Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Урок внеклассного чтения в 3 "Д» классе Произведение В.Л. Дурова "Наша Жучка"
[ Скачать с сервера (438.0Kb) ] 2015-01-05, 6:04 PM
Урок внеклассного чтения
в 3 "Д» классе ШЛ № 59
Учителя: Н.Г. Шестакова и Краевская С.И.

Оборудование:
- портрет писателя.
- мультимедийный проектор
- презентация

Задачи урока:
 - развивать умение работать над понятием;
 - воспитывать чувство любви, сострадания, понимания и сочувствия к животным у учащихся;
 - учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы;

Тип урока:
работа с художественным текстом.

Технология:
развитие критического мышления через чтение и письмо.

Приёмы:
 чтение с остановками
 обращение к личному опыту учащихся
 прогнозирование
 синквейн
 кластер

ХОД УРОКА

Сегодня мы познакомимся с неизвестным для нас автором и его произведением.
Прочитайте фамилии авторов и запишите буквы по годам рождения авторов в порядке возрастания чисел.

Р Пришвин 1873
У Толстой 1828
В Кургузов 1962
О Драгунский 1913
Д Ушинский 1824

Назовите фамилию нового автора

Дуров Владимир Леонидович

Вы правильно определили.
Сформулируйте I часть темы урока.
Произведение В.Л. Дурова.

Вставьте пропущенные слова в отрывки из известных вам произведений и узнаете о ком пойдёт речь на уроке
1.Человек ….. друг
Это знают все вокруг.
2. Я сегодня сбилась с ног.
У меня пропал………
3. Щёткой чищу я…….
Щекочу ему бока.
4…….бывает кусачей, только от жизни …….

Рассмотрите картинки.
Назовите животных, которые изображены на них.

Подумайте, что надо сделать с названиями этих
животных? Нужно прочитать названия произведения по
первым буквами названия животных.
Что получилось?
«Наша Жучка».
Кто такая Жучка?
Что вы знаете о собаках?

Историческая справка
СОБАКИ домашние, млекопитающие семейства волчьих.
Произошли от волка.
Начало одомашнивания собак относится к мезолиту.
Свыше 400 пород, распространены повсеместно.
Наука о собаках — кинология.
Древнейшее животное, прирученное и одомашненное человеком. С давних лет является предметом спора, происходит ли все многообразие современных пород от одного предка (подавляющее большинство исследователей считают таковым волка), или это результат скрещивания волков, шакалов и даже лисиц. Большинство кинологов считает единственным предком собаки волка , а все современные породы — результатом искусственного отбора.
На изображениях в гробницах Древнего Египта нередко встречается фараонова собака, пронесшая все типические черты породы через тысячелетия. Собака, как и многие другие животные, в Египте обожествлялась. В связи со смертью собаки в египетских домах, по свидетельству Геродота, объявлялся траур, а хозяин дома сбривал себе волосы. Трупы собак мумифицировались, но мумии эти все же довольно редки, их гораздо меньше кошачьих.
В Древней Греции и Риме собаки стали играть гораздо более значительную роль. Естественно, особым спросом пользовались боевые псы, могучие и неустрашимые.
В Риме боевые собаки стали выступать как гладиаторы, в одиночку соперничая с быками, львами, слонами, медведями.
В Китае и Японии с древнейших времен собаки играли важную роль в религии, фольклоре и мифологии. Сохранились письменные упоминания 4000-летней давности о воспитании и разведении собак. Древнейшей китайской породой считается пекинес. Другая знаменитая декоративная собачка региона — японский хин — гораздо моложе.
В 20 веке собаки используются на военной службе, таможенниками, их обучают быть поводырями слепых, помогать инвалидам. Огромное разнообразие пород прежде всего предназначено для растущего среднего класса, стремящегося найти в собаке в первую очередь друга.
Английский клуб собаководства (Кеннел-клуб) определяет шесть групп собак:
 1. Охотничьи (гончие, борзые).
 2. Подружейные.
 3. Терьеры.
 4. Пользовательские породы.
 5. Служебные породы.
 6. Комнатно-декоративные.

Речевая разминка
 Щёткой чищу я щенка,
 Щекочу ему бока.
- Прочитайте скороговорку про себя;
- прочитайте, разделив на слоги;
- прочитайте шепотом;
- прочитайте громко;
- прочитайте с ускорением;
- прочитайте очень быстро.

• Итак, тема нашего урока: В. Л. Дуров и его произведение «Наша Жучка».

Прочитаем текст и вставим пропущенные слова.

• Наши цели :
Познакомиться с _____________ и его
творчеством, произведением ____________.
Учиться анализировать ____________
Учиться _________ произведение выразительно и _________ отвечать на ________.

Приступим к работе над первой частью цели нашего урока.
• Что вы знаете или слышали об авторе произведения, В.Л. Дурове?

• Послушайте биографию автора
В.Л. Дуров – знаменитый русский дрессировщик и учёный. Он родился в Москве в 1863 году в дворянской семье. Его родители рано умерли.
Его и брата Анатолия воспитывал крёстный. С детства Володю тянуло к животным, он мечтал о цирке. Но крёстный отдал Володю и его брата в военную гимназию. Там их учили маршировать, стрелять. Но гимназию они не закончили.
Когда Володя подрос, он убежал из дома и поступил в балаган к циркачу Ринальдо. Он завёл себе собаку Бишку, гуся Сократа. Володя дрессировал их не побоями и палкой, а терпеливо приучал к себе. О дрессировке зверей позднее он написал книгу.
В 1912 году в Москве он открыл уголок зверей, который позднее стал Театром зверей. Звери в театре показывали сказку «Терем-теремок», басни Крылова. Мыши представляли аттракцион «мышиная железная дорога». В спектаклях участвовали дрессированные медведи, морские львы, обезьяны, лисы, и другие животные.

• Новые для вас слова встретятся в тексте
Надзиратель – лицо, которое занимается надзором над кем-нибудь (наблюдатель).
Жребий – условный предмет (монета, билет), вынимаемый из числа одинаковых предметов для разрешения спора.
Приговор – решение суда после слушания судебного дела.

• Новые для вас слова встретятся в тексте
Надзиратель – лицо, которое занимается надзором над кем-нибудь (наблюдатель).
Жребий – условный предмет (монета, билет), вынимаемый из числа одинаковых предметов для разрешения спора.
Приговор – решение суда после слушания судебного дела.

Стадия осмысления
Чтение с остановками и составление кластера «Характеристика Володи»

Владимир Дуров
Наша Жучка
1. Когда я был маленький, я учился в военной гимназии. Там, кроме всяких наук, учили нас ещё стрелять, маршировать, отдавать честь, брать на караул — всё равно как солдат. У нас была своя собака Жучка. Мы её очень любили, играли с ней и кормили её остатками от казенного обеда.

- От чьего имени ведется рассказ?
Что вы узнали об авторе?
"Что будет дальше и почему?"

11. И вдруг у нашего надзирателя, у «дядьки», появилась своя собака, тоже Жучка. Жизнь нашей Жучки сразу переменилась: «дядька» заботился только о своей Жучке, а нашу бил и мучил. Однажды он плеснул на неё кипятком. Собака с визгом бросилась бежать, а потом мы увидели: у нашей Жучки на боку и на спине облезла шерсть и даже кожа! Мы страшно разозлились на «дядьку». Собрались в укромном уголке коридора и стали придумывать, как отомстить ему.
— Надо его проучить, — говорили ребята. _____________________________________

– Почему отношение «дядьки» изменилось к Жучке ребят?
- Как вы думаете, как ребята хотели отомстить «дядьке» за свою собаку Жучку?
- Что будет дальше и почему?"

111. — Надо вот что... надо убить его Жучку!
— Правильно! Утопить!
— А где утопить? Лучше камнем убить!
— Нет, лучше повесить!
— Правильно! Повесить! Повесить!
«Суд» совещался недолго. Приговор был принят единогласно: смертная казнь через повешение.
— Постойте, а кто будет вешать?
Все молчали. Никому не хотелось быть палачом.
— Давайте жребий тянуть! — предложил кто-то.
— Давайте!

Что же предлагали ребята?
- Какое же решение приняли ребята?
Что будут дальше делать ребята?

1У. В гимназическую фуражку были положены записки.
Я почему-то был уверен, что мне достанется пустая, и с лёгким сердцем сунул руку в фуражку. Достал записку, развернул и прочитал: «Повесить». Мне стало неприятно. Я позавидовал товарищам, которым достались пустые записки, но всё же пошёл за «дядькиной» Жучкой.
Собака доверчиво виляла хвостом. Кто-то из наших сказал:
- Ишь гладкая! А у нашей весь бок облезлый.

– Почему мальчик испытал зависть к своим товарищам?
"Что будет дальше и почему?"

У. Я накинул Жучке на шею веревку и повел в сарай. Жучка весело бежала, натягивая верёвку и оглядываясь. В сарае было темно. Дрожащими пальцами я нащупал над головой толстую поперечную балку; потом размахнулся, перекинул верёвку через балку и стал тянуть.
Вдруг я услыхал хрипенье. Собака хрипела и дергалась. Я задрожал, зубы у меня защёлкали, как от холода, руки сразу стали слабые...
Я выпустил верёвку, и собака тяжело упала на землю. Я почувствовал страх, жалость и любовь к собаке. Что делать? Она, наверно, задыхается сейчас в предсмертных мучениях!

– Какие чувства возникли у мальчика после выполнения казни?
- Что он сделает?

У1. Надо скорее добить её, чтобы не мучилась. Я нашарил камень и размахнулся. Камень ударился обо что-то мягкое. Я не выдержал, заплакал и бросился вон из сарая. Убитая собака осталась там... В ту ночь я плохо спал. Всё время мне мерещилась Жучка, всё время в ушах слышалось её предсмертное хрипенье. Наконец настало утро. Разбитый, с головной болью, я кое-как поднялся, оделся и пошёл на занятия.

- Какой поступок совершил мальчик?
- Какие чувства он переживал после случившегося?
- Что будет дальше и почему?

У11. И вдруг на плацу, где мы всегда маршировали, я увидел чудо. Что такое? Я остановился и протёр глаза. Собака, убитая мною накануне, стояла, как всегда, около нашего «дядьки» и помахивала хвостом. Завидев меня, она как ни в чём не бывало подбежала и с ласковым повизгиванием стала тереться у ног.
Как же так? Я её вешал, а она не помнит зла и ещё ласкается ко мне!
Слёзы выступили у меня на глазах.

Я нагнулся к собаке и стал её обнимать и целовать в косматую морду. Я понял: там, в сарае, я угодил камнем в глину, а Жучка осталась жива. Вот с тех пор я и полюбил животных. А потом, когда вырос, стал воспитывать зверей и учить их, то есть дрессировать. Только я их учил не палкой, а лаской, и они меня тоже любили и слушались.
– Что изумило героев в поведении Жучки на плацу?
- Ребята, могли бы вы совершить такой поступок? Почему?
- Чему учит это произведение?

Физкультминутка
Мы работаем отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас.
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятк
Улыбнитесь весел ей!
Мы попрыгаем как зайки
Сразу станем всех бодрей!
Потянулись и вздохнули.
Отдохнули?
Отдохнули!

Обобщение.
Анализ произведения
- Что вы узнали об учащихся военной гимназии?
- Их учили стрелять, маршировать, отдавать честь, брать на караул.

Значение некоторых слов.
Отдавать честь – приветствовать, прикладывая руку к головному убору.
Брать на караул – отдать честь ружейным приёмом.
Плац – площадь для военных парадов, строевых занятий.
Самосуд – самочинная расправа над кем-нибудь без ведома суда, властей.

-После какого события надзиратель изменил отношение к любимой собаке гимназистов и в чём это проявилось?
(Надзиратель изменил отношение к собаке после того, как завёл себе свою собаку.
Это проявилось в негуманном отношении к собаке. Он её жестоко бил, мучил, плеснул кипятком.)

- Что задумали ребята? С какой целью?
(Ребята задумали отомстить надзирателю, чтобы его проучить, чтобы он так больше не делал.)

- Правильно ли поступили гимназисты, решив казнить собаку надзирателя?
(Неправильно, так как собака надзирателя ни в чём не виновата, дети не имели права учинять самосуд никому, ни собаке, ни надзирателю. Любое проявление жестокости нельзя считать правильным поступком.)

- Как вы оцениваете действие палача?
(Володя поступил неправильно.
Нельзя быть жестоким.)

Давайте зачитаем этот отрывок в тексте.
«…Я накинул Жучке на шею верёвку… Убитая собачка осталась там…»

- Какие качества Володи взяли верх?
(В нём боролись жалость и то, что он должен это сделать, но Володя всё равно совершил казнь. Когда в человеке борются противоречивые чувства, то предпочтение следует отдавать гуманным чувствам, которые помогают в проявлении любви, а не жестокости.)

- Как вы считаете, почему собака не проявила чувства озлобленности?
(Собака ничего не поняла, восприняла всё, как игру.)

- Как случившееся повлияло на дальнейшую жизнь Володи?
(Володя понял, что нужно быть гуманным по отношению к животным. Он решил посвятить свою жизнь дрессировке животных только с помощью любви и ласки.)

Вывод:
Нужно правильно оценить свой поступок и, учась на своих ошибках, строить дальнейшую жизнь правильно. Человек переосмысливает свои действия, и последующую жизнь построит правильно.

Обобщение по произведению.
С каким произведением, какого автора мы сегодня познакомились?
(Сегодня познакомились с произведением В.Л. Дурова «Наша Жучка».)

- Какова идея этого произведения?
- Что хотел сказать автор этим произведением?
(Быть жестоким нельзя, это плохо.
Когда в человеке борются противоречивые чувства, то предпочтение следует отдавать гуманным чувствам, которые помогают в проявлении любви, а не жестокости.
Учись на ошибках и строй дальнейшую жизнь правильно! )

- Как бы вы хотели, чтобы к вам относились?
- Вы должны относиться к животным так, как бы вы хотели, чтобы относились к вам.
Я уверена, что в ваших сердечках добра стало немного больше. И я хочу, чтобы, став взрослыми, вы не растеряли запас доброты.
Пусть будет больше доброты на свете,
Жить помогает на земле она.
Как парусному судну нужен ветер,
Так доброта душе людской нужна.

Домашнее задание.
Подготовьте эссе
«Мои впечатления о прочитанном»
Категория: Начальная школа | Добавил: Ника1836 | Теги: Ника 1836
Просмотров: 711 | Загрузок: 39 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 9:52 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru