Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Развитие профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности.
[ Скачать с сервера (15.9Kb) ] 2015-01-26, 12:49 PM
1. XXI век – век новых достижений и новых возможностей , век развития инновационных технологий , нововведений. Для наиболее оптимального развития общества и государства требуются люди, умеющие быстро и максимально гибко адаптироваться к изменениям , происходящим в мире. Объективной закономерностью в настоящее время является повышение требований к уровню образованности человека. В новых обстоятельствах процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Наукой установлено, что предпосылкой развития компетентности личности является наличие в нём функциональной грамотности, т.е. преимущество обладания функциональной грамотностью состоит в том, что она способствует максимально быстрой и гибкой адаптации детей к реалиям современного мира.
В своём Послании народу Казахстана Глава государства «Стратегия «Казахстан – 2050» Н.А.Назарбаев подчеркнул: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения». В этих целях и был разработан Национальный план действия по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 г.г., утвержденный Постановлением Правительства РК 25 июня 2012 года. Национальный план включает комплекс мероприятий по содержательному, учебно-методическому, материально-техническому обеспечению процесса развития функциональной грамотности школьников. Он призван обеспечить целенаправленность и системность действий по развитию функциональной грамотности школьников как ключевого ориентира для совершенствования качества образования Республики Казахстан. Цель Национального плана – повышение качества образовательных услуг, создание соответствующих условий для развития функциональной грамотности школьников.
2. 11 июля Постановлением Правительства РК от 25 июня 2012 года
№ 832 утверждён Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы.

3. Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию. Функционально-грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире, действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
4. Основные признаки функциональной грамотности личности: это человек. Самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, умениями или ключевыми компетенциями, чтобы развивать функционально грамотную личность. Мы с прошлого учебного года начали работать с «Первоклассной газетой». Она необъемная, иллюстрированная, красочная, в ней не менее пяти заданий.
Работа с газетой ставит перед нами такие задачи:
• Сформировать у учащихся позитивное отношение к чтению.
• Расширять кругозор школьников.
• Укреплять семейные отношения в процессе чтения, поиска информации детьми совместно с родителями.
• Развивать познавательные интересы, формировать стремление детей к размышлению и поиску.
• Способствовать духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников.
Основная работа с «Первоклассной газетой» разделена на этапы:
ВВЕДЕНИЕ, РАЗМИНКА, ЧТЕНИЕ ТЕКСТА, РАБОТА С ТЕКСТОМ, ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА, РЕФЛЕКСИЯ, РАБОТА С ЗАДАНИЯМИ.

Учитель может выбирать упражнения для каждого этапа самостоятельно. Также в газете встречаются темы:
ОБЩЕСТВО, ЗДОРОВЬЕ, ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ, СПОРТ, БИЗНЕС, ЭТИКЕТ, ЭКОЛОГИЯ, ПРОФЕССИИ, ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ.
Перед началом работы с очередным выпуском «Первоклассной газетой» озвучивается тема, рубрика номера, имя сказочного героя.
РАЗМИНКА
Для разминки предлагаем использовать упражнения, которые можно провести перед началом работы с текстом для снятия трудностей. При желании учитель может использовать собственные упражнения. После знакомства с темой занятия ставлю вопросы:
- С чем ассоциируется название выпуска?
- Что по вашему мнению написано в этом номере?
- Где можно найти информацию по этой теме?
- Почему данная тема важна?
- В какой ситуации могут пригодиться данные знания?

РАБОТА С ТЕКСТОМ: ПОИСК ИНФОРМАЦИИ И ПОНИМАНИЕ ПРОЧИТАННОГО.
Чтение текста может быть построено по-разному, в зависимости от типовой структуры занятия, его цели и задач.
• Индивидуально. Дети читают текст газеты самостоятельно, про себя. После прочтения учитель задаёт вопросы по содержанию текста.
• Чтение по цепочке. Дети читают текст вслух , по очереди, один за другим. Каждый ребёнок может прочитать как одно предложение, так и целый раздел – по выбору учителя.
• Работа в мини-группах. Учитель делит класс на группы. Дети в группах читают определённый раздел газеты. После прочтения каждая группа презентует прочитанный материал: сценка, стихотворение, танец и т.д.

На этапе работы с текстом можно использовать упражнения, которые улучшают понимание прочитанного.

• Дискуссия.
После прочтения текста учитель ставит перед учащимися какую-либо проблему, касающуюся содержания номера. Класс делится на две группы, которым присваиваются противоположные точки зрения. В ходе дискуссии каждый ученик высказывает своё мнение и обосновывает его.

• Ролевая игра.
Например, игра «Суд». В соответствии с тематикой номера выбирается подсудимый. Это может быть как реальное существо, так и абстрактные понятия.

• Обсуждение.
Учителем предлагается обсуждение какой-либо проблемы. Дети по очереди высказывают свою точку зрения. В ходе обсуждения учитель может задавать вопросы.

Рефлексия.

Рефлексия способствует формированию навыков самооценки собственной работы. Полезно проводить её всегда – после того, как прочитан очередной выпуск газеты и выполнены задания. Здесь можно предложить детям определить самые трудные или самые лёгкие задания. В итоге идёт обобщение пройденного материала.

Проверка домашнего задания.
Если задание давалось учащимся на дом для самостоятельного выполнения, в начале следующего урока проводится проверка.

Ожидаемые результаты:
Учащиеся к 5 классу научатся:
• Пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно.
• Формулировать несложные выводы.
• Обобщать информацию.
• Делать выписки из прочитанных текстов.
• Составлять письменные аннотации к тексту.
• Высказывать оценочные суждения.
• Участвовать в учебном диалоге.
• Присутствует взаимосвязь с другими предметами.
Категория: Начальная школа | Добавил: Наталья5810
Просмотров: 275 | Загрузок: 15 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 3:40 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru