Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Занятие кружка "Юный эколог"
2017-01-08, 2:34 PM
СКО, район М. Жумабаева КГУ "Советская средняя школа"
учитель начальных классов Посудневская Елена Николаевна.
Кружок «Юный эколог».
Тема: Природа: какая она? Воздух.
Цели: расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к учас-тию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей. Формирование знаний о воздухе. Ход занятия. 1. Вступительное слово. Тема нашего занятия – «Природа: какая она? Природа не прощает ошибок». Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существова-нию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить и будущим поколениям. Единственное спасение – в экологической культуре. 2. Проблемная ситуация «Нужны ли комары?». -Один рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен – житель колым-ской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» - в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами. 3. Интерактивная беседа. -Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку? Примерные ответы детей: - Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди. - В природе всё находится в равновесии, всё связано. - Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов. -Да, в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология. А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи? - Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка. - В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах. - В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц, выполняли роль санитаров, а значит предотвращали эпидемии. 4. Информационный блок «Законы экологии». -Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить! Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Эти законы мы записали на доске. Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах. Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди. Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить. Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её. Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы. 5. Виртуальный экологический рейд. «Какие законы нарушены?» - Сейчас мы проведём рейд по улицам нашего села и увидим, выполняют ли его жители экологические законы? А вот и первый нарушитель. Завод или предприятие сбросили в реку, озеро сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами. Чем это грозит водоёму и жителям села (города)? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации?.. - Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в её организм. Последняя же может попасться на крючок человеку, и тогда человек по закону получит пищевое отравление.- Нарушены первый и второй экологические законы. - Нужно пропустить промышленные отходы через очистку. -Идём дальше. Что-то трудно становится дышать! Ага, это дворники сжигают листву, чтобы не вывозить её за пределы села (города). Чем это грозит нам, и какой экологический закон дворники нарушают? - Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсических веществ: от автомобилей, заводов. Её обязательно нужно уничтожать.В сельской местности ситуация немного лучше, у нас нет больших заводов и фабрик. Типичное нарушение второго закона: дворники думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей. Листья  категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за город. В цветочном магазине покупаем упаковку удобрения «биогумус».На упаковке написано, что это удобрение произведено из обыкновенного мусора, а произвёл его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учёными! Интересная информация! Читаем дальше. Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т.д., превращая всё это в чрезвычайно ценное органическое удобрение – биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он съедает в сутки два раза больше, чем весит, а ещё он не прихотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 градусов С. Живёт этот труженик целых 16 лет. -Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет? Это, наоборот, строгое выполнение законов экологии. Тут выполняется второй закон: «Всё должно куда-то деваться». Мусор не превращается в токсические отходы, а даёт пищу червяку и становится ценным удобрением. -А ещё и четвёртый закон выполняется: «Природа знает лучше». Червяк существо природное, он и знает, как лучше переработать отходы. -Мы выехали за город, в дачный посёлок. Когда-то тут было болото, весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Но дачники решили избавиться от болота и начали его осушать. К каким последствиям для леса и речки это может привести? Какой закон нарушают люди, желая улучшить природу? - Ни в коем случае нельзя этого делать! Осушив болото, можно потерять речку, да и лес пропадёт! Нарушается четвёртый закон природы: «Природа знает лучше». Если тут , в этом месте природа создала болото, так тут ему и нужно быть. Для экологического равновесия в этом месте очень нужно и болото, и лягушки, и комары, иначе будет засуха. -Ну что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один из признаков экологической культуры. 6. Работа в группах. «Обращение от имени Природы». -Сегодня мы узнали законы экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. А если бы Природа могла говорить, что бы она сказала своим детям? Давайте напишем письма- обращения от имени природы. Первая группа напишет обращение к бизнесменам, владельцам заводов и фабрик. Вторая группа напишет военным. Третья группа подготовит обращение к учёным. Четвёртая группа обратится к фермерам и крестьянам. Пятая группа напишет морякам и рыбакам. Шестая группа напишет письмо ученикам нашей школы. Включается музыка, в течение 5 минут дети пишут обращения. Пришло время прочитать наши обращения. Приглашаю к доске представителей групп. К доске выходят представители групп и читают обращения. -Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут услышаны. 7. Заключительная беседа «Убивай зверей внутри себя». -Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и выполнение этих  законов – важнейший признак экологической культуры. Но этого не достаточно. Нужна ещё и экология души. Прочитайте эпиграф к нашему классному часу (читает). Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя!
Берегите всех зверей внутри Природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя... Е. Евтушенко
- Дерево, трава, цветок и птица  не всегда умеют защититься. 
Если будут уничтожены они,  на планете мы останемся одни.   -О чём говорит здесь поэт? Примерные ответы детей: - Что нужно беречь природу. Что нельзя убивать зверей. - Что нужно любить самую маленькую былиночку и букашку. -Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери? - Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость, гордыня и т.д. - Это всё плохое, чёрное, дикое, что есть в человеке. - Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир. -Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас – это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу. И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своём сердце. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе. 8. Беседа о воздухе.  «Что ещё дает природа человеку?» 
- О чём мы не говорили ? (Воздух) 
-Что такое воздух? (смесь газов) 
-Для чего нужен воздух? (для дыхания людей, растений, животных) 
Обобщение учителя. 
-Ребята, видите, как важна природа для человека и очень важно сберечь её.  9. Подведение итогов (рефлексия). -Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора? Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми? Примерные ответы детей: - Запомнился рассказ о червяке, который делает биогумус. - Запомнился рассказ об эвене, который разрезал рыбу и оказал комаров в нём. - Я ещё недостаточно культурный, много зверей внутри меня - До культуры ещё далеко, но понятно, что делать. - Знать законы и исполнять их легко, самое трудное – быть добрым.
Дети формулируют свои мысли, рассуждения в виде рисунка.
Категория: Начальная школа | Добавил: posudnevsckajaswet6547 | Теги: природа, экология. охрана, воздух
Просмотров: 41 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2017-03-24, 5:09 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [175]
Педагогика [299]
Математика [814]
Физика [254]
История [352]
Классному руководителю [535]
Русский язык и литература [718]
Физическая культура [220]
Английский язык [430]
Искусство [192]
Родительский совет [16]
Биология [334]
Информатика [376]
Начальная школа [1926]
Мой Казахстан [248]
Технология [130]
Самопознание [179]
Технология труда [53]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [44]
Профессиональное образование [159]
Дошколенок [499]
География [136]
Школьная библиотека [53]
Казахский язык и литература [574]
Химия [39]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru