Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Развитие профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности.
[ Скачать с сервера (15.9 Kb) ] 2015-01-26, 12:49 PM
1. XXI век – век новых достижений и новых возможностей , век развития инновационных технологий , нововведений. Для наиболее оптимального развития общества и государства требуются люди, умеющие быстро и максимально гибко адаптироваться к изменениям , происходящим в мире. Объективной закономерностью в настоящее время является повышение требований к уровню образованности человека. В новых обстоятельствах процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Наукой установлено, что предпосылкой развития компетентности личности является наличие в нём функциональной грамотности, т.е. преимущество обладания функциональной грамотностью состоит в том, что она способствует максимально быстрой и гибкой адаптации детей к реалиям современного мира.
В своём Послании народу Казахстана Глава государства «Стратегия «Казахстан – 2050» Н.А.Назарбаев подчеркнул: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения». В этих целях и был разработан Национальный план действия по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 г.г., утвержденный Постановлением Правительства РК 25 июня 2012 года. Национальный план включает комплекс мероприятий по содержательному, учебно-методическому, материально-техническому обеспечению процесса развития функциональной грамотности школьников. Он призван обеспечить целенаправленность и системность действий по развитию функциональной грамотности школьников как ключевого ориентира для совершенствования качества образования Республики Казахстан. Цель Национального плана – повышение качества образовательных услуг, создание соответствующих условий для развития функциональной грамотности школьников.
2. 11 июля Постановлением Правительства РК от 25 июня 2012 года
№ 832 утверждён Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы.

3. Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию. Функционально-грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире, действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
4. Основные признаки функциональной грамотности личности: это человек. Самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, умениями или ключевыми компетенциями, чтобы развивать функционально грамотную личность. Мы с прошлого учебного года начали работать с «Первоклассной газетой». Она необъемная, иллюстрированная, красочная, в ней не менее пяти заданий.
Работа с газетой ставит перед нами такие задачи:
• Сформировать у учащихся позитивное отношение к чтению.
• Расширять кругозор школьников.
• Укреплять семейные отношения в процессе чтения, поиска информации детьми совместно с родителями.
• Развивать познавательные интересы, формировать стремление детей к размышлению и поиску.
• Способствовать духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников.
Основная работа с «Первоклассной газетой» разделена на этапы:
ВВЕДЕНИЕ, РАЗМИНКА, ЧТЕНИЕ ТЕКСТА, РАБОТА С ТЕКСТОМ, ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА, РЕФЛЕКСИЯ, РАБОТА С ЗАДАНИЯМИ.

Учитель может выбирать упражнения для каждого этапа самостоятельно. Также в газете встречаются темы:
ОБЩЕСТВО, ЗДОРОВЬЕ, ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ, СПОРТ, БИЗНЕС, ЭТИКЕТ, ЭКОЛОГИЯ, ПРОФЕССИИ, ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ.
Перед началом работы с очередным выпуском «Первоклассной газетой» озвучивается тема, рубрика номера, имя сказочного героя.
РАЗМИНКА
Для разминки предлагаем использовать упражнения, которые можно провести перед началом работы с текстом для снятия трудностей. При желании учитель может использовать собственные упражнения. После знакомства с темой занятия ставлю вопросы:
- С чем ассоциируется название выпуска?
- Что по вашему мнению написано в этом номере?
- Где можно найти информацию по этой теме?
- Почему данная тема важна?
- В какой ситуации могут пригодиться данные знания?

РАБОТА С ТЕКСТОМ: ПОИСК ИНФОРМАЦИИ И ПОНИМАНИЕ ПРОЧИТАННОГО.
Чтение текста может быть построено по-разному, в зависимости от типовой структуры занятия, его цели и задач.
• Индивидуально. Дети читают текст газеты самостоятельно, про себя. После прочтения учитель задаёт вопросы по содержанию текста.
• Чтение по цепочке. Дети читают текст вслух , по очереди, один за другим. Каждый ребёнок может прочитать как одно предложение, так и целый раздел – по выбору учителя.
• Работа в мини-группах. Учитель делит класс на группы. Дети в группах читают определённый раздел газеты. После прочтения каждая группа презентует прочитанный материал: сценка, стихотворение, танец и т.д.

На этапе работы с текстом можно использовать упражнения, которые улучшают понимание прочитанного.

• Дискуссия.
После прочтения текста учитель ставит перед учащимися какую-либо проблему, касающуюся содержания номера. Класс делится на две группы, которым присваиваются противоположные точки зрения. В ходе дискуссии каждый ученик высказывает своё мнение и обосновывает его.

• Ролевая игра.
Например, игра «Суд». В соответствии с тематикой номера выбирается подсудимый. Это может быть как реальное существо, так и абстрактные понятия.

• Обсуждение.
Учителем предлагается обсуждение какой-либо проблемы. Дети по очереди высказывают свою точку зрения. В ходе обсуждения учитель может задавать вопросы.

Рефлексия.

Рефлексия способствует формированию навыков самооценки собственной работы. Полезно проводить её всегда – после того, как прочитан очередной выпуск газеты и выполнены задания. Здесь можно предложить детям определить самые трудные или самые лёгкие задания. В итоге идёт обобщение пройденного материала.

Проверка домашнего задания.
Если задание давалось учащимся на дом для самостоятельного выполнения, в начале следующего урока проводится проверка.

Ожидаемые результаты:
Учащиеся к 5 классу научатся:
• Пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно.
• Формулировать несложные выводы.
• Обобщать информацию.
• Делать выписки из прочитанных текстов.
• Составлять письменные аннотации к тексту.
• Высказывать оценочные суждения.
• Участвовать в учебном диалоге.
• Присутствует взаимосвязь с другими предметами.
Категория: Начальная школа | Добавил: Наталья5810
Просмотров: 888 | Загрузок: 15 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-04-23, 4:29 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru