Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Самопознание

доклад учителя самопознания на педагогический совет
2014-04-25, 6:49 PM
Доклад «Предмет «Самопознание» и его роль в нравственно – духовном воспитании»
Подготовила: учитель самопознания КГУ "Средней общеобразовательной школы №11" города Семей Садвакасова Гульнар Даулеткалиевна

Воспитывать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит, вырастить угрозу для общества.
Ф. Рузвельт
В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера.
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем подрастающего поколения.
К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Главная цель предмета «Самопознание»: способствовать нравственно – духовному образованию, гармоничному становлению человека посредством развития следующих ключевых компетенций:
- определять свою жизненную позицию;
- конструктивно решать разные вопросы соответственно нравственным нормам;
- Выстраивать позитивное отношение к себе, к людям и окружающему миру;
- Оказывать посильную помощь людям, проявлять заботу о родных и близких;
- жить в ладу с самим собой; быть искренним в мыслях, словах и действиях;
- проявлять созидательную активность, гражданственность, патриотизм и толерантность;
- проявлять готовность к нравственному выбору и ответственность за свои мысли, слова и поступки;
- развивать на практике навыки служения обществу.
Главные задачи предмета «Самопознание»:
 Развитие потребности учащихся в самопознании и творческой самореализации;
 Содействие в формировании гармоничной картины мира, понимании сути гуманистических ценностей;
 Формирование опыта нравственного поведения в учебных и жизненных ситуациях.
Познание человеком самого себя. Предусматривается изучение ценностей: самопознание, нравственность, человек, жизнь, духовность, красота, мудрость, истина, здоровье, гармония, служение, труд, дружба, любовь, общение.
Раскрытию целостного процесса развития гармоничной личности будет содействовать рассмотрение понятий:
Приоритетным направлением развития национальной системы образования становится нравственно-духовное образование, ориентированное на максимальное раскрытие личностного потенциала человека.
Нравственно – духовное образование, позволяющее личности достичь гармонии в физическом, психическом, духовном, социальном и творческом развитии, реализуется в реальной образовательной практике различными путями и прежде всего через предмет «Самопознание».
Самопознание как учебный предмет призвано выполнять ключевую роль в сознании условий для становления нравственных основ личности, ее духовного совершенствования и самореализации.
Средства предмета «Самопознание» также ориентированы на оказание поддержки и содействия учащимся в приобретении жизненно важным умений и навыков широкого спектра, позволяющего им проявлять созидательную активность на служение обществу.
Основное назначение учебного процесса по самопознанию заключается в том, чтобы:
 Раскрывать способности человека и развивать его как индивида, как личность, как субъекта деятельности и как индивидуальность с учетом его темперамента, характера, направленности и способностей;
 Формировать основы нравственного поведения учащихся, социально значимых ориентаций, обуславливающих отношение человека к себе, окружающему миру, человечеству в целом;
 Формировать систему ценностей личности, практические навыки творческого приложения знаний в решении проблем, направленные на служение обществу.
Нравственно-духовное образование «Самопознания» осуществляется через достижение общих целей:
• Способствовать осознанию каждым учеником своего внутреннего мира и осмыслению своей индивидуальности;
• Содействовать гармоничному становлению личности посредством целенаправленного развития следующих жизненно важных ключевых компетенций:
• Определять свою жизненно важную позицию;
• Конструктивно решать различные вопросы соответственно нравственным нормам;
• Выстраивать доброжелательное отношение с собой, людьми и окружающим миром;
• Оказывать посильную помощь людям, проявлять заботу о родных и близких;
• Жить в ладу с самим собой, быть искренним в мыслях, словах и действиях;
• Проявлять созидательную активность, гражданственность и патриотизм;
• Проявлять готовность к нравственному выбору и быть ответственным за свои мысли, слова и поступки;
• Развивать на практике навыки служения обществу.
Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает»
Основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Отсюда следует, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения (мотивы), как привычные формы поведения.
Категория: Самопознание | Добавил: JL
Просмотров: 808 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 5:07 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [778]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [463]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru