Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Технология

Метод проектов как средство развития творческих способностей обучающихся на уроках технологии
[ · Скачать удаленно () ] 2018-03-16, 9:27 AM
Амренова Роза Кайруллаевна,
учитель технологии Тимирязевской ОШГ им. С.Муканова
«Метод проектов как средство развития творческих способностей обучающихся на уроках технологии»
Творческие способности ребёнка, чтобы развиваться, должны найти применение в какой-либо деятельности. Предмет «Технология» - это творческий предмет, который предоставляет большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности.
Метод проектов – система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования, одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования, которая проявляется в ориентации на “личностно-ориентированную” модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.
Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.
Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике.
Хотелось бы отметить наших российских основоположников метода проектов
Симоненко В.Д., Хотунцев Ю.Л
Сасова И.А., Гуревич М.И., Павлова М.Б.: создали Пособие для учителя. «Метод проектов в технологическом образовании школьников»
Это основное пособие для учителя технологии, где есть и методика и дидактика, независимо от того по каким учебникам мы работаем.
У современных детей наблюдается:
1.Снижение интереса к творческой деятельности.
2.Угасание творческой инициативы.
Поэтому я вижу свои действия, как учителя:
В построении урока через метод проектов, что будет содействовать творческой активности учащихся.
Обращение к методу проектов закономерно, потому что он используется нами в новых условиях учебной и культурно-социальной ситуации, в новой трактовке как педагогическая технология. Метод проектов рассматривается как возможная форма аттестации, как форма коллективной работы, как альтернатива классно-урочной системы.
Формирование творческой, инициативной и активной личности, способной к целенаправленной и сознательно осуществляемой деятельности – приоритетная задача школы.
Метод проектов разработали американский философ и педагог Дж. Дьюи и его ученик У.Х. Килпатрик в начале 20 века в США; первоначально метод проектов назывался проблемным; в России в 1905 году педагоги супруги Шацкие активно использовали проектные методы в практике преподавания.
Понятие «проект» в широком понимании — все, что задумывается или планируется. В переводе с латинского языка «проект» означает «брошенный вперед», т.е. замысел в виде прообраза объектов.
Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата.
Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.
Развитие творческих способностей обучающихся открывает широкие возможности для развития принципиально нового обучения, является средством, позволяющим сделать процесс обучения более эффективным, управляемым, контролируемым и адаптированным к индивидуальным способностям обучающихся.
Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения.
Целью педагогической деятельности является развитие творческих способностей учащихся через развивающий потенциал проектной деятельности.
А приоритетной задачей является: Организация деятельности по формированию творческих способностей через проектную деятельность.
При использовании технологии метода проектов возрастает познавательная и творческая активность на уроках технологии.
Учащиеся 5 класса, только что пришедшие из начальной школы, в течение некоторого времени проходят период адаптации в средней школе. Предмет «Технология» для них не совсем новый, однако с проектной деятельностью они не знакомы, поэтому начинать целесообразно с краткосрочных проектов (4 уроков).
Основной моей задачей было ознакомить учащихся с понятием что же такое творческий проект; каковы этапы его выполнения.
В 5 классе учащимися выполняется 4 проекта в течение учебного года. Один из первых проектов, который мы осуществили, это «Планирование кухни-столовой». При выполнении этого проекта учащиеся расширили знания в области дизайна интерьера. Научились выполнять зонирование помещения кухни, правильно выбирать и расставлять мебель, размещать бытовую технику, осветительные приборы и декоративные детали. Раскрыли секреты работы с цветом, деталями в пространстве.
При выполнении проекта по кулинарии девочки учились работать аккуратно, проявляя своё творчество, эстетический вкус, самостоятельность в работе с инструментами и оборудованием, выполняя правила техники безопасности. Это самый любимый проект учащихся.
Проект «Наряд для завтрака» самый объёмный по времени выполнения, девочки шили прямые юбки на кулиске, сами подбирали натуральную ткань по цвету.
При выполнении проекта «лоскутное изделие для кухни» наиболее полно проявляются творческие способности учащихся. Так как необходимо выбрать форму прихватки, разработать узор, подобрать ткань по фактуре и цвету, изготовить шаблон, а это всё требует не только знаний технологии изготовления, но и проявления своих творческих способностей. На уроках я использую раздаточные материалы, которые позволяют учащимся развиваться творчески.
Среди проектов развивающих творческие способности я бы выделила проект «Подари сказку» Это проект групповой осуществлён силами учащихся 10 класса для учащихся начальной школы. Все куклы были разработаны и выполнены учащимися. А также и декорации и оформление ширмы, в стиле крейзи, липочиха, аппликация. 1 июня в «ДЕНЬ защиты детей» мы показали наш спектакль ученикам начальной школы.
Ещё один проект, который мы осуществили с девочками «Угощаем всех» Работали в группах, приготовили закусочные бутерброды, а затем угощали учащихся школы, и каждая группа набирала баллы.. Победители получили призы.
Среди кулинарных проектов особенно удался проект : «Сладкоежка», в котором приняли участие девочки из 6-х классов. Они старались украсить своё блюдо, проявляя свои творческие способности. Эти работы были выполнены в группах по 3-4 ученицы, а также индивидуально.

Стимулирую детей не копировать какие-то изделия, а проявлять своё творчество . Различные украшения, аксессуары, всевозможные детали отделки они выбирают сами и если не понятно помогаю с их осуществлением.

Не существует сколько-нибудь достоверных
тестов на одаренность, кроме тех, которые
проявляются в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой поисковой
исследовательской работе.
(А.Н.Колмогоров)

Оценить результаты формирования творческих способностей у учащихся не предоставляется возможным. Если только пройти тестирование у психолога. Но показателем может являться участие учеников в различных конкурсах, олимпиадах, выставках. Где они показывают свои творческие способности занимают призовые места.
Развитие творческих способностей детей приведет к:
• повышению познавательной активности,
• повышению качества и углублению знаний по предмету,
• формированию стремления к достижению более высокого результата,
• развитию способностей и природных задатков личности,
• повышению интереса к изучению предмета технологии.

От школы сегодня требуется подготовка мыслящих людей, способных учиться, т.е. добывать те знания, которые им в данный момент необходимы, а на базе этих знаний самостоятельно формировать умения и навыки для продуктивной деятельности и творчества.

Литература и интернет - ресурсы
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
2. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования утвержден Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N1897. 3.Батышев С.Я. Трудовая подготовка школьников: Вопросы теории и методики. - М.: Педагогика, 1981.
3. Временные требования к обязательному минимуму содержания образовательной области “Технологии” (Технология, трудовое обучение, черчение). - М.: Дрофа, 2001.
4. Гуревич М.И. Директору школы об образовательной области “Технология”. - Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1999. - с.13-20.
5. Дьюи Дж. Школа и ребёнок / 2-е изд. — М.—Пг., 1923
6. Марченко А.В. Важная веха в реализации образовательной области. //Школа и производство. - 2000.- № 4. - с.15.
7. Синица Н.В. Методическое пособие. Технология. Технологии ведения дома. 5 класс. Москва «Вентана-Граф» 2015 – 144 с.
8. Синица Н.В. Методическое пособие. Технология. Технологии ведения дома. 6 класс. Москва «Вентана-Граф» 2015 – 160 с.
9. Сасова И.А. Гуревич М.И. Павлова М.Б. Метод проектов в технологическом образовании школьников.
10. Журналы "Чудесные мгновения. Лоскутное шитьё"
http://telepoisk.com/peredacha-tv-archiv/366657383/18-10-2014
http://tehnologi.su/
http://tehnologiya2.ucoz.ru
http://svoimi-rukami-club.ru
http://altenhof.ucoz.ru/
http://polymus.ru/ru/
http://www.moscowdesignmuseum.ru/
http://zagorod-tv.ru/
http://www.livemaster.ru/
http://kopilkaurokov.ru/
http://nsportal.ru
Категория: Технология | Добавил: Eng-teacher | Теги: технология, метод проектов
Просмотров: 605 | Загрузок: 169 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-04-24, 4:58 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru