Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Самопознание

Урок в 6 классе: Жить в мире с людьми
[ · Скриншот ] 2016-04-26, 1:44 PM
План урока самопознания

Школа: Полтавская СШ Дата:. № 15
Тема: Жить в мире с людьми
Ценность: Праведное поведение
Качества: Хорошие манеры, справедливость, уважение к старшим
Педагог: Волкова Г.А.
Класс: 6 Количество уч-ся:
Цель: расширение понятия об установ¬лении мира и согласия в отношениях между людьми, через практику праведного поведения
Задачи:
- раскрытие значимости для человека стремления быть в добрых отношениях с людьми;
- развитие умения уважать окружающих людей;
- воспитание хороших манер, быть справедливыми.
Ресурсы:(материалы, источники)
Ход урока:
1. Организационный момент. Позитивный настрой. «Прогулка в лес»
- Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно, какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливыми и в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнем несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками его ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нем. Теперь сядьте под ним, прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас. (В этом месте учитель может сделать паузу на 1-2 минуты). Нам легко и спокойно, мы ощущаем счастье. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать ее, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. Помните о том, что это ваше собственное дерево, и вы можете вернуться к нему в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг еще раз. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг еще раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь!
-Поделитесь своими ощущениями
2. Проверка домашнего задания.
Прочитать отрывок из повести «Горький запах полыни» стр 115
Горький запах полыни
Отрывок из повести
Саин Муратбеков
Новенький мальчик в нашем ауле – слишком выдающееся событие, поэтому мы мигом забыли про игру и окружили Аяна. Каждый норовил протолкнуться поближе и хорошенько разглядеть новичка. Для нас, аульных детей, Аян в этот момент был и театром, и цирком.
– Слышь, кто он, а?
– А откуда он, ты не знаешь? – спрашивали мы друг у дружки, пихаясь локтями и жадно рассматривая Аяна с головы до пят так бесцеремонно, точно он был неодушевлённым предметом. А он, в свою очередь, глядел на наш растрёпанный вид, и во взгляде его сквозило недоумение. Хороши мы были тогда, грязные, точно поросята. Штаны и рубахи под слоем пыли потеряли свой первозданный цвет и висели клочьями, словно только что побывали в зубах у своры собак.
Его одежда не отличалась ни новизной, ни качеством, но чистенький и опрятный облик Аяна поражал, как царская роскошь.
– Гляньте на него, такой сопляк, а уже отпустил чуб, – высказался первым Есикбай, плохо скрывая зависть.
Нам было не смешно, но всё же мы рассмеялись, стараясь поддержать своего товарища перед чужаком. Смех получился фальшивый, как будто нас вынуждали, Аян густо покраснел и промолчал.
– А я знаю, кто он! – громко произнёс Садык. – Вы приехали вчера вечером, верно? – обратился он к новичку. И у вас ещё была тёмно-серая корова. Правильно я говорю?
– Правильно, – кивнул серьёзно мальчик. – Только она не совсем тёмная. Ты видел её вечером, а днём она гораздо светлее, и ещё у нас есть телёнок. – И мне почудилось, будто по его губам скользнула усмешка.
А Садык продолжал своё:
– Как тебя звать?
– Аян.
Кое-кто из ребят зашевелил губами, стараясь запомнить его имя.
– Пойдём с нами, будем дружить, – предложил Садык и, не дожидаясь согласия, ухватил Аяна за руку и потянул за собой.
Новичок взглянул на его грязные исцарапанные пальцы и осторожно высвободил руку. Ну, подумал я, и начнётся сейчас. Вряд ли стерпит Садык такое оскорбление.
– Ребята, где у вас можно купаться? Жарко, так и печёт, – сказал Аян, не дав Садыку обидеться.
– Ну, у нас имеется такое местечко, вода – во! – ответил за всех простодушный Садык. – Хочешь, сходим сейчас?
– Хочу! – кивнул Аян.
Садык повёл приезжего к заводи, всячески расписывая по дороге её достоинства. А мы повалили следом. Ребята крутились перед Аяном, каждый старался вставить своё словечко и тем самым возвыситься в глазах диковинного мальчика. Но хозяином положения был Садык.
– Знаешь, сколько могу просидеть под водой? Пока ты сосчитаешь до шестидесяти, – упоённо врал и в эту минуту верил сам себе наш честнейший Садык.
– А у меня тоже есть белая рубашка, между прочим. Только она лежит в большом сундуке. Не велит надевать мама. Вот, говорит, подрастёшь – и носи на здоровье, – сказал Касым-царапка.
Это прозвище он получил за то, что в драке всегда лез ногтями в лицо. Ревел в три ручья и в то же время так и норовил вцепиться в глаза. Поэтому многие ребята старались не связываться с Касымом-царапкой. И только Есикбай не боялся его длинных ногтей.
Сейчас Есикбай ревниво брёл в стороне. Он был самым сильным драчуном, жилистый и длиннорукий, и поэтому некоторые мальчишки то и дело лебезили перед ним. А теперь его будто и не было – всё внимание ребята отдали чистюле-новичку. Вот отчего Есикбай шёл в гордом одиночестве и брюзжал презрительно себе под нос.
– А ну-ка иди сюда, Царапка! – рявкнул Есикбай, едва Касым закрыл рот.
Касым приблизился с опаской, на всякий случай его пальцы скрючились, точно когти беркута.
– А может, в твоём сундуке и золота полным-полно? Но-но, спрячь свои когти, кошка. А голову подставь, вот так. – И Есикбай звонко щёлкнул Царапку по голове.
Голова Царапки зазвенела, словно спелый арбуз. А Есикбай щёлкнул ещё и ещё, вкладывая всё своё умение и силу. Касым заплакал от злости и бросился на обидчика. Но Есикбай опередил его и ударил по носу.
Касым зажал нос ладонью и поплёлся назад, в аул, ссутулившись и вздрагивая. А Есикбай посмотрел Аяну в глаза многозначительно, как бы говоря, учти на будущее, у меня разговор короткий.
Аян, в свою очередь, обвёл нас вопросительным взглядом: мол, что же это у вас творится? Но никто не хотел связываться с Есикбаем, и мы отвели глаза. К тому же коварный Касым не пользовался нашим расположением.
– Ты, конечно, сильный, но за что так его? – спросил Аян Есикбая, покачав головой.
Есикбай саркастически фыркнул и опять отошёл в сторону. На большее он пока не решался. Сегодня Аян и для него был чем-то необычным.
В тот день мы купались, загорали и снова купались, до вечера играли у заводи и так свыклись с Аяном, будто он жил в нашем ауле со дня рождения.
Словом, в первые же дни Аян завоевал всеобщую симпатию. Особенно нам понравился его мягкий и покладистый характер. Каждый, конечно, стал исподволь набиваться в друзья, но Аян относился ко всем одинаково по-доброму, давая понять, что желает ладить со всеми. Кое-кто из забияк пытался расшевелить Аяна, прощупать его, но Аян только хмурил брови и отходил подальше, а самому настойчивому ответил так:
– Я не хочу драться. Потому что это глупо и потому что я у бабушки один. Если я подерусь, ей будет неприятно.
И провокатор отошёл с миром. В том, что Аян был не хилого десятка, он убедился ещё в день знакомства. Тогда мы боролись на песке, и новичок клал всех на лопатки. Только Есикбай одержал над ним победу.
Я сидел за одной партой с Аяном и был первым свидетелем его школьных успехов. Его способности проявились с самого начала. Помнится, после надоевших нуликов и палочек учитель написал на доске первую букву, и мы, высунув языки, перерисовывали её на листочки. Наши пальцы, сильные и крепкие в уличных играх, еле управлялись с карандашом. Мы все ещё боролись с непослушными пальцами, а Аян уже нетерпеливо ёрзал на скамье и спрашивал у учителя, что делать дальше.
– Не спеши, всему своё время, Аян, – успокаивал учитель, радуясь живому, любознательному ученику.
После урока Аян говорил с возмущением:
– Почему он не написал все буквы? Я бы их выучил сразу и написал папе письмо.
Мы понимали его: каждый из нас ждал той минуты, когда можно будет сесть за стол, написать письмо отцу или брату на фронт. Будто почувствовав это, наш престарелый учитель не жалел своих сил и терпения, и вскоре наступил великий день. На одной из перемен мы столпились за спиной Аяна, и он самостоятельно вывел слова: «Мой дорогой папочка…»
Отныне, вернувшись из школы, Аян располагался на полу и писал письмо, слюнявя химический карандаш. Уже после второй строки его губы становились фиолетовыми, точно он перекупался в заводи.
Почти каждый день из аула уходило письмо, адресованное отцу Аяна. Иногда их было два, в том случае, если бабушка усаживалась на постели и диктовала своё письмо.
Мы завидовали Аяну, потому что ещё не научились связывать на бумаге слова в осмысленные предложения. Но наш новый приятель нисколько не заносился перед нами. Бывало, придёшь к нему, скажешь:
– Аян, помоги. Уж очень хочется написать брату письмо.
А он отвечает великодушно:
– Возьми моё и перепиши. Только имя моего отца замени именем своего брата. Понятно?
Киваешь: понятно, – и мчишься домой в нетерпении.
Так постепенно все наши одноклассники стали посылать письма на фронт. Письма были точно близнецы, потому что, в сущности, их сочинял один человек.

Вопросы:
1. О чем рассказ?
2. Какое впечатление произвел на вас Аян?
3. Почему ребятам хотелось привлечь внимание Аяна?
4. Как Аян оправдал первое впечатление, которое он произвёл на ребят?
5. Какие качества характера Аяна помогли ему подружиться с ребятами?
6. А как вы думаете, вы обладаете такими качествами?
7. Легко ли вам найти общий язык с окружающими людьми? Анализ хода урока
1. Позитивное высказывание (цитата)
Чтобы я мог жить в мире с людьми, я прежде всего должен жить в мире с самим собой.
Убить пересмешника (Харпер Ли)

Вопросы:
- Как вы понимаете данное высказывание?
- Что значит жить в мире с самим собой?
- Давайте повторим цитату хором.
2. Подарок детям.
Рассказывание истории (беседа) (в качестве подарка от учителя)
Один молодой парень спросил очень богатого человека, в чем секрет его успеха. Как ему удалось из нищего мальчишки превратиться в преуспевающего бизнесмена?
Ответ был прост: «Я научился правильно выбирать друзей».
- Слышал, выражение «друг познается в беде»? – спросил его бизнесмен.
- Да! Я руководствуюсь этим правилом, – честно признался юноша.
- Забудь его, оно в корне не верно. Друг познается в радости!
Юноша смутился и очень этому удивился.
- Смотри, – продолжал учитель, – когда у тебя проблема, тебе плохо, ты бежишь и делишься ею со своим другом. Теперь проблема у вас обоих. Вы оба грустные, оба озадачены. Правильно?
- Да! – ответил юноша, – и мой друг помогает мне ее решить!
- Первую проблему, может, и поможет решить, но все последующие точно нет. Он будет просто сидеть, и жалеть тебя.
- Это тоже хорошо, он меня поддерживает! – настаивал на своем юноша.
- Это ужасно! Ведь ты тоже начинаешь себя жалеть, вместо того, чтобы решать свою задачу.
Мне повезло, – продолжал учитель, – в моей жизни были друзья, которые не жалели меня и уж тем более не решали мои проблемы. Они только радовались со мной моим успехам! На самом деле, если у тебя проблема, реши ее самостоятельно, а уж потом иди к другу и вместе отпразднуйте твою победу. Жалеть другого человека очень легко.
А вот искренне радоваться чужим успехам – этому нужно учиться. Вот это и есть настоящая дружба, та, которая помогла мне стать успешным!

Вопросы к тексту:
1. О чем этот рассказ?
2. Почему бизнесмен разбогател?
3. Кто ему помог в этом?
4. Как он вел себя по отношению к друзьям?
5. Какие чувства испытывали он и его друзья?
6. С чем вы согласитесь с пословицей, или так как говорит бизнесмен? Почему?
7. Что вы испытываете, когда у друга радость?
5. Творческая работа
Раздать ситуации о неправильном поведении людей, а учащиеся должны их разобрать и разыграть
1. Ира обижена: “Вчера ты, Витя, шёл мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо”. Витя удивлён:, А почему я должен здороваться? Ты первая увидела, вот бы и здоровалась. Кто прав?
2. Представь себе, что в компании товарищей ты рассказываешь какую-либо историю, а тебя не слушают, перебивают. Как ты поступишь?

6. Исполнение песни
Песня о Доброте
Сл. И муз. Т.Мухаметшина
1.В этом мире огромном, в котором живём я и ты,
Не хватает тепла, не хватает людской Доброты.
Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,
Будем вместе учиться друг другу, как звёзды, светить.
Припев:
Весной зашумит вода,
Зимой запоют ветра.
Давайте, Друзья, всегда
Друг другу желать Добра!
2. Пусть не ставят нам в школе оценок за щедрость Души,
Ты однажды возьми и Добро просто так соверши,
И тогда на морозе щемяще запахнет весной,
И тогда на Земле станет больше улыбкой одной!
Припев:
3. Ждут нас сотни дорог, но у каждого будет своя,
И до цели добраться, конечно, помогут Друзья.
Чтоб скорее исполнились давние наши мечты,
Пусть всегда будет главным уроком урок Доброты!
Припев:
Чего не хватает в нашем мире?
Что нужно для этого делать?

8. Домашнее задание
Написать эссе о своем друге.
8.Заключительная минута тишины.
Заключительная минута тишины
Закройте глаза, и вспомните (подумайте) о том, что было на уроке.
Музыкальный фон
Спасибо!
Категория: Самопознание | Добавил: galina2155
Просмотров: 120 | Загрузок: 0 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-11, 12:59 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [337]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1874]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru