Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

План-конспект урока познание мира в 4 классе
[ Скачать с сервера (797.8Kb) ] 2015-02-12, 2:18 PM
Тақырып: Растения и животные лесов и тугаев.
Мақсаттар:
1. Познакомиться с растительным и животным миром лесов и тугаев, с экологическими проблемами, возникающими по вине человека.
2. Быть внимательным, наблюдательным.
3. Проявлять любовь к окружающему миру.

Көрнекілігі: карточки с задания, дополнительный текстовый материал по теме, картинки растений и животных, леса, тугаев, ватман, учебник, фонограмма, презентация.

Критерии успешности:
1. Я знаю, что такое лес и тугаи.
2. Я могу рассказать о растениях и животных леса и тугаев, об экологических проблемах нашего века.
3. Я смогу применить свои знания в жизни.

1. Создание коллаборативной среды. Психологический настрой.
- Приветствие в кругу.
- Қазір қаңдай сабақ?
- Деление на группы. ( собрать картинку по частям, склеить, сесть за один стол. Картинки: луг, степь, пустыня, лес)

2. Актуализация знаний.
- Ребята, о чем мы говорим на протяжении нескольких уроков познания мира? (о природе родного края).
- А где мы живем? (в Казахстане)
- Значит мы говорим о какой природе? (о природе Казахстана)

Стихотворение (читает учитель)
Всюду простор и ковыльные степи
Да сопок неровных неровные цепи.
И вдруг, как чудо из чудес
Среди степи поднялись горы, лес,
Высокие скалы, лесные поляны –
Всё это земля родного Казахстана!
- Какие картинки у вас получились? (дети называют)
Учитель обращает внимание детей на карту Казахстана.
- Есть у нас в Казахстане эти красивые земные участки?
- Выполните 1 задание - дайте определение к изображенному на картинке.
- О чем мы уже знаем и подробно говорили на уроках? ( о луге, о степи, о пустыне)

3. Постановка темы урока.
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
- Сформулируйте тему нашего урока.
- А сейчас послушайте звуки и потом скажите, что вы себе представили. Можно закрыть глаза. (звучит фонограмма звуки леса)
- Определите критерии успешности: что мы должны знать и уметь по этой теме?

4. Игра "Ассоциации"
- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово "ЛЕС"
каждый ученик пишет два слова на своем листочке, затем в группе из всех слов выбирается одно, представитель от группы записывает его на кластере.
Заполнение кластера на доске.

5. Работа по теме урока.
- Сегодня у нас необычный урок. Сегодня будет заседание учёного совета, а в роли учёных будете вы. Вы будете исследовать леса и тугаи. ( каждая группа выбирает себе роль - табличка) В группе избирается председатель совета, он прикрепляет себе бейджик.

1 группа - географы
2 группа - ботаники
3 группа - зоологи
4 группа - экологи
- Ребята, а кто знает, что изучают эти учёные?
6. Работа в группах.
Каждая группа получает карточку с заданием, дополнительный текстовый материал, картинки.
Группы знакомятся с новым материалом, отражают основные моменты на постере, готовят выступление по своей теме.


Формирование новых знаний и умений.
1 группа - географы:
План работы группы:
1. Внимательно изучить материал учебника на стр. 56-57 по своей теме и дополнительный материал, предоставленный учителем.
2. Дать ответы на вопросы: а) Что такое лес?
б) Что такое тугаи?
в) Какие виды лесов бывают?
г) Где в Казахстана расположены леса?
3. Выбрать подходящие к теме картинки.
Отразить все изученное на постере,
4. Рассказать все, что узнали своим одноклассникам.
Условие: выступают все участники группы.

Дополнительный материал

Где в Казахстане есть леса?
Вблизи г. Кокшетау есть живописное место, по-казахски называют Бурабай, а по-русски Боровое.
В Карагандинской области – Каркаралинск.
В Павлодарской области – Баян-аул.
В низменностях на широких просторах от Южного Урала на севере Казахстана до Алтайских гор растут небольшие леса.
Лес-это обширная территория, покрытая деревьями и кустарниками.
А по берегам рек много тугаёв. Тугаи – это небольшие леса вблизи озёр и в речных долинах.
На самом севере Казахстана около г. Петропавловска расположены большие массивы соснового леса, тянущиеся полосами вдоль Иртыша. Их называют ленточными борами.
Крупный массив соснового леса сохранился в Костанайской области. Это известный лес Наурзум-карагай.
В Кокшетауской области среди степи есть гранитные скалы. Вокруг них также встречаются сосновые леса, которые здесь называют гранитными борами.

2 группа - ботаники:
План работы группы:
1. Внимательно изучить материал учебника на стр. 56-57 по своей теме и дополнительный материал, предоставленный учителем.
2. Дать ответы на вопросы: а) Какие растения растут в лесу?
б) Как располагаются растения в лесу?
в) Какие растения растут в тугаях?
г) Каких лесов много в Казахстане ?
3. Выбрать подходящие к теме картинки.
Отразить все изученное на постере,
4. Рассказать все, что узнали своим одноклассникам.
Условие: выступают все участники группы.

Дополнительный материал
Лес можно сравнить с домом. Почему? Лес - это дом для растений и животных.

Как в доме, растения в лесу располагаются этажами, ученые называют их ярусами:
I ярус – это ярус высоких деревьев;

- Какие деревья можно встретить лесу? (дуб, сосна, ель, тополь, береза)

II ярус –ярус низких деревьев, кустарников, молодого подроста;

- Какие растения можно отнести к этому этажу? (яблоня, рябина, черемуха, смородина, шиповник)

III ярус – травянистые растения, мхи, грибы, небольшие кустарнички.

Берёзовые рощи небольшие по площади, называют колками. Берёза –светолюбивое, быстрорастущее дерево. Её верхушка украшена кудрявой бахромой. Кора берёзы белая. Живёт берёза долго. К 80 годам она может достичь 30 м высоты. Берёзовые рощи называют светлыми. Этим объясняется, что в берёзовых рощах растёт много низкорослых кустарниковых растений: шиповник, чёрная смородина, малина.

Осиновые рощи в отличие от берёзовых отличаются густотой. Осина- стройное, прямое своеобразное дерево. Под древесным пологом растут густые травы. Встречаются костяника с тонкими стебельками и сочными красными плодами, земляника.
Сосновый лес светлый, сухой и красивый. Воздух в нём чистый, приятно пахнет сосновой смолой. Сосна- хвойное дерево, вместо листьев у неё хвоинки. Стволы сосен высокие, прямые, нижняя и средняя часть не имеют веток, лишь на верхушке есть разветвление, образующее крону.

3 группа - зоологи
План работы группы:
1. Внимательно изучить материал учебника на стр. 56-57 по своей теме и дополнительный материал, предоставленный учителем.
2. Дать ответы на вопросы: а) Какие животные живут в лесу?
б) Как животные обитают в тугаях?
в) Каких птиц можно услышать в лесах?
г) Какие птицы водятся в тугаях ?
3. Выбрать подходящие к теме картинки.
Отразить все изученное на постере,
4. Рассказать все, что узнали своим одноклассникам.
Условие: выступают все участники группы.

Задание: какие животные и птицы обитают в лесах и тугаях?
Использовать материал учебника стр. 56-57 и дополнительный материал, предоставленный учителем.
Отразить все изученное на постере, познакомить остальных учащихся.
Дополнительный материал

В лесной зоне из млекопита¬ющих обитают заяц, косуля, волк, лиса, белая мышь. В широколиственных лесах живут лани, косули, пятнистые олени и благородные олени, которых еще называют маралы или изюбры. Благородные олени живут небольшими группами.
В лесах водятся кабаны — всеядные дикие сви¬ньи, бобры — искусные строители плотин. Эти крупные грызуны перегоражи¬вают лесные речки. Барсуки — представители семейства куньих — прекрасные подземные строители.
Лес полон жизни — сырые низины и ручьи населяют лягушки и тритоны, под древесной корой, в лесной подстилке живет множество насекомых, над цветами летают бабочки, а в расщелинах камней прячутся юркие ящерицы

Из птиц - тетерев и куропатка, которые встречаются повсеместно. Обитателями березовых лесов являются хищные птицы: кобчик, сокол-балобан, дятел, не¬которые виды ворон, рябок.
Тугаи хорошо представлены разнообразными живот¬ными. В тугаях встречаются вороновые, ушастая сова, си¬ница, на возвышенных местах - пятни¬стая кошка.
В пойменных тугаях Сырдарии во¬дятся шакал, волк. В речных поймах, среди густых зарослей, обитают кабан, косуля,

4 группа - экологи
План работы группы:
1. Внимательно изучить материал учебника на стр. 56-57 по своей теме и дополнительный материал, предоставленный учителем.
2. Дать ответы на вопросы: а) Как пользу приносит лес?
б) Какой вред наносят люди лесу?
в) Как человек должен беречь и охранять лес?

3. Выбрать подходящие к теме картинки.
Отразить все изученное на постере,
4. Рассказать все, что узнали своим одноклассникам.
Условие: выступают все участники группы.

Дополнительный материал
1)Почти половина территории нашей страны покрыта лесами.

Они защищают воздух от пыли и вредных выбросов, обогащают его кислородом.

2) Природа леса необыкновенно красива и разнообразна.

Для людей – лес любимое место отдыха. Прогулка в лес - источник радости и здоровья.

3)Лес растёт при определённых условиях тепла и увлажнения.

Для человека лес – это источник ягод, грибов, лекарственных растений.

4)Территория, покрытая лесом, в последнее столетие значительно уменьшилась.

Человеку лес даёт ценные строительные материалы. Это источник древесины. Нет на земле человека, чья жизнь не была бы связана с лесом. Оглянись в своей комнате - мебель, пол, окна, двери, сделаны из дерева. Из древесины делают книги, тетради, скипидар и многое, многое другое.
5)Лес называют природным сообществом.

Леса дают приют многим видам растений и животных.

Однако с каждым годом лес всё больше нуждается в защите, в восстановлении того, что бездумно истребляется.
Роль леса

7. Защита постеров. (выступление всей группы)

- Слово предоставляется ученым географам ( ... ботаникам, зоологам, экологам )

Взаимооценивание работы групп.

8. домашнее задание. стр.56-57 читать, пересказывать
Творческое задание (по-желанию):
- Представьте, что вы - Лес - это роль. Обратитесь к людям всей планеты - со словами: «Не навреди» (тема).
Форма эссе - письмо.

9. итог урока:
- Я бы хотела закончить наш урок словами:

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Всё это называется природа,

Давайте же всегда её беречь

- чему учит нас это стихотворение? (Надо любить природу. Беречь её. Охранять и приумножать её богатства).

10. Рефлексия:
- На сколько интересно было тебе на уроке? (дети прикрепляют стикеры на рефлексивный уголок)
Категория: Начальная школа | Добавил: МАТ
Просмотров: 437 | Загрузок: 15 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 7:37 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1868]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [461]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru