оргмомент.
Психологический настрой учащихся на урок.
- У нас прекрасное настроение. Улыбнулись друг другу. Прикоснулись руками к друг другу. Пожелали успехов.
И с улыбки начинаем работу.
II Подготовительная работа к изучению нового материала. Вступительная беседа. (Показ на глобусе).
- Посмотрите на глобус: более 2/3 поверхности Земли занимают моря и океаны. Они соединены проливами и вместе образуют Мировой океан. Географы разделили Мировой океан на четыре океана:
- Назовите эти океаны? (Тихий, Атлантический, Индийский, Северо-Ледовитый).
- Назовите самый большой океан? (Тихий).
- Он занимает почти половину всей поверхности Мирового океана. Этот океан огромен, самый глубокий.
- Послушайте стихотворение. Ответьте на вопрос.
- Почему везде встречается океанская вода, ведь мы не пьем солёную воду? (Читают стихотворение 6 учеников).
- Спросил на днях малыш сосед
У струйки, льющейся из крана:
- Откуда ты? - вода в ответ:
- Издалека, из океана.
Потом малыш гулял в лесу,
Росой искрилась вся поляна.
- Откуда ты? – спросил росу
- Поверь, и я из океана.
На поле лег туман седой
Малыш спросил и у тумана:
- Откуда ты? Ты кто такой?
- И я, дружок, из океана.
Донёсся шёпот:
- Знаем малыш, и я пришла из океана.
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке, и в снежинке,
И в дождинке, и в росинке
Нам откликнется всегда океанская вода.

(Сообщения детей).
1 ученик: Имеется в виду Мировой океан, а в его состав входит вся вода планеты, в том числе и пресная.
- Сколько же воды в Мировом океане?
2 ученик: Если поверхность Земли была ровной, то равномерный слой всех рек, морей и океанов имел бы толщину в 9 метров.
- Для чего же нашей планете столько воды? Какая забота есть у Мирового океана?
3 ученик: Он поит, кормит, обогревает землю, дает электроэнергию, является дорогой.
- Как заставить воду пахать в поле, доить коров, петь песни, показывать фильмы и многое, многое другое?
4 ученик: Нужно заставить её добывать электрический ток, который приведет в действие машины, радио, телевидение.
III Работа над новым материалом.
1) Сообщение темы и целей урока.
- Удивительное путешествие совершает вода в природе. Но иногда на её пути встречаются враги, которые хотят её испортить, загрязнить, а иногда даже отравить. Это экологические вредные вещества. Об этом вы узнаете из новой темы.
- Сформулируйте тему урока, (на доске постепенно появляются ключевые слова)
Охрана воды – Какие цели урока можете поставить по данной теме. (сообщение целей урока)
- Какие ассоциации у вас возникли по теме?
Охрана воды

загрязнение очищение тревога
мытьё машин растения
сточные воды грибы Арал Балхаш
мусор бактерии Реки Амударьи уровень воды
нефтепродукты моллюски и Сырдарьи снижается;
моющие средства обмелели; Сбрасывание
дожди бывают сточных вод
редко. медеплавильного
комбината
- Чистой воды на Земле становится меньше. Почему? Вы узнаете из статьи учебника.
2) Работа по учебнику.
- Откройте учебники на странице 60-62.
- Прочитайте статью «Охрана воды» самостоятельно.
- Что вы уже знали? Что нового узнали? А что было для вас очень интересно?
3) Работа над содержанием текста по вопросам страница 62.
• Что вы знаете о загрязнении воды в природе?
• Какие вредные отходы попадают в воду?
• Какое влияние отходы оказывают на различные организмы?
• Какие виды природных вод встречаются в нашей местности?
• Как вы думаете, чистая ли в них вода?
IV Физминутка. (звучит музыка)
Дыхательное упражнение.
1. Глубокий вдох. Во время вдоха медленно поднять руки до уровня груди ладонями вперед.
2. Задержать дыхание. Во время задержки дыхание сконцентрировать внимание на середине ладоней.
3. Медленный выдох. Выдыхая, рисовать перед собой обеими руками одновременно квадраты, треугольники, круги.

V Закрепление нового материала.
1) Работа в группах.
- Итак, работа в группах. По статье учебника подготовьте ответы на вопросы.
1 группа. – Почему реки Сырдарьи и Амударьи стали сильно мелеть?
2 группа. – Почему состояние озера Балхаш вызывает тревогу?
3 группа. – Почему судьба Арала обернулась большой бедой для человечества?
4 группа. – Почему естественные водоёмы не могут заниматься самоочищением?
(Спикеры защищают ответы)
2) Работа в парах.
- Заполните листы, на которых даны вопрос. Ваша задача, найти правильный ответ.
1. Что загрязняет воду? Нарисуйте.

2. Выбрать источники пресной воды.
а) озёра
б) реки
в) океаны
3. Подчеркните крупные реки Казахстана.
Сырдарья, Тобол, Аягуз, Каратал, Урал, Ишим, Чу, Аксу, Или, Лепсы.
4. Самое крупное озеро в Казахстане?
а) Зайсан
б) Алаколь
в) Тенгиз
г) Каспийское
д) Балхаш
(Проверка ответов спикерами)
VI Обобщение по разделу «Вода».
1) Игра «Собери скороговорку».
- Потеря воды опаснее для организма, чем голодание: без пищи человек может прожить больже месяца, а без воды – всего лишь несколько дней.
- Прочитайте скороговорку на таблице.



2) Занимательный материал.
Работа в группах.
- Определите тему, которую мы изучили с помощью занимательных заданий.
- Каждая группа находит ключевое слово, которое и будет являться темой обобщения.
(на доске даны задания каждой группе)
1 группа. Разгадать кроссворд.
По вертикали:
1. Водоупорная порода.
2. Река, текущая по территории трёх государств: Китай, Казахстан, Россия.
3. Море Казахстана, терпящее экологическую катастрофу, разделилось на два отдельных водоёма.
4. Водопроницаемая порода.
По горизонтали:
5. Ручей река озеро море океан облако осадки это …
6. Начало реки.
7. На склоне возвышенности, на дне балки пробивается из-под земли.
8. Минеральные воды в Казахстане.
1
4 Г
П Р
Е А
С Н
О И 2
5 К Р У Г О В О Р О Т И
6 И С Т О К Р
7 Р О Д Н И К 3 Т
8 А Р А С А Н Ы
Р Ш
А
Л

2 группа. Пять зашифрованных слов и ключ к шифру. Необходимо расшифровать слова. Выделить лишнее слово, найти обобщающее слово.
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
а р з м г е д о в к

1590 – река
72517 – озеро
3715 – море
8760 – вода
4103 – гром
3 группа. Найти ответ к каждому предложению.
1. Источник жизни.
2. Самое распространённое в природе вещество.
3. Наш организм на 70% состоит из …
4 группа. Разгадать ребусы.
(проверка заданий коллективно,
- Вода - река ответы на доске)
КА
- Назовите ключевое слово («Вода»).
- Итак, переходим к работе с тестами.
- Проверим знания по разделу «Вода».
3) Самостоятельная работа учащихся (индивидуально работают с тестами).
(группы поменялись)
- Вы получили тест-дополнение. Ваша задача дописать ответы. Цель: проверить знания и умение читать схемы.
Тест-дополнение
А) Вода при нагревании испаряется. Невидимый пар поднимается вверх. Соприкасаясь с холодным предметом, он снова превращается в воду. Капельки воды увеличиваются и падают. (Круговорот воды).
Б) В природе постоянно происходит круговорот воды, постоянно сохраняется цепочка - …
(осадки ручей река озеро море океан облако осадки)
В) Подпишите, что изображено на схемах.
Река Море Озеро


Г) Подпишите на схеме названия частей реки.
1 – исток,2 – 3 – притоки,4 – русло, 5 – устье, 6 - дельта
1 2

3
4 6

5

Д) Какая площадь Земли занята водой?

¾

Е) Что загрязняет воду? Нарисуй (напиши).

Мытьё машин сточные воды мусор нефтепродукты моющие средства
- Вы получили ответ-подсказку, проверьте тест соседа.
2) Пооперационная проверка
Взаимопроверка «ручейком». Отметили «+» - верно, «-» - не верно.
- Вернулись на свои места и посмотрите, правильно ли вас оценили?
3) Диагностика тестового материала.
Теперь результат проверки каждого задания фиксируем на «волшебной линеечке»
- Я фиксирую и вы цветным карандашом (зелёным).
- Если задание выполнили правильно, то прямоугольник закрашиваем зелёным цветом, если не правильно, о вы его не закрашиваете (выполняют под руководством учителя).
- Если вы все задания выполнили правильно, то линеечка выглядит так закрашены все прямоугольники.
- Поставьте оценки: «5» - все закрашены;
«4» - один прямоугольник не закрашен;
«3» - два прямоугольника не закрашены;
Больше трёх значит, вы должны доучить.
Коррекция теста (учить вопрос-ответ, ребята задают вопрос, ребёнок отвечает)
VII Итог урока.
- Подведём итог работы с помощью загадок. Спикеры вышли к доске, выберите загадку. Прочитайте её в группе и коллективно отгадайте.

1) Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он не видимый, и всё же
Без него мы жить не можем. (воздух)

2) Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут. (облака)

3) Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду
Покуда он идёт. (дождь)

4) Бегу я по лесенке,
По камушкам звеня.
Издалека по песенке узнаете меня. (река)

- Из каждой возьмите первую букву, из последней – четвёртую. ( 1)1б, 2)1б, 3)1б, 4)4б )
- Какое слово образуется? (Вода)

- Загрязнение рек, озёр, морей губительно для всего живого.
- В чём нуждаются воды рек, озёр, морей? (Воды рек, озёр, морей нуждаются в охране и защите).
- Какая угроза нависла над водой? (угроза загрязнения).
- Что способствует загрязнению вод?
- Почему в естественных водоёмах организмы-санитары не справляются с очисткой воды?
- Загнивающие воды отравляют воздух, становятся источниками тяжёлых заболеваний.
Река болеет, её воды не могут быть использованы человеком.
- Воду надо беречь! Это надо понять и запомнить каждому. Беречь воду – это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.
В нашей стране принят ряд законов, направленных на защиту вод. За их исполнением следят органы государственной власти.
Это позволило на многих реках уменьшить опасность загрязнения, улучшить санитарное состояние городов и посёлков. Но проблема охраны вод по-прежнему остра.

Д/з 1) стр.60-62 читать, пересказывать.
2) Тест в книге стр.61-63, вариант 5.
3) *приготовить пословицы, поговорки, традиции, связанные с охраной воды.
4) *Дополнительные сведения о традиции Арала.
Категория: Начальная школа | Добавил: Наталья9227
Просмотров: 478 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 11:27 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru