Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Математика

Разработка урока по геометрии 11 класс.
[ · Скриншот ] 2019-05-22, 5:27 PM
Которова Н.С., учитель математики КГУ « Средняя школа №3 им.Д. Кунаева» г. Риддера Восточно - Казахстанской области.

Тема: «Задачи практического содержания на нахождение объёмов тел вращения»

Цель урока:
Организовать деятельность учащихся по формированию умений и навыков в решении задач практического содержания на вычисление объёмов тел вращения
Задачи:
образовательные:
актуализировать необходимые теоретические знания по теме (тела вращения, формулы объёмов тел вращения; связь между понятиями плотность, масса и объём, единицы измерения объёмов)
развивающие:
- развивать познавательную активность, творческие способности, мышление, умение анализировать и обобщать, переносить знания из одной ситуации в другую;
воспитательные:
вызвать интерес к практическому применению полученных знаний по теме, формировать навыки взаимоконтроля и самооценки. Воспитывать культуру общения, умение работать в парах, группах, слушать друг друга, воспитывать чувство взаимовыручки, внимательного отношения друг к другу при работе на уроке.
Формы организации работы учащихся: индивидуальная, самостоятельная, работа в в группах.
Формы и приемы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, дискуссия, диагностика.
Оборудование: моноблок, дидактические карточки, учебник, рабочая тетрадь.
Тип урока: Урок совершенствования умений и навыков.
Методы:
Преподавания: объяснительный с инструктивным
Обучения: диалогический
Учения: репродуктивный с частично- поисковым
Оборудование: раздаточный материал - карточки с заданиями, лист учёта
знаний для каждого учащегося.
Временной режим: 45 минут.
Сопутствующие цели урока:
- вовлечь в деятельность на уроке каждого учащегося;
- расширить кругозор учащихся путем решения практических задач;
- показать красоту предмета и практическую значимость.

Ход урока
1. Организационный этап: приветствие, готовность учащихся к уроку
2. Мотивация. Актуализация знаний.
Организация учебной деятельности на этапе 2
- В какой теме мы с вами сейчас работаем? (объёмы тел вращения)
-А может ли изучаемая тема пригодиться в практической жизни? Какие объекты окружающей обстановки имеют форму тел вращения? (задача – проблема: В банку в форме усечённого конуса налита сметана. Продавец на рынке утверждает, что в ней 0,5 кг сметаны (стоимость 1 кг сметаны 1600 тг.) и, соответственно, вы платите 800тг. Не обманывает ли вас продавец?)
- Сформулируйте тему урока. (Задачи практического содержания на нахождение объемов тел вращения)
Тема записывается на доске.
- Сформулируйте цель урока.
-Какие знания, формулы нам пригодятся на сегодняшнем уроке?
Прием «Карусель».
1) Каждой группе раздаются маркеры определённого цвета таким образом, чтобы у каждой группы был свой определённый цвет, и листы формата А1. Каждая группа отвечает на предложенные вопросы по теме (обсуждения в течение 2 минут).

2) Затем каждая группа передает свой лист с ответами и формулами соседней группе по часовой стрелке, и проверяют ответы предыдущих групп, если согласны ставят «+», если не согласны пишут свои ответы или дополняют ответ предыдущих групп(2 минуты).
За все правильные ответы выставляется 3 балла (в оценочный лист)

План обсуждения
Ответьте на вопросы
1. Формулы объёмов тел вращения. Пояснить формулы
2. Соотношения между единицами измерения объема.
3.Формулы, связывающие объём, плотность и массу тела.

3) Анализ всех рассмотренных ответов, обобщение, выводы, процесс корректировки знаний учащихся.
3.Формирование умений и навыков.
1 .Решаем коллективно. Задача об объеме банки со сметаной
Итак, вернёмся к нашей проблеме. Как проверить правдивость слов продавца?
Что необходимо для этого измерить?
Измеряют и записывают результаты измерения (радиус нижнего и верхнего оснований, высоту банки).
r =3,25cм R = 4,25см H = 9см,ρсметаны = 0,994кг/л ( при t = 20C)

V = 0,39976123(л), m = = 0,994*0,39976123 = 0,3973626 кг (вывод: продавец обманывает вас)
2. Работа по группам (Учащиеся должны решить в группе три задачи, но каждая группа начинает с решения определенной задачи, после выполнения задания, учащиеся проверяют решение у учителя и переходят к другому заданию, сами становятся консультантами уже по решённой задаче. К ним могут обращаться за помощью или проверить правильность решения задачи представители других групп).
Решение каждой задачи оценивается в 1 балл (в оценочный лист)
1 группа. Сколько тонн стальных труб пошло на сооружение газопровода Бейнеу – Бозой- Шымкент протяженностью 1477 км, если диаметр трубы 1067 мм и толщина стенок 15,9 мм. Плотность стали 7800 кг/м3. Газопровод соединил действующие газопроводы республики в единую газотранспортную систему, что позволило диверсифицировать транспортировку газа по территории Казахстана в любом направлении и полностью исключить зависимость от импортного газа. Сдача газопровода в эксплуатацию состоялась на 5 месяцев раньше срока в ноябре 2015 года.

Ответ: Масса труб равна 604569 т
2 группа. Стаканчик для мороженого конической формы имеет глубину 12 см и диаметр верхней части 5 см. На него сверху положили мороженое в виде шара диаметром 5 см. Переполнит ли мороженое стаканчик, если оно растает?

Ответ: нет.

3 группа. Для содержания одной коровы и телёнка фермеру требуется заготовить на зиму 4,5 т сена. Он заготовил стог сена в виде цилиндра с коническим верхом. Радиус его основания равен 4м, высота 5 м, причем цилиндрическая часть стога имеет высоту 2,3 м. Хватит ли корове и телёнку сена на зиму, если плотность сена равна 0,03 г/см3. (π≈3,14).
Ответ: хватит.

3. Самостоятельная работа по карточкам индивидуальных заданий

1 вариант
1) Железобетонная панель имеет размеры
600 х120 х 22 см.По всей её длине 6 цилиндрических отверстий, диаметр которых 14 см. Найдите массу панели, если плотность материала 2,5 т/м3
2) Сколько тонн породы в терриконе высотой 90 м, если известно, что угол естественного укоса породы равен 45º, а её плотность 2 т/м3?.
( террикон имеет форму конуса)

2 вариант
1) Сколько в связке электродов для электросварки, если их общая масса 10 кг, а каждый электрод – кусок стальной проволоки длиной 45 см и диаметром 6 мм?
2) Смолу для промышленных нужд собирают, подвешивая конические воронки к соснам. Сколько нужно собрать воронок диаметром 10 см с образующей 13 см, чтобы заполнить смолой ведро объемом 10 литров?

3 вариант
1) В цилиндрический сосуд налили 2000 см3 воды. Уровень воды при этом достиг 12 см. В жидкость полностью погрузили деталь. При этом уровень жидкости в сосуде поднялся на 9 см. Чему равен объём детали?
2) Из прямоугольного листа нержавейки, имеющего 1,6 м длины и 0,8 м ширины можно сварить трубу двояким образом. В каком случае объём трубы будет наибольшим?

4 вариант
1) На сколько увеличится объем двигателя автомобиля ВАЗ 2108, (ход поршня 71 мм, диаметр цилиндра 76 мм, 4 цилиндра), если расточить его стенки на 2 мм?
2) Рекламодатель утверждает вам, что один аквариум шаровидной формы радиуса 30 см способен вместить в себя больше воды, чем четыре аквариума в форме прямоугольного параллелепипеда с измерениями 20, 30 и 40 сантиметров. Стоит ли доверять рекламе?
Сколько золотых рыбок можно поселить в шаровидный аквариум ?
(15 % объёма аквариума необходимы для грунта, камней, растений. Норма жилплощади: из расчета 10 - 12 литров воды на 1 золотую рыбку)
4.Итог урока, д/з
Рефлексия
Как усвоена тема Домашнее задание
1) Я отлично понял тему Составьте две задачи с практическим содержанием на нахождение объёма тела вращения.
2) Я хорошо понял тему и могу самостоятельно решать сложные задания №1(задача об объёме вишни) №2(задача о производительности насоса)
3) Я недостаточно хорошо понял тему, но могу самостоятельно решать несложные задания №3(задача о количестве стаканов чая)
4) Я ничего не понял и как решать задачи я не знаю. №4(задача об объёме цистерны, с инструкцией)

Д/з
№1.Мякоть вишни окружает косточку такой же толщины, как и сама косточка. Будем считать, что и вишня и косточка имеют форму шариков. Сообразите, во сколько раз объем сочной части вишни больше объема косточки.
№2. Насос, подающий воду в паровой котел, имеет два водяных цилиндра. Диаметры цилиндров
80 мм, а ход поршня 150 мм. Чему равна часовая производительность насоса, если каждый поршень делает 50 рабочих ходов в минуту?
№3 В столовой школы стоит пищеварочный котел, имеющий форму цилиндра высотой 0,5 м и диаметром основания 0,4 м. Какую часть котла нужно наполнить водой, чтобы приготовить 150 стаканов чая по 0,2 л?
№4.Какое количество нефти (в тоннах) вмещает цилиндрическая цистерна диаметра 18 м и высотой 7 м, если плотность нефти равна 0,85 г/см3?

H = 7 м; d = 18 м; ρнефти = 0,85 г/см3
m =?
V ц = πR2H =
m = V•ρ ≈

Оценочный лист

Фамилия, имя Теория(3 б) Задачи Итого
№1(1 балл) №2(1 балл) №3(1 балл)
Категория: Математика | Добавил: masha
Просмотров: 642 | Загрузок: 0 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-04-24, 2:55 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru