Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

План-конспект урока познание мира в 4 классе
[ Скачать с сервера (797.8 Kb) ] 2015-02-12, 2:18 PM
Тақырып: Растения и животные лесов и тугаев.
Мақсаттар:
1. Познакомиться с растительным и животным миром лесов и тугаев, с экологическими проблемами, возникающими по вине человека.
2. Быть внимательным, наблюдательным.
3. Проявлять любовь к окружающему миру.

Көрнекілігі: карточки с задания, дополнительный текстовый материал по теме, картинки растений и животных, леса, тугаев, ватман, учебник, фонограмма, презентация.

Критерии успешности:
1. Я знаю, что такое лес и тугаи.
2. Я могу рассказать о растениях и животных леса и тугаев, об экологических проблемах нашего века.
3. Я смогу применить свои знания в жизни.

1. Создание коллаборативной среды. Психологический настрой.
- Приветствие в кругу.
- Қазір қаңдай сабақ?
- Деление на группы. ( собрать картинку по частям, склеить, сесть за один стол. Картинки: луг, степь, пустыня, лес)

2. Актуализация знаний.
- Ребята, о чем мы говорим на протяжении нескольких уроков познания мира? (о природе родного края).
- А где мы живем? (в Казахстане)
- Значит мы говорим о какой природе? (о природе Казахстана)

Стихотворение (читает учитель)
Всюду простор и ковыльные степи
Да сопок неровных неровные цепи.
И вдруг, как чудо из чудес
Среди степи поднялись горы, лес,
Высокие скалы, лесные поляны –
Всё это земля родного Казахстана!
- Какие картинки у вас получились? (дети называют)
Учитель обращает внимание детей на карту Казахстана.
- Есть у нас в Казахстане эти красивые земные участки?
- Выполните 1 задание - дайте определение к изображенному на картинке.
- О чем мы уже знаем и подробно говорили на уроках? ( о луге, о степи, о пустыне)

3. Постановка темы урока.
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
- Сформулируйте тему нашего урока.
- А сейчас послушайте звуки и потом скажите, что вы себе представили. Можно закрыть глаза. (звучит фонограмма звуки леса)
- Определите критерии успешности: что мы должны знать и уметь по этой теме?

4. Игра "Ассоциации"
- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово "ЛЕС"
каждый ученик пишет два слова на своем листочке, затем в группе из всех слов выбирается одно, представитель от группы записывает его на кластере.
Заполнение кластера на доске.

5. Работа по теме урока.
- Сегодня у нас необычный урок. Сегодня будет заседание учёного совета, а в роли учёных будете вы. Вы будете исследовать леса и тугаи. ( каждая группа выбирает себе роль - табличка) В группе избирается председатель совета, он прикрепляет себе бейджик.

1 группа - географы
2 группа - ботаники
3 группа - зоологи
4 группа - экологи
- Ребята, а кто знает, что изучают эти учёные?
6. Работа в группах.
Каждая группа получает карточку с заданием, дополнительный текстовый материал, картинки.
Группы знакомятся с новым материалом, отражают основные моменты на постере, готовят выступление по своей теме.


Формирование новых знаний и умений.
1 группа - географы:
План работы группы:
1. Внимательно изучить материал учебника на стр. 56-57 по своей теме и дополнительный материал, предоставленный учителем.
2. Дать ответы на вопросы: а) Что такое лес?
б) Что такое тугаи?
в) Какие виды лесов бывают?
г) Где в Казахстана расположены леса?
3. Выбрать подходящие к теме картинки.
Отразить все изученное на постере,
4. Рассказать все, что узнали своим одноклассникам.
Условие: выступают все участники группы.

Дополнительный материал

Где в Казахстане есть леса?
Вблизи г. Кокшетау есть живописное место, по-казахски называют Бурабай, а по-русски Боровое.
В Карагандинской области – Каркаралинск.
В Павлодарской области – Баян-аул.
В низменностях на широких просторах от Южного Урала на севере Казахстана до Алтайских гор растут небольшие леса.
Лес-это обширная территория, покрытая деревьями и кустарниками.
А по берегам рек много тугаёв. Тугаи – это небольшие леса вблизи озёр и в речных долинах.
На самом севере Казахстана около г. Петропавловска расположены большие массивы соснового леса, тянущиеся полосами вдоль Иртыша. Их называют ленточными борами.
Крупный массив соснового леса сохранился в Костанайской области. Это известный лес Наурзум-карагай.
В Кокшетауской области среди степи есть гранитные скалы. Вокруг них также встречаются сосновые леса, которые здесь называют гранитными борами.

2 группа - ботаники:
План работы группы:
1. Внимательно изучить материал учебника на стр. 56-57 по своей теме и дополнительный материал, предоставленный учителем.
2. Дать ответы на вопросы: а) Какие растения растут в лесу?
б) Как располагаются растения в лесу?
в) Какие растения растут в тугаях?
г) Каких лесов много в Казахстане ?
3. Выбрать подходящие к теме картинки.
Отразить все изученное на постере,
4. Рассказать все, что узнали своим одноклассникам.
Условие: выступают все участники группы.

Дополнительный материал
Лес можно сравнить с домом. Почему? Лес - это дом для растений и животных.

Как в доме, растения в лесу располагаются этажами, ученые называют их ярусами:
I ярус – это ярус высоких деревьев;

- Какие деревья можно встретить лесу? (дуб, сосна, ель, тополь, береза)

II ярус –ярус низких деревьев, кустарников, молодого подроста;

- Какие растения можно отнести к этому этажу? (яблоня, рябина, черемуха, смородина, шиповник)

III ярус – травянистые растения, мхи, грибы, небольшие кустарнички.

Берёзовые рощи небольшие по площади, называют колками. Берёза –светолюбивое, быстрорастущее дерево. Её верхушка украшена кудрявой бахромой. Кора берёзы белая. Живёт берёза долго. К 80 годам она может достичь 30 м высоты. Берёзовые рощи называют светлыми. Этим объясняется, что в берёзовых рощах растёт много низкорослых кустарниковых растений: шиповник, чёрная смородина, малина.

Осиновые рощи в отличие от берёзовых отличаются густотой. Осина- стройное, прямое своеобразное дерево. Под древесным пологом растут густые травы. Встречаются костяника с тонкими стебельками и сочными красными плодами, земляника.
Сосновый лес светлый, сухой и красивый. Воздух в нём чистый, приятно пахнет сосновой смолой. Сосна- хвойное дерево, вместо листьев у неё хвоинки. Стволы сосен высокие, прямые, нижняя и средняя часть не имеют веток, лишь на верхушке есть разветвление, образующее крону.

3 группа - зоологи
План работы группы:
1. Внимательно изучить материал учебника на стр. 56-57 по своей теме и дополнительный материал, предоставленный учителем.
2. Дать ответы на вопросы: а) Какие животные живут в лесу?
б) Как животные обитают в тугаях?
в) Каких птиц можно услышать в лесах?
г) Какие птицы водятся в тугаях ?
3. Выбрать подходящие к теме картинки.
Отразить все изученное на постере,
4. Рассказать все, что узнали своим одноклассникам.
Условие: выступают все участники группы.

Задание: какие животные и птицы обитают в лесах и тугаях?
Использовать материал учебника стр. 56-57 и дополнительный материал, предоставленный учителем.
Отразить все изученное на постере, познакомить остальных учащихся.
Дополнительный материал

В лесной зоне из млекопита¬ющих обитают заяц, косуля, волк, лиса, белая мышь. В широколиственных лесах живут лани, косули, пятнистые олени и благородные олени, которых еще называют маралы или изюбры. Благородные олени живут небольшими группами.
В лесах водятся кабаны — всеядные дикие сви¬ньи, бобры — искусные строители плотин. Эти крупные грызуны перегоражи¬вают лесные речки. Барсуки — представители семейства куньих — прекрасные подземные строители.
Лес полон жизни — сырые низины и ручьи населяют лягушки и тритоны, под древесной корой, в лесной подстилке живет множество насекомых, над цветами летают бабочки, а в расщелинах камней прячутся юркие ящерицы

Из птиц - тетерев и куропатка, которые встречаются повсеместно. Обитателями березовых лесов являются хищные птицы: кобчик, сокол-балобан, дятел, не¬которые виды ворон, рябок.
Тугаи хорошо представлены разнообразными живот¬ными. В тугаях встречаются вороновые, ушастая сова, си¬ница, на возвышенных местах - пятни¬стая кошка.
В пойменных тугаях Сырдарии во¬дятся шакал, волк. В речных поймах, среди густых зарослей, обитают кабан, косуля,

4 группа - экологи
План работы группы:
1. Внимательно изучить материал учебника на стр. 56-57 по своей теме и дополнительный материал, предоставленный учителем.
2. Дать ответы на вопросы: а) Как пользу приносит лес?
б) Какой вред наносят люди лесу?
в) Как человек должен беречь и охранять лес?

3. Выбрать подходящие к теме картинки.
Отразить все изученное на постере,
4. Рассказать все, что узнали своим одноклассникам.
Условие: выступают все участники группы.

Дополнительный материал
1)Почти половина территории нашей страны покрыта лесами.

Они защищают воздух от пыли и вредных выбросов, обогащают его кислородом.

2) Природа леса необыкновенно красива и разнообразна.

Для людей – лес любимое место отдыха. Прогулка в лес - источник радости и здоровья.

3)Лес растёт при определённых условиях тепла и увлажнения.

Для человека лес – это источник ягод, грибов, лекарственных растений.

4)Территория, покрытая лесом, в последнее столетие значительно уменьшилась.

Человеку лес даёт ценные строительные материалы. Это источник древесины. Нет на земле человека, чья жизнь не была бы связана с лесом. Оглянись в своей комнате - мебель, пол, окна, двери, сделаны из дерева. Из древесины делают книги, тетради, скипидар и многое, многое другое.
5)Лес называют природным сообществом.

Леса дают приют многим видам растений и животных.

Однако с каждым годом лес всё больше нуждается в защите, в восстановлении того, что бездумно истребляется.
Роль леса

7. Защита постеров. (выступление всей группы)

- Слово предоставляется ученым географам ( ... ботаникам, зоологам, экологам )

Взаимооценивание работы групп.

8. домашнее задание. стр.56-57 читать, пересказывать
Творческое задание (по-желанию):
- Представьте, что вы - Лес - это роль. Обратитесь к людям всей планеты - со словами: «Не навреди» (тема).
Форма эссе - письмо.

9. итог урока:
- Я бы хотела закончить наш урок словами:

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Всё это называется природа,

Давайте же всегда её беречь

- чему учит нас это стихотворение? (Надо любить природу. Беречь её. Охранять и приумножать её богатства).

10. Рефлексия:
- На сколько интересно было тебе на уроке? (дети прикрепляют стикеры на рефлексивный уголок)
Категория: Начальная школа | Добавил: МАТ
Просмотров: 978 | Загрузок: 19 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-03-28, 2:17 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru