Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

конспект урока "Слово называет предмет" 1 класс
2016-04-01, 11:27 AM
Тема: Слово называет предмет
Цели: познакомить со словами, обозначающими предметы, учить правильно находить слова – предметы и задавать к ним вопросы кто? и что?, разделять слова – предметы на «живые» и неживые»; развивать мышление, память, речь, внимание, каллиграфические и гигиенические навыки письма; воспитывать позитивное отношение к урокам русского языка.
Оборудование: мультимедиа проектор, карточки с загадками.

Ход урока:
1. Орг.момент
2. Психологический настрой.
Начинается урок
Он пойдёт, конечно, впрок.
Постарайтесь всё понять -
Будете грамотно писать.
Пожелайте вы друг другу доброго здоровья. Хором (Доброго здоровья)
-Сегодня мы отправимся в гости. А к кому, вы узнаете, когда вспомните о ком эти строчки?
«Вдруг из маминой из спальни
Кривоногий и хромой
Выбегает умывальник
И качает головой…»
Кто это?(слайд1)
Мы отправимся в гости к Мойдодыру. Только Мойдодыр не любит грязных и неряшливых ребят. Чтобы попасть в гости к Мойдодыру, нам нужно будет проделать нелегкий путь, вспомнить правила русского языка и уметь их применять.
Сегодня тема нашего урока «Слово называет предмет».(слайд 2)
Что мы должны знать? Уметь? Какие слова обозначают предметы, уметь правильно задавать вопросы к этим словам. Нам предстоит узнать много интересного и полезного, того, что пригодится нам в жизни.
На пути Минутка чистописания.Я тетрадь свою открою…Работа в тетради, число,кл.работа.- Какие слова пропишем?
глаз нос дуб круг
-Что общего у всех слов (Состоят из одного слога, на конце слова оглушаются звуки глухой согласный звук )
Повторение.Первый друг Мойдодыра – это… зубная щетка (слайд 3) пропустит вас к Мойдодыру лишь тогда, когда проверит, как вы научились писать и проверять безударные гласные и парные согласные. Индивидуальная работа по карточкам:
КАРТОЧКА №1
Списать словарные слова в алфавитном порядке, поставить ударение.
Класс, ученик, медведь, учитель, картофель, мебель, тетрадь, дневник, грамота, портфель.
КАРТОЧКА №2
Прочитай пары твёрдых и мягких согласных. Закончи ими слова:
С-СЬ Л-ЛЬ Р-РЬ
кара… пена… врата…
ло… кисе… ковё…
автобу… апре… суха…
голо… мете… нояб…
У доски…
Вставь пропущенную букву,подбери к словам проверочные слова:
Медве---ь - ________, арбу--- - __________, зу--- - ___________, сугро--- - ________, моро--- - _________, огоро--- - __________ .
Каким правилом правописания ты пользовался?
КАРТОЧКА
Вставь в словах пропущенные буквы. Подбери к словам проверочные слова:
С…ва - ______ , г…ра - ______, св…ча - ________, сл…ды -_______, гл…за _______, сл…за - ___________ .
Каким правилом правописания ты воспользовался?
Вывод: вы умеете правильно писать и проверять безударные гласные и парные согласные
На пути еще друг Мойдодыра…отгадайте загадку!
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (Мыло) (слайд4)
Мыло приготовило «Орфографическая работу» так как любит, чтобы все непроверяемые гласные были правильно написаны
-Послушайте загадки, запишите отгадки
1) В огороде вырастаю, а когда я созреваю,
Варят из меня томат, в щи кладут и так едят.(помидор)( слайд5)
2)Летом бродит без дороги между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. (медведь) )( слайд6)
3)Не артист, а голосист, не ездок, а шпоры у ног.
Утром рано встает, детей в школу зовет.(петух) )( слайд7)
4)С хозяином дружит, дом сторожит.
Живет под крылечком, а хвостик колечком.(собака) )( слайд8)
Вывод: Вы умеете грамотно записывать слова с непроверяемыми гласными.Как по-другому назвать слова(словарные)
-К словам-отгадкам поставить вопрос)( слайд9) (кто? или что? Объяснить, почему)
Проверка работ у доски…
рассказ от Мойдодыра
-Давным-давно ещё в глубокой древности человек, познавая природу, мир вокруг себя, дал названия предметам и явлениям, которые его окружали. Он видел небо, солнце, реку и называл их. Он ощущал холод, жару и давал им названия. Человек изобретал и использовал вещи и придумывал, как их назвать : это топор, миска, дом… Дал он названия и своим чувствам, так родились слова любовь, красота, доброта… Когда появились разные профессии, они тоже получили названия : охотник, рыболов… И страшные события нашли отражение в речи, они стали называться голод, война, болезнь… Весь мир людей, животных, растений, явлений природы, города, реки, горы, страны, события – всё названо, всё имеет своё имя.
-Предметы- это вещи, растения, животные, люди.Названия предметов-это слова.
Одни слова отвечают на вопрос КТО? Это живые предметы.одушевленные Остальные слова отвечают на вопрос ЧТО? неодушевленные
- На какой вопрос отвечают одушевленные предметы? Неодушевленные?
Физминутка
А теперь проверим как вы поняли поработав в группах: 7 групп у всех разные задания ответить на вопросы (1 мин)
1)Кто является автором произведения «Мойдодыр» ? (слайд10)
1.Что называет слово? (предмет, признак или действие)
2.На какой вопрос отвечает? (КТО? ЧТО?)
3.Одушевленное или неодушевленное?
4.Значение слова?

2)Друг Мойдодыра … ? ( слайд11)


1.Что называет слово? (предмет, признак или действие)
2.На какой вопрос отвечает? (КТО? ЧТО?)
3.Одушевленное или неодушевленное?
4.Значение слова?

3).Угадайте следующего друга Мойдодыра -
Лег в карман и караулит
Рёву, плаксу и грязнулю.
Им утрет потоки слез,
Не забудет и про нос. (Носовой платок) )( слайд12)
1.Что называет слово? (предмет, признак или действие)
2.На какой вопрос отвечает? (КТО? ЧТО?)
3.Одушевленное или неодушевленное?
4.Значение слова?
4)Кого преследовал умывальник? (мальчика) )( слайд13)
1.Что называет слово? (предмет, признак или действие)
2.На какой вопрос отвечает? (КТО? ЧТО?)
3.Одушевленное или неодушевленное?
4.Значение слова?

5) Следующего друга вы узнаете, когда соберёте мозаику (изображение расчёски).
( слайд14) 1.Что называет слово? (предмет, признак или действие)
2.На какой вопрос отвечает? (КТО? ЧТО?)
3.Одушевленное или неодушевленное?
4.Значение слова?

6) Отгадайте загадку
Мудрец в нем видит мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана,
Овцу в нем видела овца,
А обезьяна – обезьяну. (Зеркало) )( слайд15) 1.Что называет слово? (предмет, признак или действие)
2.На какой вопрос отвечает? (КТО? ЧТО?)
3.Одушевленное или неодушевленное?
4.Значение слова?
7) Составьте пословицу: «Чистота- залог здоровья» ( слайд16)
- Как понимаете значение пословицы?
-А как можно назвать все эти предметы?Все эти предметы называются предметами личной гигиены!
-Ребята, а зачем нам вообще все эти предметы нужны? Они нужны нам, чтобы ухаживать за собой. Мы должны выглядеть красиво, опрятно.
Вы молодцы, справились со всеми заданиями Мойдодыра. Скажите на какой вопрос отвечают одушевленные предметы,вопрос неодушевленные, Вы умеете различаете одушевленные предметы от неодушевленных
-ФИЗМИНУТКА
Вы будете работать в парах.
У вас на парте таблички с надписями последовательности мытья рук. Нужно расставить таблички по порядку.
Я мою руки ( слайд17)
Возьмите мыло.
Намыливайте руки с обеих сторон.
Полощите руки чистой водой.
- Что вы составили? Как связаны предложения? А если предложения связаны по смыслу,то что мы составили? (текст) Назовите слова-предметы. На какой вопрос отвечают? Одушевленные или неодушевленные
У Мойдодыра в саду растёт дерево Здоровья. На листиках написаны слова- предметы, но есть и лишние, давайте сейчас все вместе прочитаем и уберём лишние листики.
Здоровье Мыть Соблюдает Чистюля
Фрукты Человек Здоровый
- Почему эти слова лишние? На какие вопросы отвечают слова предметы? Вы умеете отличать слова-предметы
«Дальше, дальше » Мойдодыр предлагает выполнить разноуровневую работу
( домики с желтым,зеленым, красным окном) читает задание…
1 уровень
Подчеркни слова, которые отвечают на вопрос КТО?ЧТО?
Мама готовит салат.
Собака любит косточки.
Кот Васька играет.
2 уровень
Назови одним словом эти предметы: ( слайд18)
Ромашки, колокольчики, васильки — это ... (цветы).
Сорока, ворона, дятел — это… (птицы).
3 уровень за доску…
Подумай и запиши предложение , которые можно заменить слово Мы. ( слайд19)
Вывод: Вы умеете находить слова-предметы
Игра Шляпа «Слова в шляпе»Распределите Кто? Что?
Животные вещи
Люди солнце
Добряк вода
грязнуля Уборка
Мы проведём тест, где вы покажите знания по теме урока.
тест
1 Слова, обозначают предметы и отвечают на вопросы:
А) Кто? Что?
Б) Какой? Какая?
В) Что делает? Что сделает? ( слайд 20-22)
2.Одушевленные предметы отвечают на вопрос…
А) Кто?
Б) Что?
В) Что делает?

3)Неодушевленные предметы отвечают …
А) Кто?
Б) что?
В) Что делает?
4) Задайте вопрос к слову: друг.
А) Что делает?
Б) что?
В) Кто?
5) На вопросы : Кто? Что? Отвечают:
А) Слова- признаки
Б) Слова-предметы
В) слова-действия
Вывод: У вас хорошие знания по данной теме.
-А как вы думаете Мойдодыр добрый или злой ? А почему?
— Что вы можете сказать о человеке, который старается помочь другим людям, у которых случилось несчастье?
— Надо ли в таких случаях постоянно напоминать о том, что вы им помогли?
2. Чтение сказки Е. Бехлеровой «Капустный лист». ( слайд 23)
— Удалось ли зайчику позавтракать листком? Почему?
— Правильно ли он поступил?
3. Развитие речи: придумайте конец сказки.
-Не долго думая кинул свой лист в воду.
— Вот тебе лодка, спасайся!
Мышка взобралась на лист и приплыла к берегу.
— Спасибо тебе, зайчик! — сказала она и убежала.
А тем временем капустный лист подхватило течением, и он уплыл, издали похожий на зеленую круглую лодочку.
— Эх, уплыл мой завтрак! — воскликнул зайчик.— Ну ничего, зато я напоил воробышка, спрятал от дождя бабочку и спас полевую мышку.
Итог урока
Я узнал…( слайд 24)
Мне было интересно…

Вы очень старались, и поэтому Мойдодыр приглашает вас немного
поиграть в игру «Четвёртый лишний».
-Из каждой группы слов исключите одно лишнее. Хлопаете в ладоши Объясните свой выбор:
*тетрадь, ученик, пенал, ручка
* врач, бинт, вата, зелёнка
*мама, сын, дом, родители
* мыло,грязнуля,полотенце, вода
-Какие слова отвечают на вопрос КТО?
-Какие слова отвечают на вопрос ЧТО?
Вывод: для того чтобы правильно задать вопрос к слову нужно знать, что оно обозначает-Что обозначают эти слова? (предметы)
Категория: Начальная школа | Добавил: 010775
Просмотров: 405 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 7:33 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru