Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Самопознание

«Психологическое сопровождение нравственно- духовного воспитания на уроках самопознания»
[ Скачать с сервера (25.6Kb) · Скриншот ] 2017-10-03, 11:15 AM
«Психологическое сопровождение нравственно- духовного воспитания на уроках самопознания»

Берілген мақалада өзін-өзі тану сабағында тәрбменің психологиялық аспектісі мен рухани-адамгершілік байланысын қарастырады

In this article, author paid attention to interaction between psychological aspect and moral-spiritual education on the self-knowledge lesson.

«…всякий учитель должен строить свою работу на психологии»
(Г. Мюнстенберг) [1, с. 382]

Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев в своем Послании народу отметил: «Мы должны построить общество, где ценят честь, достоинство и репутацию каждого, где присутствуют высокая мораль, этические стандарты и духовные ценности». [2, с. 12] С этими требованиями переплетаются общие цели программы нравственно-духовного образования «Самопознание», направленные на усиление приоритетной значимости нравственно-духовного образования и воспитания подрастающего поколения
Теоретической основой курса «самопознание» являются научные знания по психологии. Для преподавателя предмета «Самопознание» важны психологические знания, которые дают возможность педагогу обнаружить психологические свойства, характеризующие индивида и личность, раскрывают законы биологического развития индивида и особенности их действия в условиях его жизни в обществе.
Психологическая поддержка - это такая организация образовательного процесса, когда он полностью обращен к внутренним силам и способностям человека. Уроки самопознания имеют свою специфику и отличаются от других уроков тем, что требуют формирования положительных, позитивных качеств, специальных знаний, умений, навыков для самостоятельного решения проблем.
В каждом возрастном периоде развития человека существуют свои закономерности и психические новообразования, используя которые, преподаватель самопознания может построить процесс взаимодействия учащихся в соответствии с процессом их развития.
В реализации практической части урока учитель самопознания использует различные формы и методы организации познавательной деятельности.
Рассмотрим основные формы организации познавательной деятельности на уроке самопознания:
1. Фронтальная работа учащихся на уроке подразумевает общую, одновременную работу со всем классом. Данная форма работы позволяет:
1) установить доверительные отношения с классом;
2) активизировать деятельность и познавательные интересы учащихся.
2. Индивидуальная работа учащихся на уроке подразумевает отдельную самостоятельную работу учащегося, подобранную в соответствии с уровнем его подготовки. Данная форма организации деятельности учащихся может быть применена на любом этапе урока.
3. Групповая форма:
Наиболее продуктивной является такая форма работы, когда учитель взаимодействует не с целым классом, а с отдельными его группами. Она особенно эффективно применяется на уроках «Самопознания» и ориентирована на коррекцию когнитивной, эмоционально – поведенческой и коммуникативной сферах.
К методическим приемам уроков самопознания относятся:
Позитивный настрой, проверка домашнего задания, позитивное высказывание (цитата), рассказывание истории (беседа), творческая деятельность, групповое пение, домашнее задание, заключительная минутка урока.
Необходимо использовать только позитивные и гуманные методы в процессе нравственно-духовного образования. Ниже рассмотрим некоторые из них.
Методический прием внутреннего позитивного настроя направлен на преодоление состояния эмоционального возбуждения, гиперактивности ученикам после интеллектуальных или физических нагрузок. Во время применения этой методики сосредоточения остается только на самом себе. Учащийся сохраняет адекватное восприятие реальности на протяжении всего упражнения. Время определенное на позитивный настрой – от 2-х до 5- ти минут. За это время невозможно погрузиться в состояние глубоко транса, однако можно настроиться на позитивные мысли, успокоить ум, сделать его ясным. Приемы позитивного настроя иногда используются для представления определенной заданной темы, например, «место, где мне хорошо и комфортно». Это развивает образное мышление, воображение, а так же творчество ребенка, так как после представление позитивных образов ребенку предлагается нарисовать это «место, где мне хорошо и комфортно». Далее рисунки обсждаются. Ни один вопрос ученика не остается без ответа.
По словам алматиского психолога Виктории Ван, такие упражнения ведут к уравновешенности, самоконтролю, улучшению памяти, умению сконцентрироваться. После них на уроке налаживается дисциплина и легче усваивается информация на занятиях. [3,113]
Очень важно и то, в каком состоянии находиться сам учитель. Важно чтоб в нем самом была та тишина, к которой он должен привести детей, чтобы он сам находился в состоянии глубокого внутреннего покоя и равновесия. Тогда это состояние передастся учащимся.
Для позитивного настроя хорошо подходят следующие упражнения: «Концентрация на свете», «Концентрация на дыхании», «Мысленное путешествие в подводное царство», «Мысленная прогулка в лесу». [3, 117-119] Все упражнения проводятся под тихую, спокойную музыку. Это приносит много пользы метальному здоровью и учащихся и учителя.
Прежде чем вести разговор о пользе творческой работы в обучении учащихся и методах ее проведения на уроке самопознания, давайте вкратце рассмотрим некоторые исследования мозга человека. Врачи обнаружили, что мозг состоит из двух частей или полушарий - правого и левого. Так же выяснилось что, у большинства людей «левый мозг» - это часть, управляющая нашей речью и ответственная за наши аналитические способности. С другой стороны, «правый мозг» ассоциируется с творчеством, искусством, музыкой. Очевидно так же, что у большинства левое полушарие развито больше. Если мы согласны с тем, что цель образования – всестороннее развитие отдельной личности, тогда в идеале две части мозга и соответствующие им функции и способности должны уравновешивать друг друга. Однако, когда дело доходит до рисования или другого вида искусства, многие заявляют что они абсолютно не артистичны. По мере того, как эти отрицательные высказывания постоянно вводятся в подсознание, в результате мы фактически неспособны что-нибудь нарисовать, или раскрасить, или сделать еще что-нибудь в этом роде. Именно поэтому важно поощрять школьников как можно больше заниматься творчеством, чтобы развить эту сторону их личности до того, как у них установиться на нее отрицательный взгляд.
Занятие творчеством не только поднимает настроение, но и делают учащихся более раскованными. Ученики сегодня подвержены значительному психологическому давлению, поэтому такая деятельность помогает снять напряжение и приводит к большому удовлетворению от процесса обучения. Благодаря творчеству в школьниках укрепляется чувство уверенности в себе, сотрудничества, согласованность в действиях, самостоятельность, чувство ответственности и сосредоточенности на уроке.
Опыт показал, что существует несколько путей практического применения творческого подхода на уроках самопознании:
a) Иллюстрация рассказа
b) Художественное выражение позитивного настроя на урок
c) Изображение ценностей с помощью рисунка
d) Стихосложение
e) Разыгрывание сценок
f) Тестирование
g) Игры
h) Работа в группах [3, с. 127]
Ученики, которые с малых лет поощряют развивать в себе творческие способности, вырастут более уравновешенными и гармоничными. Как только творчество соединиться с общечеловеческими ценностями, результатом действительно будет расцвет человеческого совершенства
Таким образом, самопознание, усиливая ценностный смысл образования, раскрывает и развивает способности личности любить бескорыстно, верить в себя и в свои силы, творить добро, больше познавать и само совершенствоваться, достигать гармонии в физическом, психическом, духовном, социальном и творческом развитии.

Список литературы:
1. Мюнстерберг Г. Психология и экономическая жизнь. М., 1924.
Портал психологических изданий PsyJournals.ru — [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psyjournals.ru/kip/2005/n2/Munipov_full.shtml
2. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана Официальный сайт Президента Республики Казахстан. 27.01.2012 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.akorda.kz
3. Р.А. Мукажанова, Г.А. Омарова, Р Муратханова. Методическое руководство для учителя/ Алматы, ННПООЦ «Бөбек», 2015.С-113, 117-119, 127.
Категория: Самопознание | Добавил: natali88800 | Теги: нравственно-духовное воспитание, самопознание, психология
Просмотров: 19 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2017-11-18, 2:58 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [183]
Педагогика [311]
Математика [825]
Физика [264]
История [362]
Классному руководителю [540]
Русский язык и литература [724]
Физическая культура [224]
Английский язык [433]
Искусство [196]
Родительский совет [19]
Биология [337]
Информатика [382]
Начальная школа [1959]
Мой Казахстан [250]
Технология [139]
Самопознание [182]
Технология труда [61]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [46]
Профессиональное образование [168]
Дошколенок [512]
География [138]
Школьная библиотека [54]
Казахский язык и литература [589]
Химия [41]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru