Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Математика

Система работы на уроках математики по формированию математической грамотности в 5-9 классах
[ · Скриншот ] 2020-05-16, 8:12 AM
Система работы на уроках математики по формированию
математической грамотности в 5-9 классах
Учителя математики ГУ СОШ №39 г.Павлодара: Кутнова Л.Г., Бураханова Р.М., ШапиховаЗ.Е.

Современное общество меняет взгляд на содержание математического образования. Основное внимание направлено на развитие способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Сегодня нужны функционально грамотные выпускники, способные вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Основой высокого уровня математического образования на разных ступенях обучения является матемтаическая грамотноясть подрастающего поколения. Поэтому обеспечение математической грамотности школьников является певрочередной задачей в деле обеспечения добротности школьного математического образования

Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».
В определении «математической грамотности» основной упор сделан не на овладение предметными умениями, а на функциональную грамотность, позволяющую свободно использовать математические знания для удовлетворения различных потребностей – как личных, так и общественных. Согласно этому основное внимание нужно уделять проверке способности учащихся использовать математические знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции.
Математическая грамотность «состоит» из двух основных компонентов:
- «фундаментальные математические идеи»,
- «математическая компетентность».
Фундаментальные математические идеи – это группа взаимосвязанных общих математических понятий, которые связаны с реальной действительностью тем, что характеризуют свойства, общие для разнообразных объектов и явлений живой и неживой природы, и тем самым способствуют лучшему пониманию роли математики в постижении и описании окружающей действительности.
В качестве таких идей предложены: «изменение и зависимости», «пространство и форма», «неопределенность», «количественные рассуждения».
Математическая компетентность – это сочетание математических знаний, умений, опыта и способностей человека, обеспечивающих успешное решение различных проблем, требующих использования математики.
Развитие математической грамотности должно вестись с 5 класса, можно выделить 3 этапа реализации разработки:
5 – 6 классы;
7 – 8 классы;
9 класс.
Развивать математическую грамотность надо постепенно, начиная с 5 класса. Регулярно включать в ход урока задания на «изменение и зависимости», «пространство и форма», «неопределенность», «количественные рассуждения» и т.п.. Именно эти идеи были использованы при составлении спецификации тестов по математической грамотности для ЕНТ

Нами были выделены следующие формы и методы развития математической грамотности в учебном процессе.
№ Название форм и методов
1 игровой момент на уроке
2 проблемный элемент в начале урока
3 задание – «толчок» к созданию гипотезы для исследовательского проекта
4 задание для смены деятельности на уроке

5 модель реальной жизненой ситуации, иллюстрирующей необходимость изучения какого либо понятия на уроке
6 задание, устанавливающее межпредметные связи в процессе обучения
7 задания заставят сформулировать свою точку зрения и найти аргументы для её защиты
8 задания одного типа и провести урок в соответветствии с какойто образовательной технологией
9 задачи объединить в группы и создать свой элективный курс по развитию математического мышления
10 Задания такого типа можно включать в школьные олимпиады, математические викторины
11 Задачи на развитие математического мышления могут стать основой для внеклассного мероприятия в рамках декады математики

Представляем вашему вниманию разработанную нами таблицу ( Приложение 1). В ней собраны задания на развитие математического мышления, согласно «Спецификации теста по математической грамотности для ЕНТ», с 5 по 9 классы, с указанием тем по разделам и номеров заданий из учебников. Для выполнения этих заданий требуются знания и умения, которые необходимы для математически грамотного современного человека.
К ним отнесены:
пространственные представления;
пространственное воображение;
свойства пространственных фигур;
умение читать и интерпретировать количественную информацию, представленную в различной форме (в форме таблиц, диаграмм, графиков реальных зависимостей), характерную для средств массовой информации;
умение работать с формулами;
знаковые и числовые последовательности;
нахождение периметра и площадей нестандартных фигур;
действия с процентами;
использование масштаба;
использование статистических показателей для характеристики реальных явлений и процессов;
умение выполнять действия с различными единицами измерения (длины, массы, времени, скорости) и др.
Надеемся, что наш материал поможет коллегам целенаправленно формировать и развивать математическую грамотность в 5-9 классах через решение задач в учебниках, охватывая все 4 общепринятых направлений, отражающихся в спецификации тестов по математической грамотности для ЕНТ.
Приложение 1.
Спецификация
теста по математической грамотности для ЕНТ
№ раздел класс тема автор учебника № задания
01 Количественные рассуждения 5 класс
Математика 1.1. Натуральные числа и нуль
1.8 Буквенные выражения
1.10 Уравнения.
2.1., 2.8,.2.9 Делители натуральных чисел. НОК. НОД
2.2 Простые и составные числа
2.4-2.5. Признаки делимости натуральных чисел
2.7 Разложение составных чисел на простые множители
2.10 Движение по реке
3.7. Сравнение обыкновенных дробей.
Сравнение смешанных чисел.
3.12 Взаимно - обратные числа.
3.15 Задачи на совместную работу
глава 3. Обыкновенные дроби и действия над ними
глава 4 п 4.1-4.12 Десятичные дроби и действия над ними
глава 6 п 6.1-6.3 Проценты
глава 8 п 8.1.-8.3 Диаграммы Т.А. Алдамуратова. К.С. Байшоланова . Е.С. Байшоланов П1.1. № 24
П.1.8 №82,№85(1) , № 88, №90
П1.10 №113
П3.1. №357
П 3.4 №425
П 3.11 №599
П4.3. №76
П 6.1. №1805, №1104,
П 6.3 №1163, №1178, №1184
П8.3. №1299
6 класс
Математика 1.1Отношения
1.2 Задачи на деление в данном отношении
1.3 Процентное отношение двух чисел
1.7 Решение задач на проценты способом пропорции
2.2. Координатная прямая. Противоположные числа.
глава 2 Рациональные числа и действия над ними
глава 3 Алгебраические выражения
4.2.Линейное уравнение с одной переменной
Глава 5. п5.1-5.5 Линейные неравенства с одной переменной и их системы
Глава 10 п10.4-10.5 Линейные уравнения с двумя переменными и их системы .А. Алдамуратова. К.С. Байшоланова . Е.С. Байшоланов П1.1 №13
П 1.2. №27,№32
П1.3 №55, №60,№61, №68
П1.7 №155
П 10.4-10.5 №1467, №1441
П 4,2 № 779,790
П5.2 №892

7 класс
Алгебра Раздел 1. п 1.1.-1.3 Степень с натуральным и целым показателем
Раздел 2. Одночлены и многочлены
Раздел 5. Формулы сокращенного умножения
6. Решение текстовых задач с помощью составления их математических моделей.
Раздел. Упражнения для повторения пройденного материала в 7 классе Шыныбеков А.Н., Шыныбеков Д.А. П.1.2 №1.105
Стр 194
№7.47, №7.48, №7.49, №7.50
П5.6 № 5.178
7 класс
Алгебра Дополнительные упражнения к главе 1
§2 Выражения с переменными
Глава 2 Одночлены
§1. Степень с натуральным показателем
П 4 Возведение одночлена в степень
П 5 Тождество
Глава 4. Делимсть чисел. Простые и составные числа
§1. Делимсоть чисел Ю.Н. Макарычев и др. ( 2004 Алматы «Жазушы») Стр 25 №84, 87

Стр 39 №9, №12, №19,
№20

Стр 194 №9 стр 197 № 19,№20

8 класс
Алгебра Упражнения для повторения курса Алгебры 7 класса (практико- ориентированные задания по ФМГ)
глава 1 Квадратные корни и иррациональные выражения
глава 2 Квадратные уравнения
глава 5 Неравенства А.Е.Абылкасымова, Т.П.Кучер, В.Е. Корчевский, З.А.Жумагулова Стр 14
№ 62-66
П 2 №2.6
П4 №4.24
П.8 №8.22
№8.23
9 класс Упражнения для повторения курса 9 класса А.Е.Абылкасымова, Т.П.Кучер, В.Е. Корчевский, З.А.Жумагулова Стр 130 №56-60
№62-63, №65-66
№ раздел класс тема автор учебника № задания
02 Неопределенность 6 класс
Математика 8.1 Среднее арифметическое нескольких чисел
8.3. Решение комбинаторных задач методом переборов Т.А. Алдамуратова. К.С. Байшоланова. Е.С. Байшоланов П8.1 №1191
П.8.1 №1196
П8.2. №1229, №1257, №1259
П.8.3 № 1258, №1242, №1247, №1250
7 класс
Алгебра Раздел 4 Элементы статистики
4.1. Генеральная совокупность и выборка
4.2. Полигон частот и относительность частот Шыныбеков А.Н., Шыныбеков Д.А. П 4.1. №4.17, №4.1, №4.7
П 4.2
№4.36

8 класс Упражнения для повторения курса алгебры за 8 класс А.Е.Абылкасымова, Т.П.Кучер, В.Е. Корчевский, З.А.Жумагулова Стр 177
№86
9 класс
Алгебра П7 Основные поняти я и правила комбинаторики
глава 2 Элементы комбинаторики
7-10 Основыне понятия и правила комбинаторики. Факториал.. Перестановки и размещения. Сочетания без повторений. Основные формулы комбинаторики. Решение задач с использованием формулы комбинаторики.
глава 5 Элементы теории вероятностей
30-32 События и его виды., Определение классической вероятности. Статистическая вероятность. Геометрическая вероятность А.Е.Абылкасымова, Т.П.Кучер, В.Е. Корчевский, З.А.Жумагулова П7 №7.12, №7.13
П.8 №8.4
П 31. №31.1
№31.2
№31.4
9 класс
Алгебра 4.4. Перестановки
Шыныбеков А.Н. и др Пример №6
9 класс
Алгебра 4. Сочетнаия. Н.Я. Виленкин
2005 Москва «Просвещение» №19 стр 305
№ раздел класс тема автор учебника № задания
03 Изменение и зависимости 5 класс
Математика 1.8 Числовые выражения. Буквенные выражения
1.12Числовые последовательности.

5.1.Множества. Элементы множества. Изображение множеств.
5.4Задачи на множества

8.1.Окружность. Круг.
8.2 Круговой сектор
8.3 Способы представления статистических данных. Столбчатые , линейные, круговые и графические диаграммы. Т.А. Алдамуратова. К.С. Байшоланова . Е.С. Байшоланов
П 5.4. №1070,1072
6 класс
Математика 1.5Прямая пропорциональная зависимость
1.6 Обратно пропорциональная зависимость
1.8 Масштаб
глава 9. Зависимости между величинами
9.1-9.5 Зависимости между величинами. Задание зависимости между величинами с помощью формул. Табличный способ задания зависимости между величинами. Графический способ задания зависимости между величинами Т.А. Алдамуратова. К.С. Байшоланова . Е.С. Байшоланов П1.5 ,П 1.6 №117,№118
П1.8 №165
7 класс
Алгебра 3.1.1. Понятие функции
3.1.2. Таблица значений функции и ее график
3.2.1. Функция прямой пропорциональности
3.2.2 Линейная функция и ее график.
Раздел 5. Формулы сокращенного умножения
5 Решение текстовых задач с помощью составления их математических модлей
Шыныбеков А.Н., Шыныбеков Д.А. П 3.1.2 №3.29, №3.32
П 3.1.1
№3. 6
П5 №5.180

8 класс
Алгебра Упражнения для повторения курса Алгебры 7 класса (практико- ориентированные задания по ФМГ)
5. Функция у=√х. ее свойства и график
12.Решение текстовых задач, с помощью квадратного уравнения
глава 3
Квадратичная функция
А.Е.Абылкасымова, Т.П.Кучер, В.Е. Корчевский, З.А.Жумагулова Стр 14
№ 67

П5 № 5.12
Глава 3
П.14 №14.21, №14.22
9 класс
Алгебра глава 3
12.Числовая последовательность, ее виды , способы задания и ее свойства
Глава
П29
П.30 События и его виды
Упражнения для повторения курса 9 класса А.Е.Абылкасымова, Т.П.Кучер, В.Е. Корчевский, З.А.Жумагулова П12 №12.12, №12.14
П 29 №29.32
П30 № 30.18
Стр 131
№55,№61 №64,
№67-70
№86-88, №90-91

9 класс
Алгебра §4 Преобразование графиков
П 14 Паралельный перенос
П15 Растяжение, сжатие графика вдоль оси ОУ
П16 Растяжение, сжатие графика вдоль оси ОХ Н.Я. Виленкин
2005 Москва «Просвещение» Стр 39 №69
№ раздел класс тема автор учебника № задания
04 Пространство и форма 5 класс
Математика 1.11Формулы. Вычисления по формулам
9.1 Прямоугольный параллелепипед и его развертка
9.2 Задачи на разрезание и склеивание фигур
3.11 Умножение обыкновенных дробей и смешанных чисел Т.А. Алдамуратова. К.С. Байшоланова . Е.С. Байшоланов П3.11 № 601
6 класс
математика 1.9Длина окружности. Площадь круга. Шар. Сфера
2.12Расстояние между точками координатной прямой
6.4 Прямоугольная система координат. Координатная плоскость Т.А. Алдамуратова. К.С. Байшоланова . Е.С. Байшоланов П1.9 №190, №194
7 класс геометрия 1.1.2 Отрезок. Прямая
1.2.3 Угол
1.3.1 Треугольник. Виды треугольников. (классификация треугольников по углам и стронам)
3.2.2 Неравенства треугольника
Шыныбеков А.Н., Шыныбеков Д.А. П 1.1.2 №1.8
П 1.2.3 №1.31
П 1.3.1 формативное оценивание
П 3.2.2 №3.45

8 класс геометрия 4-7 Свойства и признаки прямоугольника, ромба, квадрата, трапеции
9. Теорема Фалеса
15 Теорема Пифагора и теорема, обратная ей.
21-25 Площади фигур (прямоугольника, ромба, квадрата, параллелограмма, трапеции)
26 Координаты: точки на плоскости, середины отрезка, Расстояние между точками. Г.Н. Солтан, А.Н. Солтан, А.М.Жумадилова П 4 №74
П 9 №105

П 21 №215,№219
П22 №234
П 23 №245
П 25 № 263
П26. №278(а)

9 класс геометрия
13Арифметичекая прогрессия. Формула n –го члена арифметической прогрессии
глава 8.
23 Вписанные в окружность четырехугольники
27 Длина окружности и ее дуги
28 Площадь круга, сектора и сегмента.
29 Упражнения на повторение раздела «Окружность Многоугольники»
Г.Н. Солтан, А.Н. Солтан, А.М.Жумадилова П13 №191,194,195
П 29 №400
Категория: Математика | Добавил: burahanovarajsa
Просмотров: 730 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-04-24, 7:42 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru