Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Технология

Доклад:"«Использование инновационных технологий на уроках ИЗО, технологии»"
[ Скачать с сервера (27.4Kb) ] 2015-03-27, 11:34 AM
Красота спасет мир, когда будет красив сам человек. Красив в поступках-деяниях, в духовной жажде самосовершенствования.
Содержание темы «Использование инновационных технологий на уроках ИЗО, технологии и информатики и ИКТ» направленно на создание условий для развития личности ребенка, обеспечение эмоционального благополучия подростков, на интеллектуальное и духовное развитие его потенциала, развитие мотивации личности к познанию и творчеству, на овладение знаниями и навыками в области информационных технологий.
Практическая значимость
В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статуса учреждения. В век всеобщей компьютеризации информационная грамотность подростков обеспечивает им успешную адаптацию в социуме. Использование информационных технологий охватывает целый ряд областей человеческой деятельности, для успешной работы в которых знание современного компьютера является необходимостью. Пройдя ос¬новной курс информационных технологий, изучаемых в соответствии с этой программой, ребенок по¬лучает возможность определить, к какой области он имеет наибольшую склонность; тем самым об¬легчается выбор его будущей профессии.
Новизна темы заключается в том, что знания по теории информационных технологий учитель дает в контексте практического применения данного понятия, т.е. дается возможность детям в течение школьного обучения изучать теоретические вопросы в их деятельно-практическом аспекте.
Компьютерные технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Так как каждый урок программы построен на зрительном ряде, использование возможностей компьютера и проектора позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства; предоставляет возможность побывать в роли художника, дизайнера и архитектора, не требуя наличия материалов, которые детям порой недоступны. При этом надо учитывать, что компьютер не заменят учителя, а только дополняет его.
В результате я определила формы применения компьютера на уроках ИЗО и технологии:
• использование медиа-ресурсов как источника информации;
• компьютерная поддержка деятельности учителя на разных этапах урока;
• организация проектной деятельности учащихся;
• использование графического редактора “Paint” в качестве инструмента художественной деятельности.
В ходе педагогической деятельности выяснила, что использование медиа-ресурсов как источника информации повышает интерес учащихся к техническому творчеству, направлениям в искусстве, позволяет использовать на уроке произведения литературы, музыки и фольклора. Но использование таких дисков в полном объеме нецелесообразно, так как часто эти яркие и эффектные энциклопедии не учитывают возрастные особенности детей, правила и законы построения учебно- воспитательного процесса. Поэтому, разрабатывая план- конспект урока, необходимо учитывать, что, использовать видеосюжеты с этих дисков целесообразно лишь фрагментарно, сразу после изложения новой темы для осмысления полученных знаний или в конце урока для их закрепления.
Целесообразнее создавать свои фильмы, по своему сценарию, органично вписывающиеся в структуру урока. Такими являются фильмы – презентации, слайд – фильмы и текстовые задания. Успех применения каждого зависит от правильного определения места в структуре урока, целесообразности использования в соответствии с поставленными целями и задачами, от типологии урока.
Фильм–презентация может быть использован на уроках–проектной деятельности, лекциях, беседах, диспутах, путешествиях, вернисажах. Он поможет заинтересовать детей, удержать внимание, не потерять связи среди многообразия представленной темы урока и новых понятий. При этом надо учитывать, что обширная информация, помещенная на слайдах, малоэффективна, так как отвлекает от наглядной, и самое главное – живую речь педагога сложно заменить каким – либо напечатанным текстом, даже если он полно и понятно раскрывает детям тему урока. А вот определения, выведенные на экране, позволяют процесс записи их в тетрадь по предмету сделать более быстрым, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз, а ученику не нужно ждать, когда учитель повторит необходимый ему фрагмент. Демонстрация фильма сопровождается лекцией или комментарием учителя. При этом предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы и делать необходимые отступления и пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусств или технологические процессы изготовления конструктивных материалов. В результате создается своя мультимедийная библиотека, максимально приближенная к учебному процессу.
Слайд- фильмы можно использовать на всех темах и включать в любой этап урока, они, как правило, не имеет текстового сопровождения, демонстрация сопровождается кратким комментарием учителя. Для того чтобы после просмотра слайд–фильма дети могли сразу включиться в практическую работу, подборку слайдов надо составлять так, чтобы сначала прошли сложные произведения, способные вызвать эмоции, затем слайды с фрагментами, а в конце нужно показывать произведения, несложные по композиции, приближенные к теме урока, чтобы у детей сложилось впечатление, что они тоже смогут сделать такого плана работу. Они позволяют менять виды деятельности, урок становится более ярким и эмоциональным, а работы, выполненные учащимися, творческими, и полностью раскрывающими тему.
В качестве обобщения, закрепления можно использовать проблемный метод обучения в виде тестовых заданий, оформленных на слайдах (см. приложение 1). Их можно применять на первом этапе урока, в качестве разминки, “Арт-минутки” для повторения пройденного материала, для создания проблемы в начале урока, что бы привлечь внимание, заинтриговать, вызвать желание к дальнейшему обучению (“Мозговой штурм”). В конце урока они могут быть завершающим “аккордом”, когда дети без труда будут узнавать и называть новое (слайд – шоу “Вернисаж”). Выведенные на экран, эти тестовые задания позволяют использовать оценочные методы обучения, когда по впечатлениям, по эмоциям, по движению, по радости оттого, что они это знают, умеют и могут, определяется уровень восприятия материала, степень его усвоения, и ставятся проблемы на будущее. Задание-выбор (необходимо выбрать правильный ответ из имеющихся); задание-сопоставление (установить связь в двух списках); задание-ранжирование (правильная последовательность).
Но, применять компьютер может не только учитель при подготовке и во время урока, но и ученик в процессе своей работы. Одним из способов - является организация проектной деятельности учащихся, оформленная в виде презентации.
Тема проектной работы должна быть значимой по своей проблематике и выполнимой, вызывать живой интерес. В результате учащиеся имеют возможность, опираясь на собственную мультимедийную презентацию, раскрыть вопрос ярко и привлекательно, отстаивать свою точку зрения, вовлекать в дискуссию одноклассников. При выполнении проекта ученики показывают самый высокий уровень самостоятельности – творческий.
Компьютер на уроке ИЗО можно использовать и в качестве инструмента художественной деятельности, используя графический редактор “Paint” Все дети, включая и самых слабых, не бояться ошибиться, работают с интересом, активны, азартны. Исчезают комплексы, зажатость, скованность, страх перед результатом. Занятия с использованием компьютера вырабатывают усидчивость, внимательность, аккуратность, развивают моторику пальцев, что может положительно повлиять на работу с карандашом и кистью. И что важно, приходят к выводу, что научиться управлять кисточкой и получать результат можно, только имея достаточный теоретический и практический багаж знаний и навыков в изобразительной деятельности. Поэтому к изучению законов и правил изобразительного искусства начинают относиться осознанно и с долей ответственности. Композиции становятся более выразительными и разнообразными. Повышается количество выполненных на уроке заданий. В результате, занятия компьютерной графикой позволяют детям реализовать свои творческие возможности в новом виде изобразительной деятельности
На уроках ИЗО и технологии в результате педагогической деятельности и опыта применения компьютера, я сделала вывод, что диапазон его использования в учебно-воспитательном процессе очень велик: от применения в качестве инструмента художественной деятельности, до способов предъявления учебной информации. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения, позволяет усилить мотивацию ученика, повышает его занимательный интерес к образовательному процессу. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы, но очень важно, чтобы эта занимательность не заслоняла учебные цели. Преимущества использования компьютерных технологий в преподавании ИЗО и технологии очевидны:
• знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий, слайдов научных изобретений;
• широко использовать показ репродукций картин художников;
• демонстрировать графический материал (таблицы, схемы, проводить расчеты в электронных таблицах);
• “оживлять” карты;
• “посещать” крупнейшие музеи мира, современные экономические производства;
• готовить презентационные доклады;
• “погружаться” в пространство и время;
• прослушивать записи песен;
• найти в Интернете нужную им информацию;
• активизировать учебный процесс.
Виды контроля и механизм оценки достижений учащихся
В процессе обучения применяются следующие виды контроля:
1. Вводный контроль в начале каждого занятия, направленный на повторение и закрепление прой¬денного. Вводный контроль может заключаться как в форме устного опроса, так и в форме выполне¬ния практических заданий.
2. Текущий контроль в процессе проведения занятия, направленный на закрепление технологи¬ческих правил решения изучаемой задачи.
3. Тематический контроль по завершении изучения данного раздела программы. Проводится в фор¬ме устного опроса и в форме выполнения самостоятельных работ.
4. Годовой контроль в форме выполнения годовых авторских работ по изученным в течение года разделам программы.
5. Итоговый контроль по окончании изучения всей программы.
Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:
• самостоятельность работы;
• осмысленность действий;
• разнообразие освоенных задач.
После прохождения каждого крупного раздела или части программы учащиеся сдают зачет в фор¬ме индивидуальных зачетных работ. Оценка зачетных работ производится, как правило, в форме их коллективного просмотра с обсуждением их достоинств и недостатков.
В конце каждого года занятий учащиеся выполняют авторские работы.
Принимая во внимание, что каждый изучаемый учащимися программный предмет относительно автономен и предназначен для решения или информационных, или документальных, или художественных, или технологических задач, а иногда в их совокупности, а также, что данный ребенок может проявить особую одаренность в сфере решения конкретных задач или, наоборот, испытывать затруднения в области этих задач, целесообразно иметь конкретные критерии по каждому программному предмету технологии, ИЗО.
Таким образом, использование инновационных компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности.

Список использованной литературы

Новые педагогические и информационные технологии в системе школьного образования. Полат Е.С., - М., АСНДЕМА, 2001
Концепция модернизации образования на период до 2100года. URL: htth//www.informika/ru/text/goscom/
Антонова Т.С., Харитонов А.Л. О мифах и реалиях. //Компьютер в школе. – 2000, №5
Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: ИОШ РАО, 1994
Брыксина О.Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов.// Информатика и образование. 2004 №5
Категория: Технология | Добавил: texnolog0990
Просмотров: 711 | Загрузок: 29 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 3:19 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1868]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [461]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru