Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа |
[ Скачать с сервера (797.8 Kb) ] | 2015-02-12, 2:18 PM |
Тақырып: Растения и животные лесов и тугаев. Мақсаттар: 1. Познакомиться с растительным и животным миром лесов и тугаев, с экологическими проблемами, возникающими по вине человека. 2. Быть внимательным, наблюдательным. 3. Проявлять любовь к окружающему миру. Көрнекілігі: карточки с задания, дополнительный текстовый материал по теме, картинки растений и животных, леса, тугаев, ватман, учебник, фонограмма, презентация. Критерии успешности: 1. Я знаю, что такое лес и тугаи. 2. Я могу рассказать о растениях и животных леса и тугаев, об экологических проблемах нашего века. 3. Я смогу применить свои знания в жизни. 1. Создание коллаборативной среды. Психологический настрой. - Приветствие в кругу. - Қазір қаңдай сабақ? - Деление на группы. ( собрать картинку по частям, склеить, сесть за один стол. Картинки: луг, степь, пустыня, лес) 2. Актуализация знаний. - Ребята, о чем мы говорим на протяжении нескольких уроков познания мира? (о природе родного края). - А где мы живем? (в Казахстане) - Значит мы говорим о какой природе? (о природе Казахстана) Стихотворение (читает учитель) Всюду простор и ковыльные степи Да сопок неровных неровные цепи. И вдруг, как чудо из чудес Среди степи поднялись горы, лес, Высокие скалы, лесные поляны – Всё это земля родного Казахстана! - Какие картинки у вас получились? (дети называют) Учитель обращает внимание детей на карту Казахстана. - Есть у нас в Казахстане эти красивые земные участки? - Выполните 1 задание - дайте определение к изображенному на картинке. - О чем мы уже знаем и подробно говорили на уроках? ( о луге, о степи, о пустыне) 3. Постановка темы урока. - Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? - Сформулируйте тему нашего урока. - А сейчас послушайте звуки и потом скажите, что вы себе представили. Можно закрыть глаза. (звучит фонограмма звуки леса) - Определите критерии успешности: что мы должны знать и уметь по этой теме? 4. Игра "Ассоциации" - Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово "ЛЕС" каждый ученик пишет два слова на своем листочке, затем в группе из всех слов выбирается одно, представитель от группы записывает его на кластере. Заполнение кластера на доске. 5. Работа по теме урока. - Сегодня у нас необычный урок. Сегодня будет заседание учёного совета, а в роли учёных будете вы. Вы будете исследовать леса и тугаи. ( каждая группа выбирает себе роль - табличка) В группе избирается председатель совета, он прикрепляет себе бейджик. 1 группа - географы 2 группа - ботаники 3 группа - зоологи 4 группа - экологи - Ребята, а кто знает, что изучают эти учёные? 6. Работа в группах. Каждая группа получает карточку с заданием, дополнительный текстовый материал, картинки. Группы знакомятся с новым материалом, отражают основные моменты на постере, готовят выступление по своей теме. Формирование новых знаний и умений. 1 группа - географы: План работы группы: 1. Внимательно изучить материал учебника на стр. 56-57 по своей теме и дополнительный материал, предоставленный учителем. 2. Дать ответы на вопросы: а) Что такое лес? б) Что такое тугаи? в) Какие виды лесов бывают? г) Где в Казахстана расположены леса? 3. Выбрать подходящие к теме картинки. Отразить все изученное на постере, 4. Рассказать все, что узнали своим одноклассникам. Условие: выступают все участники группы. Дополнительный материал Где в Казахстане есть леса? Вблизи г. Кокшетау есть живописное место, по-казахски называют Бурабай, а по-русски Боровое. В Карагандинской области – Каркаралинск. В Павлодарской области – Баян-аул. В низменностях на широких просторах от Южного Урала на севере Казахстана до Алтайских гор растут небольшие леса. Лес-это обширная территория, покрытая деревьями и кустарниками. А по берегам рек много тугаёв. Тугаи – это небольшие леса вблизи озёр и в речных долинах. На самом севере Казахстана около г. Петропавловска расположены большие массивы соснового леса, тянущиеся полосами вдоль Иртыша. Их называют ленточными борами. Крупный массив соснового леса сохранился в Костанайской области. Это известный лес Наурзум-карагай. В Кокшетауской области среди степи есть гранитные скалы. Вокруг них также встречаются сосновые леса, которые здесь называют гранитными борами. 2 группа - ботаники: План работы группы: 1. Внимательно изучить материал учебника на стр. 56-57 по своей теме и дополнительный материал, предоставленный учителем. 2. Дать ответы на вопросы: а) Какие растения растут в лесу? б) Как располагаются растения в лесу? в) Какие растения растут в тугаях? г) Каких лесов много в Казахстане ? 3. Выбрать подходящие к теме картинки. Отразить все изученное на постере, 4. Рассказать все, что узнали своим одноклассникам. Условие: выступают все участники группы. Дополнительный материал Лес можно сравнить с домом. Почему? Лес - это дом для растений и животных. Как в доме, растения в лесу располагаются этажами, ученые называют их ярусами: I ярус – это ярус высоких деревьев; - Какие деревья можно встретить лесу? (дуб, сосна, ель, тополь, береза) II ярус –ярус низких деревьев, кустарников, молодого подроста; - Какие растения можно отнести к этому этажу? (яблоня, рябина, черемуха, смородина, шиповник) III ярус – травянистые растения, мхи, грибы, небольшие кустарнички. Берёзовые рощи небольшие по площади, называют колками. Берёза –светолюбивое, быстрорастущее дерево. Её верхушка украшена кудрявой бахромой. Кора берёзы белая. Живёт берёза долго. К 80 годам она может достичь 30 м высоты. Берёзовые рощи называют светлыми. Этим объясняется, что в берёзовых рощах растёт много низкорослых кустарниковых растений: шиповник, чёрная смородина, малина. Осиновые рощи в отличие от берёзовых отличаются густотой. Осина- стройное, прямое своеобразное дерево. Под древесным пологом растут густые травы. Встречаются костяника с тонкими стебельками и сочными красными плодами, земляника. Сосновый лес светлый, сухой и красивый. Воздух в нём чистый, приятно пахнет сосновой смолой. Сосна- хвойное дерево, вместо листьев у неё хвоинки. Стволы сосен высокие, прямые, нижняя и средняя часть не имеют веток, лишь на верхушке есть разветвление, образующее крону. 3 группа - зоологи План работы группы: 1. Внимательно изучить материал учебника на стр. 56-57 по своей теме и дополнительный материал, предоставленный учителем. 2. Дать ответы на вопросы: а) Какие животные живут в лесу? б) Как животные обитают в тугаях? в) Каких птиц можно услышать в лесах? г) Какие птицы водятся в тугаях ? 3. Выбрать подходящие к теме картинки. Отразить все изученное на постере, 4. Рассказать все, что узнали своим одноклассникам. Условие: выступают все участники группы. Задание: какие животные и птицы обитают в лесах и тугаях? Использовать материал учебника стр. 56-57 и дополнительный материал, предоставленный учителем. Отразить все изученное на постере, познакомить остальных учащихся. Дополнительный материал В лесной зоне из млекопита¬ющих обитают заяц, косуля, волк, лиса, белая мышь. В широколиственных лесах живут лани, косули, пятнистые олени и благородные олени, которых еще называют маралы или изюбры. Благородные олени живут небольшими группами. В лесах водятся кабаны — всеядные дикие сви¬ньи, бобры — искусные строители плотин. Эти крупные грызуны перегоражи¬вают лесные речки. Барсуки — представители семейства куньих — прекрасные подземные строители. Лес полон жизни — сырые низины и ручьи населяют лягушки и тритоны, под древесной корой, в лесной подстилке живет множество насекомых, над цветами летают бабочки, а в расщелинах камней прячутся юркие ящерицы Из птиц - тетерев и куропатка, которые встречаются повсеместно. Обитателями березовых лесов являются хищные птицы: кобчик, сокол-балобан, дятел, не¬которые виды ворон, рябок. Тугаи хорошо представлены разнообразными живот¬ными. В тугаях встречаются вороновые, ушастая сова, си¬ница, на возвышенных местах - пятни¬стая кошка. В пойменных тугаях Сырдарии во¬дятся шакал, волк. В речных поймах, среди густых зарослей, обитают кабан, косуля, 4 группа - экологи План работы группы: 1. Внимательно изучить материал учебника на стр. 56-57 по своей теме и дополнительный материал, предоставленный учителем. 2. Дать ответы на вопросы: а) Как пользу приносит лес? б) Какой вред наносят люди лесу? в) Как человек должен беречь и охранять лес? 3. Выбрать подходящие к теме картинки. Отразить все изученное на постере, 4. Рассказать все, что узнали своим одноклассникам. Условие: выступают все участники группы. Дополнительный материал 1)Почти половина территории нашей страны покрыта лесами. Они защищают воздух от пыли и вредных выбросов, обогащают его кислородом. 2) Природа леса необыкновенно красива и разнообразна. Для людей – лес любимое место отдыха. Прогулка в лес - источник радости и здоровья. 3)Лес растёт при определённых условиях тепла и увлажнения. Для человека лес – это источник ягод, грибов, лекарственных растений. 4)Территория, покрытая лесом, в последнее столетие значительно уменьшилась. Человеку лес даёт ценные строительные материалы. Это источник древесины. Нет на земле человека, чья жизнь не была бы связана с лесом. Оглянись в своей комнате - мебель, пол, окна, двери, сделаны из дерева. Из древесины делают книги, тетради, скипидар и многое, многое другое. 5)Лес называют природным сообществом. Леса дают приют многим видам растений и животных. Однако с каждым годом лес всё больше нуждается в защите, в восстановлении того, что бездумно истребляется. Роль леса 7. Защита постеров. (выступление всей группы) - Слово предоставляется ученым географам ( ... ботаникам, зоологам, экологам ) Взаимооценивание работы групп. 8. домашнее задание. стр.56-57 читать, пересказывать Творческое задание (по-желанию): - Представьте, что вы - Лес - это роль. Обратитесь к людям всей планеты - со словами: «Не навреди» (тема). Форма эссе - письмо. 9. итог урока: - Я бы хотела закончить наш урок словами: Мы любим лес в любое время года, Мы слышим речек медленную речь… Всё это называется природа, Давайте же всегда её беречь - чему учит нас это стихотворение? (Надо любить природу. Беречь её. Охранять и приумножать её богатства). 10. Рефлексия: - На сколько интересно было тебе на уроке? (дети прикрепляют стикеры на рефлексивный уголок) | |
Просмотров: 978 | Загрузок: 19 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|