Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Технология

Основные пути совершенствования современного урока.
2014-06-05, 12:00 PM
Основные пути совершенствования современного урока.

Исаханова Толкын Бауржановна
мастер производственного обучения
КГУ «Колледж индустрии туризма и сервиса»
г. Щучинск

Приоритеты современного образования.

В Казахстане идет процесс реформирования и модернизации сферы образования, основные задачи и направления которого обозначены в Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2011–2020 годы. В соответствии с указанной программой, целью реформирования системы технического и профессионального образования является модернизация системы ТиПО в соответствии с запросами общества и индустриально - инновационного развития экономики, ее интеграция в мировое образовательное пространство. Для достижения поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:
 Обновление структуры содержания ТиПО с учетом запросов индустриально-инновационного развития экономики страны;
 Развитие инфраструктуры подготовки кадров для отраслей национальной экономики;
 Повышение престижа обучения в организациях ТиПО
Одной из проблем системы технического и профессионального образования является морально устаревшие педагогические технологии, ориентированные на запоминание, воспроизводство знаний, не стимулирующие формирование и развитие самостоятельности, эвристических качеств, навыков коммуникации, а так же нехватка преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения, способных работать в инновационном режиме и обучать умениям и навыкам, соответствующих требованиям рынка труда.

Современный урок и эффективные методы обучения

Каким должен быть современный урок? Данный вопрос возникает на каждом этапе реформирования системы образования. И он вполне логичен, ибо с урока начинается образование, уроком оно и заканчивается. Всё остальное играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая всё то, что закладывается в ходе уроков. Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии студента, новый вклад в формирование его интеллектуальной и нравственной культуры.
Современный урок - это урок, отвечающий времени, учитывающий особенности и своеобразие современного социума. Это, прежде всего урок, на котором преподаватель умело использует все возможности для развития личности студента, его активного интеллектуального роста, качественного усвоения знаний, для формирования его нравственных основ. Для решения этих сложных задач не может быть раз и навсегда установленного типа урока, с застывшими навечно этапами и жёсткой последовательностью их осуществления. Структура урока должна быть достаточно гибкой и зависеть от специфики задач, средств их выполнения и реальных условий обучения.
Главной задачей современного урока в колледже является целостное формирование личности студента на основе обучения, развития и воспитания. Следовательно, современный урок должен:
 вооружать студентов глубокими и осознанными знаниями;
 учить студентов учиться, ибо в подавляющем большинстве случаев отставание в учёбе связано не с врождённым отсутствием способностей, а с применением непродуктивных способов учебной работы;
 содействовать формированию прочных мотивов учения;
 способствовать воспитанию умственных возможностей студентов;
 формировать нравственные основы личности, ориентированные на общечеловеческие ценности;
 содействовать духовному обогащению личности студента
Целесообразность урока – следующее требование. Выясняя для себя цели и задачи определённого урока, необходимо иметь в виду не только образовательные, воспитательные и развивающие цели и задачи, но и уровень усвоения того или иного предметного содержания урока. Целесообразность урока выстраивается постановкой целей и задач (перспективой) урока. Перспективу урока можно обозначить, отвечая на вопросы: что должен студент узнать на данном уроке, чему научиться (какими умениями должен овладеть студент в границах данного урока).
Предлагаем, как один из возможных вариантов, типовую схему учебного занятия, которая на наш взгляд, поможет сделать учебный процесс более эффективным. Типовая схема учебного занятия включает в себя следующие основные элементы (этапы): подведение итогов предыдущей работы, презентацию нового материала, практику под руководством преподавателя, независимую самостоятельную практику обучаемых, самоконтроль и самооценку результатов работы, подведение итогов занятия, определение домашнего задания, специальное повторение, контроль знаний студентов.
В качестве примера приведем урок.

Тема урока: Технология приготовления бутербродов.
Специальность: «0508000 - Организация питания»

1. Цели урока:

• Развитие навыков трудоустройства и поиска работы:
• Развитие профессиональных умений
• Воспитание личностных качеств

2. Оборудование, материалы, приспособления:

• интерактивная доска
• обеденные столы и стулья
• столовая посуда (тарелки)
• столовые приборы (ножи, вилки, ложки)
• ножи, разделочные доски

3. Учебно-методические материалы:

• Литература: Государственная торговля ПТУ « Кулинария» Н.А.Анфимова, Т.И. Захарова, Л.Л. Татарская, «Технология приготовления пищи» Москва-Экономика 1983 г. И.И. Ковалева, А.К. Сальникова
• Электронная презентация

Этапы урока:

11.1 Этап ориентировки и планирования:

11.1.1 Сообщение темы и цели урока
11.1.2 Распределение студентов по рабочим местам
11.1.3 Ознакомление студентов с ходом проведения занятия.
11.1.4 Проверка теоретических знаний студентов по пройденным темам
11.1.5 Изучение истории, видов бутербродов, технологии приготовления в соответствии с нормами
11.1.6 Знакомство с историей хлеба
11.1.7 Инструктаж по ТБ
11.1.8 Объяснение и демонстрация преподавателя (приготовления бутербродов)

11.2 Этап выполнения работы:

11.2.1 Организация рабочего места.
11.2.2 Подбор и подготовка оборудования, материалов, столовой посуды, инвентаря.
11.2.3 Подготовка ингредиентов
11.2.4 Самостоятельная работа учащихся: практическая работа – приготовления бутербродов.

11.3 Целевые обходы рабочих мест мастером производственного обучения:

11.3.1 Организация рабочего места.
11.3.2 Проверка качества работы, правильности выбора инвентаря, инструмента, сырья, правильности приёмов работы, промежуточного контроля.
11.3.3 Промежуточная оценка
11.3.4 Текущий инструктаж

11.4 Этап оценки и анализа конечных результатов работы:

11.4.1 Приготовление бутербродов
11.4.2 Оценка за самостоятельную работу (приготовленных бутербродов);
11.4.3 Уборка рабочего места
11.4.4 Анализ результатов работы.
11.4.5 Домашнее задание

Ход урока

1.Организационная часть:

1.1. Приветствие студентов
1.2. Проверка готовности к уроку
1.3. Проверка посещаемости
1.4. Проверка внешнего вида и санитарного состояния
1.5. Сообщение темы и цели урока

2.Основная часть:

2.1. Проверка знаний учащихся по ранее пройденному материалу.( кроссворд )
2.2. Актуализация знаний учащихся.
2.3. Изложение нового материала.

В наш просвещенный век человечество, впитавшее в себя все достижения мировой кулинарной мысли, наряду с очень сложными и дорогими блюдами и практикует простейшие, такие, как это, основой готового служат два основных ингредиента: масло(«butter») и хлеб (« brod») Полагают, что изобретателем бутерброда стал астроном Николай Коперник, которому во время осады родного города пришлось руководить раздачей хлеба среди населения. Значительная часть хлеба была, и чтобы отличить хороший хлеб от зараженного, Коперник предложил резать его ломтями и здоровые куски мазать сливочным маслом, чтобы отличить от пораженных. В пользу этой версии говорит то, что опасный сорняк спорынья, попав в муку в месте с зерном, действительно вызывает тяжелое отравление. Он не различим муке, но в испеченном виде хлебе выдает себя зеленоватыми вкраплениями. За 500 истекших после Коперника лет бутерброд распространился по всему свету в качестве быстрой не дорогой еды.

Кто изобрел бутерброд? Наверно очень веселый человек, тот самый, кто первым сказал: бутерброд всегда падает маслом вниз. Бутербродоведение как наука формируется в XIV веке, когда немецкий Мономах Брендом был экспериментально доказан закон, до сих пор носящий его имя. В его эксперименте триста восемьдесят четыре послушника Лейпцигской обидели намазывали маслом и подбрасывали вверх
бутерброды в течение одиннадцати часов. Даже предварительных данных хватило гениальному ученому для выявления устойчивой закономерности: бутерброд всегда падает маслом вниз.
Самые бутербродные бутерброды делают в Скандинавии - там горячее едят один раз в день. На обед, который бывает очень поздно - как наш ужин. В остальное время скандинавы-шведы, датчане, норвежцы и финны - едят бутерброды. Они считают эту еду вкусной, практичной и красивой.
В Дании, например, насчитывают до двухсот различных видов бутербродов. Датчане с таким уважением относятся к бутербродам, что почти каждому дали название. В датских магазинах вы можете купить себе любой из этих двухсот бутербродов. А шведы любят бутерброды еще больше, чем датчане. Недаром же стол с холодными закусками, салатами и бутербродами называется шведским.

Основной компонент для приготовления бутербродов это хлеб. В переводе с немецкого, бутерброд – это хлеб с маслом. Как вы думаете, полезен ли хлеб?
«Заболев, мы вкус к хлебу теряем в последнюю очередь; и как только он появляется вновь – это служит признаком выздоровления» (А.О.Пармантье.)
Хлеб – продукт, содержащий белки (5,5-9,5%), углеводы (42-50%), витамины группы «В», минеральные соли (кальция, железа, фосфора – 1,4-2,5%), органические кислоты. Хлебом удовлетворяется почти вся потребность организма человека в углеводах, на треть – в белках, более чем на половину в витаминах группы В, солях фосфора и железа. Об огромном значении хлеба в питании И.П.Павлов писал: «Недаром над всеми явлениями человеческой жизни господствует забота о хлебе. Он представляет ту древнейшую связь, которая соединяет все живые существа, в том числе и человека, со всей окружающей средой».

История хлеба.По мнению археологов, первый хлеб был приготовлен из желудей. Впервые злаки были использованы в пищу около 15000 лет до н.э. в Средней Азии. Возможно, во время охоты или прогулки были найдены семена пшеницы. Вскоре люди начали строить свои жилища около пшеничных полей, научились смешивать протертые семена с водой, а затем запекать получившуюся смесь на плоских горячих камнях. Около 1000 лет до н.э. люди стали использовать углекислый калий и прокисшее молоко для изготовления первого хлеба.
Около 2600-3000 лет до н.э. египтяне научились использовать дрожжи для приготовления хлеба. Они также изобрели первые печки для производства хлеба. Греки научились выпекать хлеб благодаря египтянам, римляне благодаря грекам. Римляне усовершенствовали процесс хлебопроизводства, процесс перемалывания зерен, создали новые печи. К 100 году н.э. римляне распространили свои навыки по выпечке хлеба по всей Европе. В средние века почти во всех городах Европы были булочные. Хлеб был и остается одним из важнейших продуктов в мире. Возьмем, к примеру, историю Австралии. Многие из первых поселенцев были сосланы на этот материк за кражу хлеба. Мука была важнейшим продуктовым сырьем на государственных рынках. Первая булочная была открыта жителем Сиднея Джоном Палмером , который попал в Австралию на военном корабле.
В Санкт – Петербурге открыт в 1988 году единственный в России Государственный музей Хлеба, в нем представлено около 19000 экспонатов, посвященных хлебу.

2.4. Инструктаж по технике безопасности, гигиене и санитарии

2.5. Изложение теоретического материала «Технология приготовления бутербродов» с демонстрацией приготовления.

2.6. Самостоятельная практическая работа студентов «Приготовление закусочных бутербродов открытых, закрытых, канапе, тартинки».

Вопросы для повторения:

1. Как называются маленькие бутерброды на поджаренном хлебе?
2. Как называются маленькие бутерброды?
3. Какой толщины нарезают хлеб для бутерброда?
4. Какие виды бутербродов вы знаете?

3.Заключительная часть:

3.1. Уборка рабочих мест
3.2. Подведение итогов урока, сообщение о достижении целей урока
3.3. Выставление оценок с указанием недочетов и демонстрацией лучших работ
3.4. Запись домашнего задания: «Технология приготовления бутербродов и их виды».

Дать хороший, качественный урок – дело непростое даже для опытного преподавателя. Многое зависит от понимания и выполнения педагогом требований к уроку, которые определяются социальным заказом, личными потребностями студентов, целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса.
Категория: Технология | Добавил: Tolkyn7305
Просмотров: 473 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 3:33 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru