Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Урок по познанию мира. Тема: "Значение воздуха и воды для природы и для жизни человека. Охрана
[ · Скачать удаленно () ] 2015-03-12, 9:15 AM
Тема: "Значение воздуха и воды для природы и для жизни человека. Охрана воздуха и воды".
Цель: Формирование понятия о значение воздуха и воды для природы и для жизни человека и об их охране.
Задачи: Обобщить знания учащихся о значении воздуха и воды для природы и для жизни человека;
Развивать познавательный интерес учащихся об охране воздушной и водной среды;
Воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
Методы: проблемно-поисковый, «Аквариум»;
Форма: работа в группах;
Оборудование: 1. Интерактивная доска, проектор.
2. Презентации
«Охрана и свойства воды и воздуха» (Приложение 1).
3. Для опыта: полиэтиленовый пакет, шприц без иглы, вода
мензурки (6), ложка, сахар, колба, держатель, сухое горючее.
4. Наглядное пособие – комнатные растения.
5. Оценочное дерево.
6. Карточки для работы в группах.
7. Картинки с видом экологической катастрофы.
Ход урока
I. Побуждение.
1. Метод «Аквариум»
(Четверо ребят, сидя на стульях, смотрят слайд о гармонии природы, сопровождающийся звуками леса (пение птиц, журчание ручья)).
-ОЙ, ребята, как здорово, какая красота! Птицы поют, вода чистая, прозрачная…, а где то там, в лесу животные обитают.
- И человеку хорошо в таких местах, где воздух чистый, растения красивые.
- Да задумайтесь на минуту, а что станет с нашей Землей, если воздух будет загрязнен, вода в мировом океане тоже будет не годна в использовании людьми?
- Тогда скорее всего погибнут растения и животные.
- Но, вспомните, мы на уроке говорили, что человек, животные и растения взаимосвязаны.
- Значит и мы погибнем? Все человечество!
- Но, так не должно быть, что то надо делать?
Презентация 1 (слайды №2, №3)
2. Постановка цели урока
Учитель:
- Думаю, вы все ребята задумались о значение воздуха и воды для природы и для жизни человека и о том, как же сохранить все это для будущих поколений.
3. Мы хотим выяснить
• Как сохранить чистый воздух и не повредить еще больше атмосфере
• Как сохранить запасы мирового океана.
- Сформулируйте тему урока.
- «Значение воздуха и воды для природы и для жизни человека. Охрана воздуха и воды».
II. Работа по теме урока:
Презентация 1 (слайд №4)
Презентация 1 (слайд №5) – Живая планета Земля (устные ответы учащихся)
Презентация 1 (слайд №6) – Если исчезнет вода на планете Земля? (устные ответы учащихся) Ассоциации со словом вода и воздух.
Презентация 1 (слайд №7) – Где содержится вода на планете Земля?( устные ответы учащихся)
Презентация 1 (слайд №8) – Человек и вода их взаимодействие. (устные ответы учащихся)
Презентация 1 (слайд №9) – Свойства воды и воздуха (заполнение таблицы, проверка по слайду) Работа в группах. Опыты.
Презентация 1 (слайд №10) – Три состояния воды (заполнение таблицы, проверка по слайду) Показ опыта учителем (Пар, сила пара)
Презентация 1 (слайд №11) – Сообщения об охране воды (реферат)
1. Коллективная работа.
Работа с простейшими готовыми предметами для описания свойств и качеств изучаемого объекта:
а) - Что такое воздух - беседа учителя.
Кроме Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океанов есть на свете ещё один – самый большой из всех океанов, и вы, каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаетесь» в нём.
И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, даже машины день и ночь «купаются» в этом океане. Догадались что это за океан? Нет? Тогда я вам подскажу: океан это не солёный, не пресный и к тому же без берегов и без воды. Словно огромные серебристые рыбы, проплывают по его просторам самолёты. Теперь-то вы наверняка поняли. Ну, конечно, речь идёт о самом большом – о голубом воздушном океане.
Четыре водяных океана широко – широко разлились по земле, а пятый воздушный – над землёй. Получается, что поверхность планеты – его дно.
В реальности существования воздуха легко убедимся, проделав опыты.
1. Наполните полиэтиленовый пакет воздухом, завяжите и попробуйте его осторожно сжать.
2. Наполните небольшой шприц без иглы воздухом. Зажмите пальцем входное отверстие. Попробуйте передвинуть поршень.
- Можно ли сжать воздух?
- Что произойдет, если отпустить палец?
3. Наполните рот воздухом и, сомкнув губы, нажмите на щеки пальцами.
– Что заметили? (Высказывания детей.)
Человек без воздуха может прожить всего 5минут. Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом-воздухом. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, и в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств. Ветер – это движение воздуха.
III. Выступление учеников.
Заранее подготовленные ученики делают сообщение. Работа с учебными, научно-популярными текстами доступными для восприятия младшими школьниками, правильное и осознанное чтение вслух. Построение монологического высказывания по предложенной теме, по заданному вопросу.
IV. Поисковая работа.
- Слой воздуха, окружающий нашу планету, называется атмосферой.
Атмосфера - это гигантская воздушная оболочка, которая простирается вверх на сотни километров. Толщина атмосферы в разных частях планеты неодинакова. Атмосфера защищает землю от избытка тепла и холода, от излишней солнечной радиации.

Если бы вдруг она исчезла, то вода и другие жидкости на Земле мгновенно закипели бы, а лучи солнца сожгли бы все живое.
- Послушайте стихотворение «Воздух»
- Что можно узнать из стихотворения о воздухе.
Воздух.
Он прозрачный невидимка, Летом он бывает теплым,
Легкий и прозрачный газ. Веет холодом зимой,
Невесомою косынкой Когда иней красит стекла
Он окутывает нас. И лежит на них каймой.
Он в лесу – густой, душистый, Мы его не замечаем,
Как целительный настой, Мы о нем не говорим.
Пахнет свежестью смолистой, Просто мы его вдыхаем -
Пахнет дубом и сосной. Ведь он нам необходим.
В этом стихотворении говорится о составе воздуха и о некоторых его свойствах. Первыми стали изучать состав воздуха и его свойства Джозеф Пристли и Антуан Лавуазье.
V. Практическая работа.
VI. Работа в рабочей тетради.
углекислый газ – 1%

ключевое слово свойства воздуха
воздух прозрачный, бесцветный, невесомый, без запаха, теплый, холодный, при нагревании расширяется, от холода - сжимается

Состав и свойства воздуха.
1. Так что же такое воздух?
Это газ, а вернее смеси газов. Всего лишь два века назад ученые узнали, что воздух - это смеси многих газов, в основном азота - 78%, кислорода -21%, углекислого газа - 1%.
2. Какими же свойствами обладает воздух?
а) Воздух прозрачен. Об этом свидетельствует то, что мы видим через него все окружающие предметы.
б)Воздух бесцветен. Действительно, шкаф желтый, классная доска коричневая, комнатные растения зеленые. А воздух не имеет ни какого-то другого цвета.
в)Воздух не имеет запаха. В разных помещениях пахнет по-разному. В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. Но воздух не пахнет.
г) При нагревании воздух расширяется, при охлаждении сжимается.
д) Воздух плохо проводит тепло. У воздуха есть одно интересное свойство. Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие корни растений. Осенью белочка, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.
VII. Физкультминутка
- Как вы понимаете выражение: «Воздух должен быть чистым»? (В воздухе должно быть больше кислорода и меньше углекислого газа).
VIII. Сообщение учащихся. Воздух должен быть чистым.
Человеку и другим живым существам для дыхания нужен чистый воздух. Загрязнение воздуха угрожает здоровью людей, всей жизни на Земле. С заводов и фабрик, от работающих автомобилей в воздух попадают вредные вещества. Они опасны для всего живого, поэтому необходимо заботиться о чистоте воздуха. Сейчас немало делается для охраны чистоты воздуха. На многих предприятиях работают установки, которые улавливают пыль, сажу, ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые автомобили, которые не будут загрязнять воздух. В разных местах созданы специальные станции, они постоянно следят за чистотой воздуха в больших городах.
Человек без воздуха может прожить самое большее 6 минут. Чтобы воздух был чистым в воздухе должно быть больше кислорода и меньше углекислого газа 600 литров кислорода необходимо для дыхания на один день. А вот растениям наоборот, поглощают углекислый газ, а выделяют кислород в атмосферу. Чтобы очистить воздух, надо сажать деревья, кустарники: липы, тополя, сирень. Смолистый запах ели и сосны, аромат березы, дуба, лиственницы очень полезен для человека.
- При дыхании мы поглощаем кислород, а выдыхаем углекислый газ. 600 литров кислорода необходимо человеку для дыхания только на один день! А вот растения, наоборот, поглощают углекислый газ, а выделяют кислород (на свету) в атмосферу.
IX. Экологов.


- Где чище воздух? (В лесу. )
- Давайте внимательно рассмотрим листочек дерева.
Нижняя поверхность листа, покрыта прозрачной плёночкой и усеяна очень мелкими отверстиями. Их называют «устьица», хорошенько разглядеть их можно только в лупу. Они то открываются, то закрываются, собирая углекислый газ. При свете солнца из воды, которая поднимается от корней по стеблям растений, и углекислого газа, в зеленых листьях образуется сахар, крахмал и выделяется кислород.
Не зря растения называют «Зелеными легкими планеты».
Какой чудесный воздух в лесу! В нем много кислорода и полезных веществ. Ведь деревья выделяют особые летучие вещества – фитонциды. Смолистые запахи ели и сосны, аромат березы, дуба, лиственницы очень полезны для человека.
А вот в городах воздух совсем другой. Он пахнет бензином, выхлопными газами, ведь в городах много машин, есть фабрики, заводы, которые тоже загрязняют воздух. Дышать таким воздухом для человека очень вредно. Чтобы очистить воздух, мы сажаем деревья, кустарники: липы, тополя, сирень.
X. Охрана воздуха.
- Сейчас немало делается для охраны чистоты воздуха:
1) На многих предприятиях работают установки, которые улавливают пыль и сажу, ядовитые газы.
2) Ученые разрабатывают новые автомобили, которые не будут загрязнять воздух.
XI. Итог урока
РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ
Составление на доске возможность исправления уже допущенных ошибок людьми:
Завод - очистительные сооружения
Вырубка леса – посадка леса
Загрязнение отходами – уборка парковых зон и мест отдыха
Задымление выхлопными газами – создание электромобилей
Составление учащимися оценочного дерева.
XII. Домашнее задание:
1. Реферат: Современный мир и охрана воздуха и воды.
Категория: Начальная школа | Добавил: sosh11semey | Теги: презентация, разработка урока, познание мира 3 класс, вода, воздух, ИКТ
Просмотров: 578 | Загрузок: 87 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 11:24 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru