Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Технология

Урок трудового обучения в 4 классе
2015-02-25, 12:51 PM
Урок трудового обучения для 4 класса
Тема урока: «Виды узоров и орнаментов. Изготовление ковра-сырмака из бумаги»
Мурзатаева Калия Макпековна
учитель начальных классов КГУ «Школа-сад №14»

Тема урока: «Виды узоров и орнаментов. Изготовление ковра – сырмака из бумаги»
Цель: ознакомление учащихся с народным прикладным творчеством, со способами создания орнаментов.
Задачи:
1.Отработать навыки вырезания орнамента путём складывания бумаги; навыки создания цельной композиции из фрагментов.
2.Развивать художественный вкус, опираясь на сочетание цветов; моторные навыки, наглядно-действенное мышление; расширять кругозор.
3.Воспитывать интерес к казахской национальной культуре, любовь к народному творчеству; воспитывать коллективизм.

Тип урока: комбинированный.
Методы: наглядный, частично – поисковый, словесный, объяснительно-иллюстративный, практический.
Формы организации работы учащихся: индивидуальная, групповая.
Оборудование и наглядность: ватман, иллюстративный материал, слайды;аудиозапись- күй, технологическая карта, шаблоны орнаментов, демонстрационный образец сырмака из поделочного войлока, объект труда – ковер - сырмак из бархатной бумаги;
Материал для учащихся: листы бархатной бумаги, белая бумага, клей, ножницы, линейка, карандаш.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Сейчас у нас урок труда. Сегодня на уроке у нас гости. Давайте поприветствуем гостей.
Мы приветствуем гостей
Дорогих учителей.
Всех знакомых, незнакомых
И серьёзных, и весёлых.
б) Психологический настрой.
Урок труда мы сегодня проведём под девизом:
«Сначала потрудись, потом похвались, радуйся и веселись» (слайд 1)
-Как вы понимаете это выражение? В чем его смысл?
2.Проверка д.з.
Дома вы должны были подобрать пословицы и поговорки о труде на казахском языке.
1. Талаппен бастап, талғаммен аяқта. ( Начиная с желания заканчивай со вкусом.)
2.Шебердің саусағы алтын. ( У мастера руки золотые)
3. Ойу ойғаннын ойі үшкір. (У того кто мастерит узоры, ум острый.)
-Как вы понимаете эти пословицы и поговорки?
3. Постановка темы и цели урока
-Что вы знаете об узорах? Что такое орнамент?
Орнамент – это узор, основанный на повторении и чередовании его элементов(слайд 2)
Известно 200 видов казахского орнамента. (слайд 3) Существуют растительный орнамент. Он состоит из узоров похожих на веточки, листики. Геометрический орнамент. Как вы думаете, из каких узоров они состоят? И , конечно, очень распространён зооморфный орнамент, который состоял из узоров похожих на рога животных, крылья птиц и так далее. Как вы думаете какой орнамент был более распространён? (показ различных орнаментов ) Для чего в повседневной жизни нам нужны узоры и орнаменты? (Ими украшаются посуду, одежду, ювелирные изделия) (слайд 4).
3. Сообщение темы урока. Постановка цели урока.
Тема нашего урока: «Виды орнаментов. Изготовление ковра- сырмака из бумаги»(слайд 4).
- Как вы думаете – какова цель нашего урока? С чем мы сегодня познакомимся? Какую практическую работу мы будем делать? Сегодня на уроке вы попробуете изготовить ковёр-сырмак из бархатной бумаги .
4.Сообщение подготовленных учащихся по теме урока
Искусство изготовления узорных войлочных ковров сложилось во времена когда скотоводство было одним из главных занятий людей. Стада овец и верблюдов издревле давали, кроме продуктов питания, шерсть для различных нужд, из которой делали самые разные изделия. Изготовляли из войлока различные подвесные сумки для хранения деревянной посуды (аяк кап), войлочные чемоданы (шабадан), тюки (тен). Очень распространенным в быту казахов были войлочные ковры. Удивительно прочные, тёплые и мягкие, войлочные ковры широко использовались в быту кочевников с древнейших времён. Разложенные на земле и развешанные на стенах степных кибиток и юрт, они защищали от морозов и дождя, сырости и зноя. Производство войлока состоит из несколько этапов: заготовка шерсти, раскладка ее на циновке, впрыскивание горячей воды, утрамбовка, получение готового войлока. Для окраски шерсти в различные цвета казахи вплоть до середины XIX в. пользовались красителями, которые вываривали из различных растений, корней и минеральных солей. Со второй половины XIX в. в Казахстан начали завозить анилиновые красители, которые постепенно вытеснили природные
5.Сообщение учителя по теме урока.
Сырмак – вид войлочного ковра, который особо ценился казахами. Он стелился на пол, украшал стены, постель.Орнамент сырмаков с узорной аппликацией во многом повторяет рисунок мозаичных ковров, но наряду с этим широко распространена разбивка центрального поля на ромбическую сетку с вписанным в каждую ячейку узором “кос мюиз» Посмотрите на сырмак, изготовленный из поделочного войлока. Что вы можете сказать об изделии? - В какой технике выполнен ковер-сырмак? (В технике аппликация). -Что такое аппликация?
- Аппликация – это способ нашивания или наклеивания на бумагу, ткань разноцветных кусочков бумаги, ткани, кожи для создания различных изображений, орнаментов.
- Давайте решим, что нам будет необходимо для работы?
- Какие материалы и инструменты понадобятся для работы? (бархатная бумага, белая бумага, карандаш, ножницы, клей) 6.Планирование работы. Посмотрите на образец сырмака. Из чего он состоит? Он состоит из квадратиков с орнаментами. В основном используют узор «кошкармуиз». Цвета сочетают обычно по контрасту- синий с красным или чёрный с белым. Так как работа будет коллективная, каждому из вас необходимо изготовить по 1 такому квадрату с орнаментом. -Каким цветом будет наш ковёр?
7.Работа по технологической карте 1. Согнуть лист по диагонали и отогнуть полоску. 2. Отрезать полоску так, чтобы получился квадрат.
3.Сложить бумагу в 4 слоя, а затем ещё раз по диагонали.
4.Обвести элемент орнамента.
5.Вырезать орнамент и развернуть его.
6.Обвести орнамент на бархатную бумагу и вырезать. (1орнамент - красного цвета, 2- белого)
7. Наклеить орнамент красного цвета в центр квадрата. 8. Второй орнамент разрезать на 4 части и наклеить по углам квадрата.
8.Физминутка
9. Повторение правил работы с ножницами
- Перед началом работы, давайте вспомним правила работы с ножницами:
1. Передавай ножницы в закрытом виде кольцами вперёд!
2. Не держи ножницы концами вверх!
3.Не оставляй ножницы на столе в раскрытом виде!
10. Практическая работа учащихся. Целевые обходы учителя (контроль за работой, помощь)
а)Разметка деталей б) Раскрой орнаментов.
в) Распределение деталей аппликации на основе г) Приклеивание деталей к основе.
11. Сборка орнаментов в единую композицию (аудиозапись ).
Изготовление сырмака было очень трудоёмкой работой. Требовалась физическая сила и терпение. В одиночку с такой работой не справиться. Поэтому изготавливали сырмак коллективно. Приходили родственницы или соседи и начиналась работа. При этом женщины пели песни, общались, шутили. Мы тоже выполним эту работу коллективно. Давайте соберём из квадратиков, которые вы смастерили общее изделие. Что вы заметили? Да, из фрагментов орнамента, приклеенных по углам, получился новый узор.
10. Подведение итогов
-Как называется ковер, который мы должны изготовить сегодня? Из какого материала он выполнен и каким способом?
- С какими группами казахских национальных ковров мы познакомились сегодня?
- Какие казахские орнаменты вы знаете?
13 . Рефлексия. Самооценка
- Ч то научились создавать своими руками?
- Красиво получилось?
- Оцени свою работу.
- Какое чувство вы испытываете после выполнения работы?
14. Выставление оценок.


11.Обводим шаблон на сложенный вчетверо квадрат.
22. Разворачиваем лист и получаем орнамент «кошкармуиз»


1.Из красной бархатной бумаги вырезаем целый орнамент.
2.Орнамент из белой бумаги разрезаем по диагонали на 4 части.


1.Красный орнамент наклеиваем в центр квадрата
2.Белые элементы орнамента наклеиваем по углам квадрата


1.Из квадратов с орнаментами собираем общую композицию
2. Получается один красивый ковёр - сырмак
Категория: Технология | Добавил: Ясмин
Просмотров: 847 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 12:32 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1868]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [461]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru