Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Математика

Межпредметные связи как средство активизации познавательной деятельности учащихся в условиях обновле
2017-12-19, 2:20 PM
Школа-гимназия № 17
Астана, 2017

( из опыта работы учителя математики школы-гимназии № 17Зисович Н.В.)

Межпредметные связи как средство активизации познавательной деятельности учащихся в условиях обновления содержания образования.

« Я слышу и запоминаю, я вижу
и запоминаю, я делаю и запоминаю».

Процесс обучения неразрывно связан с таким понятием, как методика.

Методика – это не то, какими книжками или кассетами, каким материалом мы пользуемся, а как организовано наше обучение. Иными словами методика обучения – это взаимодействие учащихся и учителя в процессе обучения. В рамках сложившихся методов обучения сам процесс обучения рассматривается как взаимодействие между учителем и учениками (урок, внеклассное мероприятие), целью которых является приобщение к тем или иным знаниям, навыкам, умениям и ценностям.
Для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной и самостоятельной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста.
Математика проникает во все области науки, важна ее практическая направленность, обусловленная тем, что предметом ее изучения являются фундаментальные структуры реального мира, пространственные формы, количественные отношения от простейших до самых сложных. Поэтому особенно актуально изучить не только теоретические вопросы курса математики, но и показать их практическое применение. Опыт показывает, что часто учащимся легче решить задачу аналитически, чем применить свои знания на практике, при решении конкретных задач.
Учащихся больше всего на уроке интересует не тема, а тот вид деятельности, которым они будут заниматься.
Очень важно воспитывать у учащихся творческую инициативу. Учебный процесс должно проводить так, чтобы ученикам была предоставлена свобода для творчества, чтобы они были заинтересованы проявлять творчество. Проявляя личностное творчество в процессе обучения, ученик готовит себя к общественному творчеству.
Хорошо организованное и проводимое обучение должно быть таким, чтобы каждый ученик, в зависимости от своих способностей, в каждом своем учебном действии использовал и репродуктивные, и творческие элементы, причем последних должно быть как можно больше.

Ученикам, бесспорно, интересно на уроках практических работ: рассчитать площадь сложных фигур, измерить расстояние между недоступными точками, с помощью зеркала определить высоту дерева, школы при изучении тем « Пропорция»-6 класс или «Подобие треугольников»-9 класс, вычислить площади прямоугольника и треугольника по известным размерам.
Мотивация познавательной деятельности на уроке достигается за счет опоры нам жизненный опыт. Очень важно увязать изученный материал с жизнью, показывая его значимость. Новизна в первую очередь связана с содержанием информации и способами ее подачи. Поэтому на уроках нужно давать задания на проявление наблюдательности, внимания, выдумки, фантазии
Практические работы очень удобно выполнять на уроках геометрии
По словам академика А.Д.Александрова – во всяком геометрическом предложении неразрывно присутствуют наглядная картинка и строгая формулировка, строгий логический вывод.
Выполняя задания по построению геометрических фигур, учащиеся учатся работать с чертежными инструментами, опытным путем устанавливают свойства простейших геометрических фигур, все обнаруженные факты получат в дальнейшем логическое обоснование. Факты, полученные в результате практической экспериментальной работы, долго удерживаются в памяти и помогают лучше усваивать теоретический материал. Например, при построении высоты равнобедренного треугольника при помощи чертежного угольника, учащиеся могут самостоятельно обнаружить, используя транспортир и циркуль, равенство углов при основании, убедиться, что высота является медианой и биссектрисой угла при вершине.
При изучении теорем на уроках геометрии учитель обычно сообщает формулировку теоремы, показывает ее доказательство, на долю учащихся остается выучить теорему. Вопросы, откуда взялась эта теорема, почему она именно так доказывается, а не иначе, как правило, не возникают. Такие уроки проходят примерно так, как сказано в одном немецком стишке:
«Один лишь вещает, а класс засыпает;
Сие представленье зовут «обучение».
Введение каждой новой теоремы должно быть обосновано, а ее доказательство должно быть актом творчества учащихся.
Так, например, при доказательстве теоремы о сумме углов треугольника можно провести такую работу.
Сколько существует различных треугольников? Какие могут быть углы у треугольников? Может ли у треугольника быть два тупых угла? Почему не может? Все эти вопросы упираются в вопрос о сумме углов треугольника.
Возьмем листок бумаги и вырежем произвольный треугольник. Как найти сумму его углов? Можно измерить каждый угол и полученные числа сложить, можно отрезать от треугольника все три его угла, сложить их (показать как). Получается приблизительно одна и та же сумма. Так учащиеся провели эксперимент.
В математике эксперимент, опыт дает возможность лишь сделать какое-то предположение, это предположение еще нужно доказать. Дальше рассмотреть с учащимися возможности доказательства.
И сама теорема, и ее доказательство естественно вытекают из проведенного учащимися эксперимента. Тем самым они для учащихся полностью мотивированы. Как и в любом научном исследовании, в курсе математики нужно проводить эксперименты
Интересны такие задания:
1. Нарисуйте квадрат, сторона которого 2 клетки. Заштрихуйте половину квадрата разными способами.
2. Отметь 2 точки и соедини их линией.
3. Начерти квадрат со стороной, равной 5 см и заштрихуй 1/5 его часть
4. Нарисуй прямоугольник со сторонами 5 и 6 см, заштрихуй 1/ 6 его часть
5. Построить фигуру, если известна ее часть: 7 /10, 4/ 5 и т.д.
За кажущейся простотой заданий огромное поле для творчества, каждый ребенок может проявить фантазию и применить свой оригинальный способ решения, за что его обязательно поощрить. Для стимулирования творческой деятельности учащихся можно предложить самостоятельные домашние исследования, например: предложить нескольким учащимся решение одной и той же задачи. Им дается время на выполнение, допустим неделя, и предлагается на очередном уроке изложить свой метод решения. Это прекрасный стимул творческой деятельности. Учащиеся находятся в центре внимания, они проявляют максимум мыслительных способностей, чтобы оправдать доверие учителя, поднять свой авторитет в глазах одноклассников. Учащийся знает, что от него ждут грамотного и красивого решения, а это возможно только в результате кропотливого труда, исследовательской работы. Для учащихся класса такая работа это возможность увидеть несколько способов решения одной задачи, а это и есть стимулирование творческой активности.
Такой подход к содержанию обучения математике пропагандировал известный математик Д.Пойя.
Он указывал, что работа по изучению учебного материала должна состоять из трех фаз: «фаза исследования, фаза формализации и фаза усвоения». В приведенном примере продемонстрированы две фазы, для проведения третьей нужно провести еще повторение и самостоятельную работу.
На таких уроках учащиеся работают с большим интересом, так много материала, связанного с жизнью, практикой. На этих уроках внимание, интерес гарантированы.
Известно, что каждое упражнение, а тем более задача приносят эффект, если требуют активного размышления, поисков рациональных решений. Не менее важно расположить их в определенной последовательности, продумать способ подачи, приемы, которыми стимулируется желание ребят их решать. Задачи, поставленные учителем на уроке, тогда эффективны, когда, с одной стороны, организуют деятельность ребят, направляя ее на получение очерченных программой знаний, умений, навыков, с другой стороны, не сковывают их мысль, инициативу, творчество.

Список литературы:
 Г.И. Саранцев Цели обучения математике в средней школе в современных условиях, М., 1999
 П.Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина Управление
 познавательной деятельностью учащихся М., 1979
 Н. А. Курдюмова Нестандартные уроки математики М., 2004.
 А.А.Окунев Спасибо за урок дети! М., 1976
 С.П.Баранов Сущность процесса обучения М.,1982
 И. С. Якиманская Развивающее обучение М. Педагогика, 1977
 Г. В. Дорофеев О принципах отбора содержания школьного математического образования М., 1990
 С. Т. Шалгымбаева, Ш. Б. Есмухамбетова Формирование экологических знаний на интерактивной основе Вест. КазНУ, 2005
Категория: Математика | Добавил: natali24
Просмотров: 466 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 4:22 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru