Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Технология

Приобщение учащихся к народной культуре
[ Скачать с сервера (10.1 Kb) ] 2011-04-14, 9:54 AM
Л.В. Кириенко
Учитель технологии ГУ СШ им. Н. Островского
с. Бородулиха ВКО

Для знакомства с народной культурой, показа её национального своеобразия я провожу занятия, приуроченные к календарным праздникам и обрядам.
Изучение их даёт возможность воспитывать у школьников уважение к традиционному укладу жизни, быту, обычаям наших предков, стремление сохранить то ценное, что живёт в памяти народа.
Эти занятия проходят в форме уроков- конкурсов, на которых я использую коллективные формы работы учащихся;
Темы их разные: «Гостеприимство», «Обычаи и традиции казахского народа», «Казахский народный костюм», «Казахские головные уборы», «Казахский орнамент», «Казахская кухня», «Праздничный дастархан», конкурсная программа «Мисс Наурыз».
Занятия требуют значительной подготовительной работы, поэтому проводятся в два этапа. Первый начинается за 2-3 недели до намеченного дня. Учащиеся объединяются в небольшие группы, каждая из которых выбирает предложенные мною вопросы по теме для подготовки сообщения. Следующий этап- собственно конкурс, в ходе которого представители группы выступают с кратким рассказом о том, что они узнали и каждая группа выполняет практическое задание например конкурс «Приглашение к праздничному дастархану»В этом конкурсе они должны рассказать о праздничном застолье на Наурыз, приготовить казахские блюда и пригласить всех гостей за праздничный стол.
Следующий конкурс «Айтыс»
«Сильнее всего схватка в словах»- так говорится в народе об айтысах – импровизированных поэтических состязаниях.
Знакомство учащихся с историей возникновения того или иного художественного промысла также происходит при выполнении творческих проектов. Провожу выставки творческих работ учащихся посвящённых «Дню независимости», « Празднику наурыз». Эти уроки очень нравятся школьникам. После них они уходят домой с желанием передать приобретённые знания о народных обычаях своим родным и близким.

Тема урока: Казахские головные уборы.
Цели урока:
1Образовательная: ознакомить учащихся с разновидностями казахских головных уборов. Научить учащихся пошиву тюбетейки.
2. Развивающая: развивать аккуратность, точность, при выполнении задания.
3. Воспитательная: воспитывать эстетический вкус, дисциплинированность, чувство взаимопомощи.
Тип урока: интегрированный.
Наглядность: иллюстрации казахских головных уборов, образцы изделий.
Оборудование: ткань, тесьма, бисер, иглы, нитки.

Эпиграф: «Только в сравнении с прошлым живет настоящее.»
Олжас Сулейменов.

Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Теоретическая часть урока.
Вводная беседа (учитель).
Казахский народный костюм, в котором отражены наши эстетические вкусы народа, образ жизни в прошлом, социальные отношения, имеет ярко выраженное своеобразие. Для него характерны общность для всех слоев населения, правда, с определенной возрастной « регламентацией» сохранение много вековых традиций, восходящих, в частности к тюрко-кипчакскому пласту. Это композиция костюма его детали: окаймление нашивками, украшение детских и девичьих головных уборов перьями филина- оберегами от дурного глаза, болезней.
В целом казахская национальная одежда отличается простотой. Нарядность ей придают отделка мехом, аппликация, вышивка, широкое использование все возможных украшений.
Ученица: Интересное описание мужского костюма есть у Абая Кунанбаева:
«Вот как бы выглядеть я мог назад сто лет
Я в шубе на меху, чекмен поверх надет,
На теле белая рубашка, шаровары
Из прочной кожи- стужи словно нет
Теплы из войлока верблюжьего чулки,
И к верху загнуты на сапогах носки.
К ремню пришитая в нашлепках медных сумка,
Они блестят и звонки и ярки.
На голове башлык, что крепким узелком
Скреплён со скроенным из шкурок тымаком
Ещё застёжка есть из таволги на нитке,
Прижатая широким ремешком.
Стремён калмыцких чернь, высокий передок.
Седла, укреплена тренога у торок.
И медью убрана подушка красной кожи.
Вот так на сборищах я красоваться б мог».

Ученица:
У казахского народа имеется несколько разновидностей мужских и женских головных уборов. В тысячелетней истории народа, большую часть времени проводившего в седле, головной убор имел особое значение для сохранения здоровья. Головные уборы носили зимой и летом женщины, мужчины, дети. Для пошива головных уборов использовали различные материалы- кожу, мех домашних и диких животных, войлок, залеш, каракуль.
По головному убору различали положение человека в обществе. У знатных людей шапки были из дорогой кожи и тканей, у бедных – попроще. По головному убору, не видя женщину, можно было определить, принадлежит ли он девушке, молодой или пожилой женщине. Рассмотрим некоторые виды головного убора казахского народа.

Сообщения учащихся о казахских головных уборах.

Девичья такия.
Такию шили из дорогих материалов. По цвету такия должна сочетаться с камзолом. По форме она выше тюбетейки; объемнее. Такию украшали орнаментом из шитой золотом или серебром тесьмы, бисером, бусинами. Сверху головной убор украшался пучком перьев филина, который играл роль оберега.

Девичий борик.
Тёплая шапка с меховой опушкой, отделанная по околышу мехом выдры, лисицы, бобра. Борик была принадлежностью девушек из зажиточных семей.

Саукеле.
Красивым был свадебный головной убор девушек- саукеле. Это высокая конусовидная шапка ( около 70 см), отороченная дорогим мехом и украшенная серебряными иногда золотыми, фигурными бляшками, драгоценными камнями, с височными подвесками из нитей кораллов и жемчуга, которые называются жактыма.
Не менее важная часть саукеле- желек, сшитый из легкой воздушной ткани. Он напоминает фату. Его закрепляли наверху саукеле. Наверху саукеле возвышались перья филина – оберег.
Саукеле –это наследие, передаваемое из поколения в поколение, своеобразный символ, представляющий новый этап в жизни женщины казашки. Видоизменившись, саукеле и сейчас не уходит из гардероба невест, достойно заменяя венок и фату. Свадебный головной убор носили некоторое время после замужества.

Касаба.
Красивый женский головной убор, напоминающий по форме тюбетейку, но объемнее её. Верх её слегка конусообразен. Касаба считалась головным убором красавиц. Касабу надо кроить и шить цельно. В противном случае касаба теряет привлекательность.
Лобная часть украшалась подвесками из чеканных металлических пластинок, бусин, кораллов, бирюзы и т. д. справа к височной части шапки прикреплялись из пяти – шести бусинок, но более длинные подвески, завершенные серебряными колокольчиками. Нарядность шапке придавали ещё и перья. В соответствии с её украшениями для комплекта костюма делали ожерелье, серьги, браслеты, кольца, украшения для кос.

Кимешек.
Женский головной убор. Его носили молодые и пожилые женщины. Шили из белой ткани, молодым- из тонкого белого шелка Кимишек покрывал голову, шею, грудь и спину.Часть кимешека, покрывающую грудь и спину, называют кундук. Лицевую сторону кимешека, которую носили молодые женщины, украшали вышивкой, золотом, серебром, драгоценными камнями. В каждом регионе Казахстана имеются свои особенности кимешека, которые выражаются в их покрое, форме, вышивке и т. д.

Борик.
Очень красивый головной убор мужчин. Носят весной и осенью, легкий и теплый. Шьют из дорогой кожи и меха. Казахи дают название каждому виду борика в зависимости от материала, из которого он сшит: борик из куницы, борик из бобра или нутрии, соболя или выдры.
Калпак.
Мужской головной убор, самый древний из войлочных головных уборов. В настоящее время его шьют из плотного драпа.
Различают два вида калпаков – белый калпак ( ак калпак ). Поля белого колпака цельные и закруглённые. Шьют из белого войлока.
Айыр калпак имеет поля с двух сторон разделённые надвое ( по-казахски, «айыру» - разделить). В настоящее время пользуется большой популярностью.

3 Практическая часть урока.

«Пошив тюбетейки с цельновыкроенной верхней частью».
Этот вид головного убора с глубокой древности до сегодняшнего дня не потерял своей популярности. Шили тюбетейки вручную из различных тканей- плотных, х\б и дорогих: бархата, шелка, сукна. Детали их на матерчатой подкладке, простёганной вместе с верхом. Частая строчка придавала тюбетейки твёрдость. Нередко в околыш или верхушку между верхом и подкладкой закладывали картон или плотную бумагу. Украшались тюбетейки вышивкой, узорной строчкой.
Необходимые материалы:
Ткань для верха- шерстяная, вельвет, велюр, бархат и.т.д.; для подкладки- однотонная х\б, саржа; нитки- х\б, шелковые; бисер и тесьма.

Последовательность изготовления.

1.Сантиметровой лентой снять мерки головы.
2. Из картона изготовить необходимые шаблоны и, вложив их на изнаночную сторону ткани (с учетом направления долевой нити), обвести мелом, оставляя припуски на швы 0,5-0,7 см и вырезать.
3. Декорирование тюбетейки. Верхнюю часть и околыш тюбетейки можно простегать, вышить или сделать аппликацию. Вышивку лучше всего выполнять тамбурным швом.
4. Донышко сгибают вдвое лицевыми сторонами внутрь, уравнивая срезы, и стачивают шириной шва о,5-0.7 см. Шов разутюживают. У макушки излишки ткани срезают.
5. Донышко подклада вкладывают в донышко основной детали изнаночными сторонами внутрь, скрепляют булавками и сшивают ручными стежками.
6. Готовое дно тюбетейки вкладывают лицевыми сторонами внутрь. Срезы донышка и околышка уравнивают между собой, складывают и обтачивают шириной шва 0.7-1 см, не захватывая срез подклада донышка. Булавки и нитки сметывания удаляют, шов заутюживают в сторону донышка.
7. Срез подклада донышка подгибают в сторону изнанки, накладывают на околышек так, чтобы сгиб подклада донышка на 1-2 см закрывал шов обтачивания донышка и околыша. Приметывают и подшивают ручными потайными стежками.
8. Нитки примётывания удаляют, готовую тюбетейку по необходимости утюжат.

4. Итог урока.
А) Самоанализ деятельности учащихся.
Б) Выставление оценок.
В) Домашнее задание.
Г) Уборка рабочих мест.

Категория: Технология | Добавил: ostrovka71
Просмотров: 3974 | Загрузок: 316 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.7/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-03-29, 9:03 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru