Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Диалоговое обучение на уроках в начальной школе
2015-12-18, 9:23 AM
«ДИАЛОГОВОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ».

Только в диалоге развивается способность мыслить.
В беседе создаются условия для взаимодействия
понимающих сознаний.
М.М. Бахтин.
Начальное образование – особая ступень в развитии ребенка, где учебная деятельность становится ведущей. Но ученик начальной школы – это еще ребенок, который очень любит играть и поэтому нужно построить свою работу так, чтобы детям на уроке было интересно, комфортно, но в то же время, чтобы они учились думать, работать с учебным материалом, осваивая все новые и новые знания.
Я считаю, что одним из важных факторов планирования урока является эффективное использование новых подходов преподавания и обучения.
На современном этапе работе в группах и диалогу на уроке отводится главная роль. Ученик становится не пассивным слушателем, а активным участником учебного процесса.
Ученики начальных классов, часто испытывают трудности в общении на уроке, не умеют слушать друг друга, стесняются выражать открыто свои мысли, не умеют тактично поправлять, не умеют задавать вопросы, дополнять ответы одноклассников. Поэтому диалогическую речь необходимо развивать на каждом уроке будь то русский язык, математика, познание мира, литературное чтение. Для этого учитель в своей работе должен использовать методы и приемы диалогического обучения.
Диалог – это форма общения, состоящая из регулярного обмена высказываниями. Это особая среда, в которой учащиеся чувствуют себя раскрепощено и комфортно. В дружественной, принимающей атмосфере ученики обогащают друг друга новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал, личностно развиваются.
В ходе своей школьной практики я внедряю диалог на многих своих уроках, так как считаю, что развитие диалогового обучения на уроках играет одно из важных значений. Для того, чтобы развить диалоговое обучение, большое внимание уделяется выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями.
На начальном этапе внедрения методов и приёмов диалогового обучения в своей практике, считаю, что самым важным является правильная рассадка учащихся в пары. Потому что, создание в классе коллаборативной среды благоприятно влияют на весь учебный процесс, учащиеся чувствуют себя комфортно, им хочется работать, помогать друг другу. Если учащиеся будут комфортно чувствовать себя в паре и даже в малой группе, то это так же повлияет на их диалогическое общение. Учащиеся будут с удовольствием рассуждать, обмениваться своими мыслями и новыми идеями, выслушивать другу друга учитывая и принимая мнение каждого как в паре, так и в малой группе.
В своей преподавательской деятельности я часто использую парную и групповую формы работы. Использование на уроках тактики «ученик-ученик» позволяет более точно оценивать понимание темы учащимися, потому что, имеется возможность слушать обсуждение учеников, вступать в разговор со всеми учащимися, а не только с теми, кто поднимал руку. Учащиеся получают возможность поговорить друг с другом, обсудить заданный вопрос, обменяться мнениями, выразить свое согласие или несогласие. В процессе общения у детей появляется возможность обосновывать свое мнение.
В моем классе обучается 24 учащихся и получается, что я могу рассадить детей как в пары, так же можно разделить на 4 группы по 6 человек. Учитывая их возрастные особенности, рассаживаю детей по желанию лидера, по симпатиям, по геометрическим фигурам, по сложенным картинкам и т.д. Всегда при делении стараюсь, чтобы получалось, что в группе или паре присутствуют успевающие ученики, которые помогают слабоуспевающим. Данная рассадка способствует развитию диалогической беседе на уроке.
Диалоговое обучение может быть организовано путем развития диалогической беседы трех типов: дебаты, кумулятивная и исследовательская беседа. В практике учителей начальных классов широко применяется два вида беседы: кумулятивная и исследовательская. Беседа-дебаты, в силу возрастных психологических особенностей используется реже.
В своей работе, на уроках, учу детей говорить, рассуждать, обобщать, развиваю умение слушать других, формирую коммуникативные навыки.
Я считаю, что диалоговое обучение, а именно диалогическая беседа, приносит большую пользу в развитии и обучении детей. Ведь именно диалогическая беседа помогает ребенку правильно пользоваться главным инструментом общения - речью.
При ведении бесед на уроках я столкнулась с проблемой: учащиеся не дают полные ответы на вопросы, используют в качестве ответа одно слово. Причина этого в слабом словарном запасе детей и непонимании ими структуры высказывания.
С целью формирования у учащихся навыков постановки вопроса и построения логически грамотных, развернутых ответов может использоваться кумулятивная беседа учеников, в ходе которой целесообразно применение речевых опор. В ходе этой беседы ее участники приобретают опыт общения по заданной теме. Я считаю, что систематическая работа по речевым опорам со временем приведет к тому, что учащиеся смогут самостоятельно задавать последовательные вопросы и строить развернутые, аргументированные ответы. Помимо работы над построением высказываний необходимо постоянно работать над обогащением словарного запаса.
Есть мнение, что существуют в большинстве своем два типа вопросов, которые учителя используют для достижения понимания учениками: вопросы низкого порядка и вопросы высокого порядка. Вопросы «низкого порядка» иногда называют «закрытыми» или «буквальными». Они направлены только на запоминание, и ответы на них расцениваются как «правильные» или «неправильные». Мои ученики, несмотря на то, что они ещё не совсем понимают принцип работы в группе, и смысл диалогового обучения, на уроках учились уже сами составлять вопросы для других групп. Данные вопросы были направлены на умение учеников применять, расширять и анализировать информацию. Это вызывало некоторые затруднения у учащихся. Например, на уроках познания мира: Нужны ли растения живым существам? Подумайте, что произошло бы, если исчезли все растения и животные?
Обучение детей правильной постановке вопросов является одним из приоритетных направлений в процессе диалогового обучения.
Активный диалог должен начинаться уже при работе в паре. Именно здесь закладываются основы диалогового обучения. Для себя я отметила, что на будущее необходимо внести коррективы в постановку вопросов.
Мое понимание значимости вопросов детей в процессе учения отражается в высказывании: «В диалогической беседе вопросы учеников столь же важны, как и вопросы учителя и ответы учеников. Учитель использует вопросы не только для того, чтобы протестировать знания учеников, но и для того, чтобы предоставить возможность ученикам размышлять, развивать и расширять свое мышление». Вопросы детей по теме урока показывают учителю, насколько она понимается детьми. Научиться правильной реакции на вопросы и ответы детей – задача каждого учителя.
В процессе опроса бывают ситуации, когда дети дают неверные ответы на вопросы. В такой ситуации ни в коем случае нельзя отрицать ответ ребенка, используя фразы: «Неверно!», «Неправильно!», «Ты не прав!». Такая схема поведения педагога может привести к тому, что ребенок начнет бояться высказывать свое мнение, а впоследствии не будет даже пытаться его обозначить. В момент, когда происходит такая ситуация, я использую следующие фразы: «А кто думает по-другому?», «Какие еще будут предположения?». При проведении бесед незаменимой становится техника «20 секунд», которая дает возможность всем учащимся включиться в беседу, учитывая индивидуальные психологические особенности.
В заключение необходимо отметить, что коммуникативные навыки учителя, его чувство сопереживания являются необходимым условием для создания такого взаимодействия, при котором как учитель, так и ученики вносят значимый вклад в обучение.
Вся наша педагогическая работа основана на диалоговом обучении. Диалоговое обучение предполагает сообучение, когда ученики и учитель являются субъектами учебного процесса. Диалоговое обучение основано на прямом взаимодействии учеников с опытом своих друзей, большинство упражнений обращается к опыту самого ученика.
Я сделала вывод, что диалог занимает важное место в учебном процессе. У моих учеников активизировалась мыслительная деятельность, диалог заставляет их мыслить критически, развивает коммуникабельность. Заметила, что учащиеся чувствуют «дефицит» в общении. Все это говорит о том, что теперь для меня, как для учителя, диалоговое обучение стало неотъемлемой частью моей деятельности, деятельности учащихся и учебного процесса в целом.
В школьном обучении возможны разные виды учебного диалога это- учитель – ученик, учитель – класс, ученик – класс, ученик – ученик. Поэтому в зависимости от целей урока, вида задания подбираю определенный вид учебного диалога, но больше упор делаю на вид: ученик-ученик. Потому что диалог в парах построен по принципу консультирования друг друга. Когда сильный ученик оказывает помощь «медленному» или сформировываются пары одного уровня, где распределение силы между учениками оказывается равными .
Диалог, который основан на вопросах и ответах реально дает ощутимую пользу. Считаю, что без диалогового обучения не может обойтись ни один урок. К тому же в силу специфики общественных наук диалоговое обучение необходимо на уроках познания мира не просто как возможность говорить, вести беседу, но и как процесс позволяющий развивать навыки критического мышления. Через диалог, дети, работая в паре, группе отбирают и сортируют учебный материал, применяют полученные знания на практике, сравнивают и анализируют определенные события и процессы, дают им оценку, могут аргументировано делать заключения и выводы и отстаивать свою точку зрения.
Из своего личного опыта, могу сказать, что я заметила, что мои ученики стали больше думать, лучше говорить, активнее формируется их мышление и речь. Результатом моих уроков стало то, что дети открывают и осваивают новые знания, учатся применять их на практике. При групповой работе учащиеся в диалогической беседе учатся навыкам взаимооценивания и самооценивания.
Учащиеся ведут себя по-другому: они могут, не стесняясь задавать вопросы друг другу, попросить помощи даже у тех ребят, с которыми общаются только во время уроков. Мои ученики на уровне своего возраста совершенства пока не достигли, они еще второклассники. Поэтому еще необходимо много работать над всесторонним развитием детей, над обогащением словарного запаса, учить детей говорить, мыслить и думать.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что диалог на уроке — это особая коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику развивать свои интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, это способ отношений, это форма взаимодействия, позволяющая искать истину вместе.

Учитель начальных классов ГУ Успенской СОШ №2 Козленко Марина Викторовна
с. Успенка
2015-2016 уч. год
Категория: Начальная школа | Добавил: svetlana6363
Просмотров: 205 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 10:51 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [776]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru