Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Урок литературного чтения "Устное народное творчество (обобщение по теме).
[ · Скриншот ] 2016-03-05, 9:11 AM
Тема: Устное народное творчество (обобщение по теме).

Цель: Систематизировать и обобщить знания, закрепить умения.
Задачи: - учить учащихся видеть красоту устного народного творчества, уметь отличать жанры. Более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации.
- развивать речь детей, умение кратко и ясно излагать свои мысли (использовать в повседневной речи фразеологические обороты, пословицы и поговорки), развивать навыки выразительного чтения, эстетическое восприятие окружающего мира.
- воспитывать любовь к народному творчеству, обратить внимание на богатое содержание, на народную мудрость, богатый народный язык, поэтичность и выразительность этих произведений.

Оборудование: Плакат с печкой, волшебные слова, тема урока, кукла, чашка, маски сказочных героев, карточки, кластер, компьютер со слайдами урока.

Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово:
Сегодня у нас необычный урок. На нём подведём мы работы итог.
О жанрах устного народного творчества поговорим. Всё пройденное закрепим.
Здравствуйте гости, дорогие! Веселья вам да радости!
Припасла я вам забавушек на всякий вкус. Кому – правда, кому – песенка, кому – сказка.
Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли слышно? Всем ли места хватило! Все готовы, отправится в путешествие по стране «Устное Народное творчество»!
-Ребята, а на чём вы бы хотели отправится, путешествовать по стране УНТ?
-Кто главный герой сказки «По щучьему велению»? -На чём он ездил к царю?
Мы тоже будем путешествовать на печи. Кто помнит волшебные слова, которые говорил Емеля? Чтобы отправиться в путешествие, нам нужно произнести волшебные слова: «По щучьему велению, по нашему хотению, ступай печь, в страну «Устного народного творчества».
-Что такое «Устное народное творчество»? Как вы это понимаете?
«Устное» означает, что оно передавалось из уст в уста.
«Народное», значит его придумал народ на протяжении веков.
«Творчество», творить – значит создавать.
Устное народное творчество или фольклор – это произведения, созданные народом. Они родились в глубокой древности и передавались из уст в уста, от одного поколения к другому. В них заключена народная мудрость жизни, вера в добро и справедливость. В устном народном творчестве отражаются ум, знания всего народа. У каждого народа своё творчество.
-Какие жанры устного народного творчества, вы знаете?
Сказки, песни, пословицы, поговорки, загадки, прибаутки, заклички, скороговорки, чистоговорки, считалки, небылицы, дразнилки, потешки.
-Без жанров прожить мы никак не могли бы.
Дорог нам вечный их свет.
Жанрам весёлым, хитрым и мудрым.
Мы всем классом шлём привет!
Произносим заклинание и едем: «По щучьему велению, по нашему хотению, ступай печь, в страну «Устного народного творчества».
1 остановка «Народные песенки».
-Какие виды народных песен вы знаете? Колыбельные, плясовые, хороводные.
-По исполнению, плясовая песня, какая? Задорная, весёлая сопровождалась танцем.
-Хороводные песни, как исполнялись? Люди становились в хоровод и исполняли песни, делая движения в хороводе.
-Само слово «колыбельная», как вы понимаете? Это значит качать малыша в колыбели, убаюкивать.
-Мама качает малыша и поёт ему колыбельную. Как она должна исполняться? Тихо, ласково, нежно.
-Почему? Мама любит своего малыша и своим пением она показывает свою любовь.
Девочка исполняет казахскую колыбельную песенку.
Угадайте следующий жанр:
Коровушка, бурёнушка,
Подай молочка, покорми пастушка.
Следующая станция «Заклички и приговорки».
Произносим заклинание и едем дальше: «По щучьему велению, по нашему хотению, ступай печь, на станцию «Заклички и приговорки».
-Что это за жанр «УНТ»?
Это самый древний Жанр «УНТ», связанный с народным календарём, с сельскохозяйственными работами. Они использовались для обращения к явлениям природы, к животным, чтобы задобрить, попросить о чём-то, похвалить, поблагодарить. В закличках должно быть задорное звучание каждой строчки.
АХ ты, радуга-дуга,
Ты высока и туга,
Гром гремучий,
Тресни туча…

Весна, весна красна!
Приди весна, с радостью,
С радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!

Солнышко красное покажись, покажись.
-Что такое приговорки?
Матушка-репка, уродись крепка,
Ни густа, ни редка, до великого хвоста.
-Приговорки сопровождали умывание, купание, одевание малышей. Когда малыш начинал плакать ему говорили:
Не плач – дам калач,
Не вой – дам другой,
Не реви – дам три.

Водолей водолей,
Вылей воду из ушей.

С гуся вода, с младенца худоба, укатись вся!
Угадайте следующий жанр:
Как по речке, по реке ехал рыжий на быке.
Рыжий красного спросил;
Чем ты бороду красил?
А не краской, не помазкой,
Я на солнышке лежал,
Кверху бороду держал?
Следующая остановка «Небылицы».
Произносим заклинание и едем дальше: «По щучьему велению, по нашему хотению, ступай печь, до остановки «небылицы».
-Что такое небылицы ?
Это такие стихи, в которых все перевёрнуто, чтобы насмешить людей, поднять их настроение. Давайте, дети рассмешим наших гостей и поднимем им настроение.
Дети рассказывают небылицы.
1.Я медведя поймал!
Так веди сюда!
Не идёт.
Так сам иди!
Да он меня не пускает!

2.Где ты, брат Иван?
В горнице.
Что делаешь?
Помогаю Петру.
А Пётр что делает?
Да на печи лежит.

3.Ты пирог съела?
Нет, не я!
А ещё хочешь?
Хочу.

4.Сынок, сходи за водицей на речку!
Брюхо болит!
Сынок, иди кашу есть!
Что ж, раз мать велит – надо идти.

Угадайте следующий жанр:
На дворе трава, на траве дрова.
Ра-ра- Ра, начинается игра.
Произносим заклинание и едем дальше: «По щучьему велению, по нашему хотению, ступай печь, на станцию «Чистоговорки и скороговорки».
Что мы называем чистоговорками? Говорим чисто без ошибок, каждый звук произносим правильно.
Прочитаем чистоговорки. На компьютере.
Са-са-са, живёт в лесу лиса.
Со-со-со, катит киска колесо.
Ра-ра-ра, начинается игра.
Ру-ру-ру продолжаем мы игру.
-Что такое скороговорка? Весёлая игра, заключающаяся в быстром повторении трудно произносимых звуков, фраз.
На карточках, прошу вас прочитать скороговорки.
По траве тропа протоптана.
Егор за топор, а топор за забор.
Сорок сорок в короткий срок съели сырок.
На дворе трава, на траве дрова.
Ехал Егорка с Игорьком – скатился с горки кувырком.
У Ивашки рубашка, у рубашки кармашки.
Соня – Незнайка, а Зина – зазнайка.
В живом уголке жили ежи да ужи.
Угадайте следующую станцию:
Для того, чтобы начать игру надо знать её правила, чтобы играть в прятки, нужно выбрать водящего. Какой жанр устного народного творчества вы используете?
Произносим заклинание и едем дальше: «По щучьему велению, по нашему хотению, ступай печь, в деревню «Считалки».
Следующий жанр «Считалки».
-Для чего нужны считалки?
- Кто знает интересные считалки?
Дети проигрывают 2-3 считалки.
Угадайте следующую станцию:
К какому жанру устного народного творчества относится высказывание: «Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах».
Произносим заклинание и едем дальше: «По щучьему велению, по нашему хотению, ступай печь, городу «Пословица».
-Что же такое пословица? Кратное и мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.
-Зачем пословицы употребляются в речи?
-Назовите пословицы.
-Собери пословицу. на компьютере
Угадайте следующий жанр:
Определите жанр: «Днём спит, ночью летает и мышек хватает. Сова.
Произносим заклинание и едем дальше: «По щучьему велению, по нашему хотению, ступай печь, на станцию «Загадки».
-Что такое загадка?
-Для чего придумали загадки?
Загадка основана на сходстве предметов.
Задание в группах: Подбери схожие между собой предметы
Солнце –шар, подсолнух
Река – лента- дорога
Книга- коробочка, источник.
Дети загадывают загадки по одной.
Молодцы, ребята, много знаете загадок.
А теперь отгадайте мои загадки на слайде
Угадайте следующий жанр: необыкновенный, занимательный рассказ о волшебных историях, событиях, приключениях людей, зверей, предметов.
Произносим заклинание и едем дальше: «По щучьему велению, по нашему хотению, ступай печь, по городу «Сказки».
-На какие группы делятся сказки? Слайд
-Что характерно для волшебных сказок?
-Что высмеивают бытовые сказки?
-Что характерно сказкам о животных?
-Из каких частей состоит сказка? Назовите.
-С чего начинается сказка?
-Чем заканчиваются сказки?
Определи сказку по иллюстрации.
Определи зачины и концовки сказок:
«За тридевять земель, в тридесятом государстве…»
«Жили-были …»
«Стали они жить- поживать и добра наживать …»
«Я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало …»
«В старые годы у одного царя было три сына…»

Инсценировку по страницам любимых сказок.
Из домика выходят старик со старухой.
Старик:
Эй, старуха, испеки мне колобок.
Ты бы тесто замесила,
Всех сегодня угостила.
Старуха:
С охотой я возьмусь за дело,
Хоть задача нелегка.
Внимание нужно и умение,
Чтоб сделать лучше угощенье.
Про соль и сахар не забыть,
А теперь начну месить.
Тесто я месила, масло добавляла,
Выбилась из силы.
Ох, как я устала. Садиться, засыпает.
Тесто.
Убегу я из кадушки,
Не хочу быть колобком.
Мне здесь душно, мне здесь тесно,
Мне в кадушке мало места,
Тесно, тесно, убегу…
Дед: баба, тесто убежало!
Баба:
Ай- ой-ой! Куда, куда?
Как же это я проспала?
Вот несчастье, вот беда!
Дед и баба поймали тесто.
Дед:
Колобка посадим в печку.
Баба:
Колобок пекись скорей!
Ну, а мы пока попляшем.
Колобок:
Я весёлый колобок,
У меня румяный бок,
По дорожке я катился
И вдруг в сказке очутился.
У избушке лубяной,
Там петух стоит с косой
И кого-то прогоняет.
Ну, об этом каждый знает.
На сцене макет избушки, около неё стоит петух с косой, рядом Заяц – он плачет.
Петух:
Эй, Лисичка, как дела?
Хорошо тебе в избушке?
Уж погрелась ты, старушка.
Пора ноги уносить
И хозяина впустить.
Заяц:
Что ж нам делать, Петушок,
Не ломать же нам замок,
Как Лисицу одолеть?
Петух:
Ну, косой, кончай реветь.
Наточу - ка я косу,
Быстро выгоню Лису.
Эй, Лиса! Без промедленья
Выходи из помещенья!
Проучу тебя, Лисица,
Коль не хочешь подчиниться.
Лиса:
Вижу, что Петух не шутит,
Не напрасно воду мутит.
Хоть обидно уступать
И избушку покидать,
Покорюсь я Пете всё же,
Ведь своя мне жизнь дороже.
Выбегает из избушки.
Колобок:
Хитроумная лисица
От беды решила скрыться.
О её проделках знаем,
А сейчас вас приглашаем
Мы в таинственный лесок,
Где сел Мишка на пенёк.
Мишка пытается снять с плеч короб.
Медведь:
Видно, высоко сидит,
Во все стороны глядит.
Поспешу - ка к старикам
И подарки передам,
А потом вернусь домой
К своей Машеньке родной. Уходит.
Колобок:
Ох, устал катиться я,
Вышла сказочка моя
Чрезвычайно интересной,
Хоть во многом вам известной
Покачусь - ка я домой …
Рассказчик:
Покатился колобок,
Рядом девочка идёт.
Набрели вдруг на избушку,
Где живёт Яга-старушка.
Братец у окна сидит
И на яблоко глядит.
Девочка:
Вот нашёлся мой Ванюша. Бросается к братцу.
Братец мой, меня послушай,
Дай мне ручку, и скорей
Убежим мы от гусей.
Колобок:
Пожелаем им успеха
Мне ж, ребята, не до смеха.
Я боюсь Яги коварной,
Злобной, мстительной и жадной.
Рассказчик:
Колобок домой вернулся.
Лёг на лавку, потянулся
И забылся крепким сном,
А проснулся – молодцом.
Появляется ученик, исполнивший роль Колобка, в костюме Ивана-Царевича.
Молодец:
Я друзья, теперь доволен,
Что я больше несъедобен.
Не страшна теперь Лиса.
Вот такие чудеса.
Все выходит
Все:
С вами встретимся опять,
Вместе сказки сочинять.
Итак, ребята, наше путешествие по стране «Устного народного творчества» подошло к концу.
- Ребята, наше путешествие вам понравилось?
-Какой жанр вам больше всего понравился? Почему?
Я думаю, что каждый взял для себя что-то важное. Надеюсь, что вы стали умнее, сильнее, добрее. Ведь устное народное творчество воспитывает в человеке доброту, честность, любовь к окружающему миру, уважительное отношение к человеку. Учит тому, что доброта всегда побеждает зло, торжествует справедливость.
Выставление оценок.
Категория: Начальная школа | Добавил: derxenlyuda
Просмотров: 213 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 4:41 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1868]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [461]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru