Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

урок русской грамоты в 1 классе. Русская народная сказка."Как мужик гусей делил".
[ Скачать с сервера (219.2Kb) ] 2016-02-12, 5:13 PM
Тема: Русская народная сказка "Как мужик гусей делил"
Цели:
Образовательная:
• познакомить детей с русской народной сказкой "Как мужик гусей делил";
• совершенствовать технику чтения;
• пополнять словарный запас (слова: мудрость, барин);
• учить давать характеристику герою, выявлять его черты характера;
• учить глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное;
• прививать любовь к устному народному творчеству;
• приобщить детей к творческой деятельности.
Развивающая:
• развивать сообразительность, смекалку, находчивость;
• развивать мышление, внимание, память, речь, наблюдательность к слову;
• формировать у детей осознанное чтение целыми словами;
• развивать речевые умения, творческие способности;
Воспитательная:
• воспитывать чувство коллективизма, трудолюбия, доброты, дружелюбия;
• воспитывать корректное отношение к товарищам при работе в группах;
• воспитывать интерес к чтению, любовь к народному творчеству;
• выражать свое отношение к взаимодействию героев между собой, оценивать их поступки.

Оборудование:
• учебник «Родное слово» 1 класс
• МР3 - проигрыватель, аудио сказка "Как мужик гусей делил"
• Иллюстрации персонажей сказки
• Карточки с новыми словами
• Конверты с рисунками персонажей и пять рисунков - гусей (по количеству групп)
• Маски лисы и тетерева.

Ход урока
Дети сидят в 5 командах. На столе каждой команды конверт с рисунками персонажей сказки и с 5 рисунками гусей. Дети заранее выбирают командира группы и курьера группы (кто ходит к учителю за заданиями и карточками)
На доске написана тема урока «И бедняк с помощью ….. может стать богачом».
1. Организационный момент.
2. Проверка дом.задания.
- С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке? (Лиса и тетерев)
- О чем эта сказка? Чему учит нас эта сказка? (мудрости, не быть доверчивыми)
- Давайте перескажем эту сказку.
Пересказ сказки некоторыми учащимися.
- Давайте инсценируем диалог лисы и тетерева. Кто из вас хотел бы быть лисой? А кто тетеревом? Как говорит лиса и как говорит тетерев?
(Лиса - ласково, нежно, торопливо и тихо, а тетерев - спокойно, громко и медленно)
Инсценировка диалога лисы и тетерева 2 учащимися.
3. Введение в тему урока.
- Сегодня мы познакомимся с еще одной русской сказкой «Как мужик гусей делил»
- Прочитаем написанную на доске тему урока: «И бедняк с помощью ….. может стать богачом».
- Какие слова можно вставить на месте пропуска? (дети называют слова: «силы», «обмана», «ума», «мудрости», «смекалки», «жизненного опыта», «хитрости» и др.).
- Правильность наших высказываний мы проверим в конце урока, когда прочитаем сказку.

4. Чтение сказки «Как мужик гусей делил».
Работа в группах.
- А теперь познакомимся с героями сказки.
Учитель прикрепляет на доску картинки с героями сказки (бедный мужик, богатый мужик, барин, барыня, две дочки, два сына, гусь)
Работа с новыми словами.
- Кто такой барин? (ответы детей) - Богатый человек.
-
Чтение сказки учащимися в учебнике.

Вопросы по ходу чтения: Какая нужда заставила мужика идти к барину? Почему мужик обратился за помощью именно к барину?
(читаем до слов «Мужик говорит: «Я разделю»)
- Представьте, что вам, как и этому бедному мужику, надо разделить гуся на всех героев. Как вы это сделаете? Но помните - вы должны применить смекалку, находчивость и сообразительность. И свой выбор грамотно обосновать.
Работа в группах.
Выбор отвечающего.
Выступления групп у доски.
Прикрепляем магнитами к доске карточки с ответами.
- А теперь узнаем, как делил гуся наш мужик.
Чтение текста сказки дальше.
После чтения учитель вешает на доску картинку с ответом из сказки.
Вопросы после чтения: Почему барин не отругал мужика за то, что он оставил почти всего гуся себе? Можно ли мужика назвать обманщиком и хитрецом? Почему мужику было так важно оставить гуся у себя?

- Ребята, в учебнике дан только отрывок сказки. Хотите узнать всю сказку?

5. Слушание аудио сказки. Работа в группах.
Вопросы по ходу слушания: Почему богатый мужик пошёл к барину, ведь у него есть и хлеб, и деньги? Почему он взял не одного, а пять гусей? (Хотел, чтобы барин его щедро наградил, больше соседа.)

(слушаем до слов «Бедный мужик взял одного гуся дал барину с барыней и говорит…»)
- Попробуйте выполнить данное задание в группах. Вот вам картинки 5 гусей, разделите их на всех героев (между членами группы распределяются роли – барин, барыня, дочки, сыновья; командир в роли мужика пробует разделить 5 гусей на всех героев). Не забудьте про смекалку, сообразительность и мудрость!
Работа в группах.
Выбор отвечающего.
Выступления групп у доски.
Прикрепляем магнитами к доске карточки с ответами.

- А теперь узнаем, как справился с этим заданием наш мужик.
Слушание сказки до конца.
- Как мужик разделил 5 гусей?
(Отдал 1 гуся барину с женой – их стало трое.
Отдал 1 гуся их сыновьям – их стало трое.
Отдал 1 гуся дочкам барина – их стало двое.
Оставшихся 2 гусей взял себе – их стало трое.)
Учитель распределяет гусей и героев на доске.



- Чем закончилась сказка?
(Барин щедро наградил бедного мужика)
- За что он его одарил?
( За ум, смекалку.)

6. Характеристика главного героя.
Работа в группах.
- Ребята, вам понравилась эта сказка?
- Поднимите руки, кому понравился наш главный герой?
- Хорошо. А теперь напишите, какие черты характера помогли мужику так необычно разделить гусей (Учитель раздаёт карточки с заданием). Возьмите из стаканчика чёрные фломастеры и напишите на карточке черты характера нашего главного героя мужика. Подчеркните красным фломастером те черты характера, которые могли бы вам пригодиться в жизни. Выберите того, кто быстро и чётко прочитает нам ваш ответ.

Работа в группах.
Выбор отвечающего.
Выступления групп у доски.
Прикрепляем магнитами к доске карточки с ответами.

(если времени мало, то учитель сам подводит итоги работы групп и сам зачитывает основные черты характера героя)
- Какие черты характера больше всего подходят к нашему герою? (мудрость, чувство юмора, сообразительность, находчивость, хитрость, ум). А какие черты характера лишние? (щедрость, жадность).

7. Работа над смыслом сказки.
Работа в группах.
- Какой урок мы получили, прочитав эту сказку? (ответы детей)
- Обратимся снова к теме урока, прочитаем запись на доске. Мы теперь знаем содержание сказки. Скажите, какие слова, которые мы подобрали в начале урока, являются лишними и не относятся к нашему герою? («обмана», «силы»). А какие соответствуют характеру и поступкам главного героя? («мудрости», «ума», «хитрости», «сообразительности», «жизненного опыта»).

- Спасибо за работу. А теперь задание «Вопрос к сказке». Представьте, что вы журналисты из какой-нибудь газеты или журнала.
Вам надо составить для команды соперников вопросы по сказке. Попробуйте это сделать.
Работа в группах
Выбор «журналистов».
Выступления «журналистов» у доски
Устные ответы команд на вопросы соперников.

- Да, вопросы составлять - это оказывается намного труднее, чем отвечать на них. Но вы с честью справились и с этим заданием.

8. Выводы. Индивидуальная творческая работа.

- Сегодня на уроке мы ещё раз убедились, как необходима в жизни смекалка, ум и мудрость. Они помогают найти выход из трудной ситуации, позволяют решить даже не решаемые задачи.

- Поднимите руки, кто хотел быть похожим на нашего героя? Да, почти всем хочется стать таким же умным, находчивым и мудрым, как бедный мужик.

- Возьмите маленькие листочки, подпишите их. А теперь напишите на них ответ на вопрос «Что я буду делать, чтобы стать мудрым в жизни?»
Индивидуальная творческая работа.
- Прикрепим наши мудрые ответы на доску.
(дети читают свой письменный ответ и клеят листочек на доску ).

9. Рефлексия.

- А сейчас дайте оценку своей работе (можно задать вопросы устно, можно использовать форму письменной анкеты)
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
- Какое задание, по вашему мнению, было самым сложным, а какое – самым лёгким?
- Какое задание, по твоему мнению, было самым интересным?
- Какие новые знания появились у тебя?
- От какого вида работы ты получил удовлетворение и радость?

- Спасибо всем за работу, за активное участие в уроке. Я получила удовлетворение и радость от совместной с вами работы.
Категория: Начальная школа | Добавил: ALJONA
Просмотров: 321 | Загрузок: 16 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 3.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2016-12-07, 3:28 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [776]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru