Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Применение технологии Зайцева В.Н. «СОУ» на уроках литературы.
[ Скачать с сервера (232.2Kb) ] 2015-01-17, 10:27 PM
Применение технологии Зайцева В.Н. «СОУ» на уроках литературы.
(из опыта работы учителя начальной школы Сарсекеевой Ж.Ж.)

«Пути формирования навыков скорого осознанного чтения»
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению - одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамотности, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет реализовать в школе свои способности, то положительное, что в нём заложено. По мнению психологов - на успеваемость влияют более 200 факторов, но все их учесть невозможно, отобрали более 40 факторов, сильно влияющих на успеваемость - после тестирования и анкетирования учащихся, оказалось, что существует фактор №1 - скорость чтения. Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу.
Работая с классом в этом учебном году я поставила перед собой проблему «Достижение оптимальной скорости чтения учащихся»
Целю данной проблемы является:
1) определение наиболее эффективных методов и приёмов, способствующих развитию навыков чтения:
2) развитие художественно-творческих познавательных способностей, формирование читательского кругозора;
3) воспитание интереса к чтению.
Задачи:
- Определить наиболее целесообразные методы и приёмы работы, способствующие развитию скорости, осознанности и выразительности чтения
- научить детей читать в темпе оптимального чтения..
- Воспитание интереса к чтению.
Я предполагаю, что развитие навыков техники чтения будет эффективным, если соблюдать следующие условия.
• Подобрать систему упражнений, которые активизируют внимание школьников, помогают с легкостью прочитать текст и понять прочитанное (создание ситуации успеха).
• В системе проводить упражнения, способствующие развитию навыков беглого, осознанного, выразительного чтения.
• Учитывать индивидуальные особенности детей.
Понимая значимость обучения чтению в образовании, воспитании и развитии детей, я ищу пути повышения качества обучения на этих уроках. Поэтому меня, как и многих моих коллег, особенно привлекает опыт учёных, педагогов- новаторов, работающих в этой области. Мною за основу взята «Технология общеучебных умений в начальной школе» В. Зайцева.
Оптимальное чтение - это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Почему 120 - 150 слов в минуту самый оптимальный темп чтения? Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека. Надо помнить, что при повышенной скорости чтения, равно как и при пониженной, ухудшается понимание текста, осмысление материала.
Чтобы помочь детям полюбить уроки чтения, научить их читать с удовольствие и желанием, я использую в своей работе технологию обучения оптимальному чтению. Одним из главных ее достоинств является то, что она, помогая учащемуся преодолевать трудности с чтением и развитием речи, позволяет с помощью самозамеров и контрольных срезов диагностировать и индивидуально отслеживать развитие личности каждого ребенка. Комплекс технологических приемов помогает регулировать дыхание при чтении, развивать артикуляцию, речевой аппарат, внимание, волевые качества, расширять поле зрения, переключаться с одного вида деятельности на другой, повышать интеллект учащихся.Частая смена видов деятельности на уроке - залог активизации познавательных интересов учащихся.
Как добиться скорости чтения, осознанности и выразительности чтения?
Для реализации поставленных целей использую тренировочные упражнения, которые проводятся как обязательный этап каждого урока чтения, занимающий 10-15 минут урока.

1. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.
Формировать навык владения дыханием и голосом я предлагаю с помощью следующих упражнений.
а) «вдох носом, выдох через рот»;
б) «вдох, задержка дыхания, выдох»;
в) «вдох, выдох по порциям».
г) «Задуйте свечу»
д) « Обрызгайте белье водой» (в один прием, три, пять).
е) «В цветочном магазине.»
ж) «Выдох со счетом.» (-Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.)
з) « В лифте.»( -Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем голос выше, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз. ) и) чтение согласных
Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:
БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС
КВМСПЛБШГРДБЛСТ
ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ
ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН
ФЩМЖДШХЧМКПБРВС
ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ
к). Чтение согласной с какой-нибудь гласной, используя эту же таблицу.
Например: 1 ряд читает с гласным [а], 2 ряд - с гласным [о], 3 ряд - с гласным [у].
л) После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а о у ы и э.

2. Упражнения для развития четкости произношения:
А) Самолеты взлетают: У – У - У. Рядом ползет змея: Ш – Ш - Ш.
Машины едут: Ж - Ж - Ж Муха бьется в стекло: З – З - З.
Лошадки поскакали: ЦОК – ЦОК - ЦОК.
Б) Чтение чистоговорок шепотом и медленно:
ра-ра-ра - начинается игра
, ры-ры-ры -у нас в руках шары,
ру-ру-ру -бью рукою по шару.

3. Отработка дикции.
Умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания достигается в процессе работы над скороговорками и чистоговорками. Методика работы со скороговорками достаточна, известна: от отдельного, отчетливого проговаривания до максимально чёткого, быстрого. При записи на доске выделяю цветным мелом в записи скороговорок буквы, обозначающие звуки, над которыми предстоит работа, например:
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

4. Интонационная разминка.
Считаю, правильным начать эту работу с формирования трёх умений:
1) Развивать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, завершения, противостояния.
2) Выбирать нужный темп чтения (быстрый, ритмичный или плавный, размерный или же их сочетание).
3) Ставить логическое ударение в предложении.
5. Различные виды чтения:
1 .Чтение вслух.
2.Чтение про себя.
3.Чтение жужжащее.
4.Чтение хором.
5.Чтение в темпе скороговорки.
6.Чтение цепочкой (по одному слову, предложению, абзацу)
7. Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно.
8. «Очередь». Сначала читает учитель, затем ученики читают тот же текст.
9. «Буксир»
а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Учащиеся читают вслух, стараясь успеть за учителем;
б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.
10 «Ловушка». Учитель читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут замену.
11. «Прыжки». Чтение через слово.
12. «Голова и хвост». Учитель начинает читать предложение, дети быстро его находят и дочитывают вместе.
13. «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого и последнего слова на строчке, первого и последнего слова в предложении.
14. «Прятки». Нахождение слова в тексте с определённым признаком (начинается на букву А; состоит из двух слогов; с ударением в конце слова и др.)
15. Чтение отрывка, закрыв верхнюю (нижнюю) часть букв.
16. Чтение отрывка в перевёрнутом виде.
17. «Фотоглаз» ( на доске столбик слов, которые ученики читают определённое время. Слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова)
18. «Игра в прятки»
Учитель начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, партнер должен найти и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает учитель.
19 «Мнимое слово»
Взрослый в ходе чтения произносит неправильно слово, ребенок прерывает чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить взрослого, что поднимает его собственный авторитет и придает уверенность в своих силах, (слайды)

6. Приём стимулирования учащихся.
Ежедневно конце урока оставлять 3-4 минуты для того, чтобы произвести самозамер скорочтения. Чтение в течение одной минуты вполголоса (тексты берутся из «Хрестоматии»), пересчитывание слов и запись в индивидуальные карты самозамеров результатов скорости чтения.

Дата Замер скорости чтения Количество слов в минуту Роспись учителя
13.01 текущий
14.01 текущий
15.01 текущий
16.01 контрольный

Кроме того, раз в месяц результат контрольного замера скорости чтения фиксируется в индивидуальной диаграмме, который строится в течение 9 учебных месяцев.

В качестве подтверждения того факта, что применяемая мною технология Зайцева В.Н. даёт положительные результаты, мне бы хотелось привести следующие данные.

Здесь диаграмма:
Старт – 80 %
1 четверть – 85%
2 четверть - 90%
3 четверть - 95 %
4 четверть – 95 %

Как видно на диаграмме скорость чтения учащихся моего класса к концу года возросла.
Полученные результаты подтверждают эффективность работы по данной технологии, особенно в общеобразовательных классах, где приходиться большое количество времени затрачивать именно на формирование и совершенствование общеучебных навыков. Планирую продолжить работу в данном направлении с целью усовершенствования собранных дидактических раздаточных и тренировочных материалов и упражнений.
Категория: Начальная школа | Добавил: Dina-130207
Просмотров: 298 | Загрузок: 24 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 12:38 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [463]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru