Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Самопознание

Использование коммуникативных игр на уроках самопознания.
2014-11-08, 7:42 AM
Использование коммуникативных игр на уроках самопознания.

Для ребёнка игра является естественной средой «обитания». Игровая деятельность – «нулевой цикл» его будущей личности. Современная психология, педагогика акцентируют внимание на таких особенностях игровой деятельности, как многогранность, полифункциональность, возможность предоставления ребёнку позиции субъекта и соавтора воспитательного и образовательного процесса.
Один из видов игровой деятельности, основанный на духовной активности воспитанников, - коммуникативные игры. Специфика коммуникативной игровой деятельности позволяет использовать такие игры и как инструмент выработки отдельных навыков, и как способ эмоциональной разрядки, и как условие создания игровой атмосферы на занятиях. Игры способствуют созданию реальных условий для организации практической деятельности гуманистического характера, стимулируют потребность в самовоспитании. Таким образом, коммуникативные игры как нельзя более лучше подходят для использования на уроках самопознания.
Выделяются следующие виды коммуникативных игр:
 Эмоциональные (игры – приветствия, игры – концовки, игры – кричалки). Они обеспечивают создание эмоциональной открытости, дружелюбия, восстановление утраченной работоспособности и внимания, включенности в группу, эмоциональную разрядку, повышение настроения, приводит к возникновению позитивного эмоционального единства, позволяют получить личностную обратную связь.
 Информативные (игры – знакомства, игры – тесты, игры – откровения). Они позволяют установить контакт, уровень открытости, вызвать доверие друг к другу, способствуют раскрепощению, мотивируют группу на дальнейшую работу.
 Интерактивные (игры – ситуации, контактные игры, социоигры). Они ориентируют учащихся друг на друга, на необходимость согласования действий с другими людьми, проявления инициативы в решении общих проблем, конфликтных ситуаций, регулируют межличностные отношения.
 Перцептивные (игры – тренинги, игры – упражнения, игры – позиции). Способствуют пониманию своего состояния и его презентации, адекватному пониманию свойств, качеств, состояния других людей, развивают эмпатию, эмоционально – выразительные средства, интеллект, волевые качества и т.п.
 Творческие игры (игры - конкурсы, игры – соревнования, игры – шутки, игры – забавы, игры – экспромты). Побуждают проявление изобретательности, стимулируют воображение, фантазию, актуализируют личностные ресурсы.
Каким же образом можно использовать коммуникативные игры на уроках самопознания? Их можно проводить на различных этапах урока, использовать и как эмоциональную зарядку для поднятия настроения, и как психологическую разминку, и как вводный элемент для создания психологического настроя на урок, на определение темы урока. Использование коммуникативных игр на уроках самопознания в 5-9-ых классах показало, что они наиболее эффективны на таких этапах, как «Круг радости» и Круг «От сердца к сердцу», то есть в начале и завершении урока.
Цель «Круга радости» - создание психологически благоприятной обстановки для работы на уроке, введение в урок, создание атмосферы заинтересованности темой занятия.
Именно на уроках самопознания очень важен благоприятный эмоциональный настрой, хорошее настроение учащихся, атмосфера раскрепощенности, предоставление учащимся возможности проявить себя в новом качестве, показать себя с неизвестной, неожиданной стороны. Для этого хорошо подходят игры из первой группы «Узнай себя – узнай другого»:
 Визитка.
Учитель раздаёт листы и предлагает учащимся написать на них своё имя, причём так, как бы им хотелось, чтобы их называли). Получается эмблема – визитка, которая помогает выбрать необходимую коммуникативную позицию. Можно предложить выбрать себе любое «Новое» имя. Психологически это даёт возможность детям как бы познакомиться заново и проявить себя по-новому.
 Снежный ком.
Учитель предлагает познакомиться друг с другом при помощи любого предмета –символа (это может специально изготовленная эмблема, цветок, игрушка). Первый учащийся называет своё имя и одно из своих увлечений, передаёт символ по кругу следующему участнику. Второй учащийся сначала должен назвать имя и увлечение первого, а затем своё имя и увлечение. Игра продолжается до тех пор, пока последний участник не назовёт имена и увлечения всех предыдущих игроков и не представится сам.
 Буква имени.
Участники поочерёдно называют своё имя и добавляют качество характера, начинающееся на первую букву полного имени учащегося. Например, Игорь – инициативный, Анна – активная и т.д.
 Оригинальное знакомство.
Каждый участник придумывает себе псевдоним, поочерёдно представляется. В качестве псевдонима можно выбрать имя литературного, мультипликационного, телевизионного героя, имя своего кумира В начале урока самопознания можно продиагностировать состояние и настроение учащихся при помощи методики Цветопись настроения (учащиеся выбирают цвет, соответствующий их настроению). Можно провести упражнение Волшебный конверт: учитель предлагает учащимся выбрать фразу, соответствующую их состоянию и настроению, и закончить её:
• Я словно птичка, потому что….
• Я превращаюсь в тигра, когда……
• Я могу быть ветерком, если……..
• Я словно муравей, так как……
• Я чувствую себя прекрасным цветком, потому что……
 «Мы – хорошие».
Учитель просит учащихся поднять правую руку вверх, кисть руки расположить ковшиком над головой и медленно опускать руку ниже, пока она не коснётся головы. Затем…. Погладить себя по голове и сказать «Я – хороший», «Мы – хорошие». Эта игра – шутка поднимает настроение, дарит положительный психологический заряд.
Как правило, в качестве Круга радости используются стихотворения и песни, в основе которых заложена ключевая мысль, раскрывающая тему урока. Но к этому учащихся можно подвести таким образом, чтобы они сами догадались, о чём пойдет разговор, сами сформулировали тему урока. Ниже приводятся примеры использования коммуникативных игр на различных уроках самопознания в в 5-ом классе.
класс Тема урока Коммуникативная игра Цель
5-ый. Мир моих чувств. Цветопись настроения, Волшебный конверт.
Игра – шутка «Мы хорошие» Определение эмоционального настроения учащихся, настрой на позитивные эмоции. Расширение представлений о внутреннем мире человека и способах самовыражения.
От мечты к открытию. «Оригинальное знакомство»
Каждый ученик придумывает себе «псевдоним» (имя литературного или телевизионного героя, кем бы хотели стать) и представиться. «Привет, я …….» Выявить наличие учащихся, которые, придумав «псевдоним», тем самым выразили мечту быть похожими на кого – то или стать кем-то.
Характер человека. «Ассоциации». Выбирается водящий, остальные представляют себе, какие ассоциации он у них вызывает: какое напоминает дерево, животное, игрушку, цветок.

Один из участников становится водящим и выходит за дверь. Остальные сообща договариваются и загадывают кого – либо из присутствующих. Водящий, вернувшись, задаёт вопросы типа: «А если бы этот человек был деревом, то каким? (цветком, животным, птицей и т.д.). По полученным от игроков ответам – ассоциациям водящий старается догадаться, о ком идёт речь. Показать учащимся, что все люди разные, вызывают разные ассоциации. И кроме отличия по внешности, люди отличаются и внутренним миром, например, характером.
Категория: Самопознание | Добавил: rufa-t
Просмотров: 1789 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 10:01 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru