Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Правда с ложью не дружат
[ Скачать с сервера (16.0Kb) ] 2015-04-04, 4:57 PM
Тема: «Правда с ложью не дружат».
Цель: Учить понимать значения слов «правда», «ложь»; к чему приводит обман, отвечать за свои поступки, не скрывать своих ошибок, признаваться в них.
Коррекция речи, мышления, памяти.
Воспитывать в детях честность, правдивость, справедливость.
Оборудование: Силуэты 2 девочек, плакаты с названиями темы, с пословицами и поговорками.
Ход занятия: 1. Работа со словарём.
- Ребята, у нас с вами сегодня состоится серьёзный и интересный разговор на тему, которая записана на доске. Прочтите её, пожалуйста.
- Кто мне скажет что такое «ложь»? В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова слово «ложь» трактуется так: «Ложь – намеренное искажение истины, неправда, обман».
- Есть ли среди вас те, кто ни разу никого не обманул? Почему люди обманывают? Хотят что-то скрыть или пошутить?
2. Продолжи рассказ.
Рассказ 1.
«После школы Петя играл с друзьями в хоккей. Уроки он не успел выучить. Вечером пришлось сказать маме неправду. На следующий день учительница вызвала Петю к доске…».
- Почему Петя хотел скрыть от мамы факт невыученных уроков?
Рассказ 2.
«Витя часто обманывал друзей, считая, что очень весело шутит: то закричит, что школа горит, то изображает тонущего человека в реке. Однажды на катке он упал и понял, что сам встать не сможет и закричал: «Помогите. Мне плохо…». Друзья подумали, что он шутит и не спешили к нему на помощь».
- Удачно ли шутит Витя? В чём разница между шуткой и обманом?
3. Что такое «правдивость».
- В словаре С.И.Ожегова: «Правдивость – это истинность слов и единство слов и дела. Быть правдивым – это значит не обманывать ни при каких обстоятельствах, жить по правде, не притворяясь, не преувеличивая своих достоинств, чтобы произвести впечатление на окружающих, быть самим собой.
- Это способность отличать правду ото лжи, умение не поддаваться на лживые слова. Это честность перед людьми и перед собой (не слушать наговоры). Быть правдивым – значит уметь проводить чёткую грань между реальностью и вымыслом. В наших мыслях присутствует и то, и другое, но мы не должны их смешивать, если хотим оставаться правдивыми.
- Итак, если человек правдив, его словам можно доверять. Он говорит то, что думает и поступает так, как говорит. Правдивость – основа любви и доверия. Общаясь с честным и правдивым человеком, мы чувствуем себя в безопасности.
4. Физминутка.
5. Придумай сказку.
Я придумываю начало и ставлю силуэты 2 девочек: «В некотором царстве, в некотором государстве жили 2 девочки. Звали их Правда и Ложь». Далее продолжаем вместе с детьми: «Жили девочки, росли, были прекрасными детьми. Но, подрастая, они стали часто ругаться, не понимать друг друга».
- Почему? Давайте разбираться.
«Да потому, что девочку по имени Правда окружали дружба, доверие, честность, справедливость, надёжность, искренность. А девочку по имени Ложь: недоверие, интриги, несправедливость, ругань, хитрость, зависть».
- Ребята, что же нам делать? Как помирить девочек?
«Девочка Правда стала честно рассказывать девочки по имени Ложь обо всём, и учила её говорить только правду. Она также посоветовала ей каждое утро говорить перед зеркалом: Я правдива. Я сама разберусь в происходящем. Мне незачем преувеличивать свои достоинства и стараться выглядеть лучше, чем я есть. Я могу смотреть правде в глаза. Мне можно доверять. Я всегда буду говорить только правду. И девочка по имени Ложь стала меняться…».
- Как вы думаете, какой она стала? Помирились ли девочки между собой? Давайте поменяем девочке по имени Ложь имя и назовём её Мирослава от слов: «Славим мир».
Дети сами придумывают концовку.
- Теперь мы понимаем что такое правда, что такое ложь и почему они не дружат. И, наверное, мы сможем помочь тем, кто всегда обманывает.
6. Читаем и рассуждаем.
«В одном классе дружили 2 мальчика. Всюду они были вместе. Все считали их настоящими друзьями. Витя учился хорошо, а Гена немного хуже, особенно по математике. У Гены долгое время болела мама, и он старался, как мог, не огорчать её. В это время по математике должна была быть контрольная. Учитель вошёл в класс, записал задание на доске, дети начали работать. Витя быстро справился с работой и, видя, что Гена не решил задачу, написал её решение на бумажке и бросил ему. Гена увидел брошенную ему шпаргалку, быстро поднял её – вся задача была решена».
Я останавливаю чтение. Предлагаю детям высказаться, что же произойдёт дальше.
«Долгое время Гена не знал, как поступить, но мысль о больной маме поборола его совесть. Он списал работу и сдал тетрадь. Целый день у Гены было плохое настроение, мама заметила это, но сын ничего не сказал. Наступил следующий день. Учительница стала объявлять оценки. Она похвалила детей, которые хорошо написали работу. Особенно она была довольна Геной: «Ты очень порадовал меня, Гена», - сказала учительница и отдала ему тетрадь. Гена взял тетрадь, но посмотреть в глаза учительницы не смог, стыдно было ему. А за соседней партой тихо всхлипывала девочка Катя, она получила за контрольную двойку. Урок уже почти заканчивался, Гена вдруг встал, подошёл к учительнице и сказал: «Ольга Николаевна, поставьте мне двойку, пятёрка не моя оценка, я работу списал». Учительница посмотрела добрыми, ласковыми глазами и сказала: «За правду спасибо, Гена. Это очень хорошо, что ты понял всё». Она исправила оценку «5» на «2», а Гена нёс тетрадь так, будто он получил пять, а не два».
- Как вы оцениваете поступок Гены? Почему Гена решился на нечестный поступок? Можно ли оправдать его поступок болезнью матери? Как вы оцениваете его признание в своей ошибке? Всякий ли школьник сможет поступить так, как Гена? Почему?
7. Разборка пословиц.
«Правда светлее солнца, правда чище ясного солнца».
«Нет большого позора, как не выполнить уговора».
«Ложь дружбу губит».
«Маленькая ложь за собою большую ведёт».
«На обмане далеко не уедешь».
8. Итог занятия.
- О чём мы говорили на занятии?
- Что полезного для себя вы возьмёте из сегодняшнего занятия?
Категория: Начальная школа | Добавил: ЛюдмилаЩербакова
Просмотров: 298 | Загрузок: 4 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 7:31 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru