Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Математика

Новая система оценивания
[ Скачать с сервера (26.7Kb) ] 2014-01-11, 9:57 PM
Постановлением Правительства Республики Казахстан утверждена Стратегия развития Назарбаев Интеллектуальных школ до 2020 года, в рамках которой разрабатывается новое содержание образования. Неотъемлемой частью содержания образования является объективная и достоверная система оценки учебных достижений учащихся.
Во все времена существовали самые различные способы проверки знаний и умений. В процессе исторического развития менялись лишь формы, приемы выставления отметок, частотность проведения контрольно-измерительных мероприятий и их содержание, меры воздействия на учащихся, мотивационные элементы и многие другие факторы.
На протяжении многих десятилетий оценивание заключалось в сравнении достижений учащегося с результатами других учащихся, и такой подход к оцениванию имеет целый ряд недостатков:
 Отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;
 Педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на достижение каждым учеником единых критериев,
 Отметки, выставляемые учащимся, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;
 Отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует высокой мотивации учащихся к обучению.
В настоящее время основной целью образования является развитие конкурентно - способной личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Особое значение имеет контрольно - оценочная деятельность ученика, то есть готовность и способность контролировать и оценивать свою деятельность, уметь устранять причины возникающих трудностей.
Для решения данных проблем в школах необходимо разработать и внедрить новую систему оценивания учебных достижений учащихся в соответствии с ожидаемыми результатами обучения. Одной из объективных и достоверных систем оценивания учебных достижений является критериальное оценивание.

Критериальное оценивание предполагает наличие механизма, позволяющего производить оценку учащихся более объективно, таковыми являются рубрикаторы. Рубрикатор (инструкция по оцениванию) – подробное описание уровней достижений учащихся по каждому критерию и соответствующее им количество баллов.
Оценивание деятельности учащихся на уроке становится демократичным, так как ученик является субъектом своего обучения, а учитель не играет роль "судьи" при выставлении оценок.
Система оценивания дает возможность определять, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык. При этом целесообразно за точку отсчета брать обязательный минимум.
Критериальная система оценивания совершенно прозрачна в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок, а также целей, для достижения которых эти отметки ставятся. Она также является средством диагностики проблем обучения, предусматривая и обеспечивая постоянный контакт между учителем, учеником и родителями.
Например, для оценивания достижений учащихся по математике, можно использовать следующие виды критериев.
Названия критериев и краткое описание их содержания приведено в таблице:
Обозначение и название критерия Краткое описание содержания критерия
А Знание и понимание Учащийся демонстрирует знание и понимание изученного материала, способен применять полученные знания в стандартных и измененных ситуациях
В Исследование Учащийся исследует какую-либо задачу, применяя математические методы, находит закономерности, описывает с помощью языка математики взаимосвязь между ними
С Коммуникация Учащийся способен передавать информацию, используя, соответствующую научную терминологию, условные обозначения
D Рефлексия Учащийся размышляет о правильности и рациональности выбранного метода решения
Критерии расшифровываются показателями, в которых (для каждой конкретной работы) дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание по любому показателю – это определение степени приближения ученика к данной цели. При критериальном оценивании, обращается большое внимание на то, что оценивание проводится за каждое задание. Каждое задание оценивается по сумме баллов за каждый правильно выполненный проверяемый элемент.
Критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов. В критериальном оценивании описаны уровни достижений, соответствующие каждому баллу. Важно, что шкала оценивания начинается с нуля, а это очевидно, так как оценивается не личность ученика, а его деятельность.
Так как критериальный подход к оцениванию должен решать проблему объективного оценивания учащихся и стимулировать их для достижения более высокого результата, то круг проблем в порядке их значимости может выглядеть следующим образом. Не сразу ребята получат положительные отметки, так как проходит процесс адаптации к новой системе оценивания. С каждым разом они будут стараться лучше готовиться к констатирующим работам, усовершенствовать опыт работы с дескрипторами. Дескриптор – описание уровней достижения конкретного балла.
Проводится рефлексивная оценка среди учащихся, на проверку: как можешь сам себя оценить, как оцениваешь уровень своих знаний, как понимаешь, на что ты способен и как усвоил основной материал, оценка не зависит от настроения учителя.
При условии соблюдения всех этапов критериального оценивания трудоёмкость и издержки адаптационного периода окупятся повышением качества знаний учащихся.
Критериальная система оценивания включает в себя формативное оценивание (текущие отметки) и констатирующее оценивание (по завершению разделов учебной программы, итоговое оценивание за четверть и год).
Формативное оценивание предназначено для определения уровня освоения знаний, навыков в процессе повседневной работы в классе или дома. Оно осуществляется в различных формах и позволяет учителю и ученику скорректировать свою работу и устранить возможные пробелы и недочеты до проведения констатирующей работы. Формативные отметки не учитываются при выставлении отметок за констатирующие работы и итоговых отметок за четверть.
Констатирующее оценивание предназначено для определения уровня сформированности знаний и учебных навыков при завершении изучения блока учебной темы. Констатирующее оценивание проводится по результатам выполнения констатирующих работ различных видов (тесты, контрольные работы и т. п.). Отметки, выставленные за констатирующие работы, являются основой для определения итоговых отметок по предмету за четверть, за год.
Констатирующая отметка выставляется по критериям. Критерии оценивания доступны для ознакомления всех участников учебного процесса: учащихся, учителя, родителей.
Выполнение констатирующих работ обязательно для всех учащихся. К каждой констатирующей работе разрабатывается лист оценивания в виде таблицы, в котором отмечается уровень достижений учащихся.
Констатирующие работы составляются таким образом, чтобы содержалось максимальное количество критериев. Отметки за констатирующие работы учитываются при выставлении четвертных отметок.
Повторное выполнение (переписывание) констатирующих работ, выполненных на положительную отметку (от 3 до 5), не допускаются. В случае отсутствия ученика по уважительной причине, пропущенные им констатирующие работы, выполняются в двухнедельный срок после выхода его в школу. Если ученик пропустил констатирующую работу в установленный срок, то ему предоставляется специально для этого резервный день – последний день четверти. В случае «спорной» отметки можно решить ее в пользу ученика при наличии у него более высоких формативных отметок, чем констатирующих.
Учитель имеет право не допустить к констатирующей контрольной работе при невыполнении ряда работ, за которые предусмотрено формативное оценивание, в том числе домашних заданий, а также систематические пропуски занятий без уважительной причины. А это дисциплинирует учеников: они стараются все выполнять в срок и качественно.
Каждый из нас знает, как трудно сохранить познавательный интерес ребёнка, развить в нём желание учиться, трудиться. Становясь партнерами в процессе обучения, ученик и учитель вместе могут решать проблемы.
Продемонстрирую пример дескриптора для самостоятельной работы по алгебре по теме: «Решение квадратных уравнений методом выделения квадрата двучлена».
Дескриптор для самостоятельной работы по алгебре
Тема: «Решение квадратного уравнения способом выделения квадрата двучлена.
Формулы корней квадратного уравнения. Решение квадратных уравнений»
Ф.И.О. ученика:
Критерии Темы задания Проверяемые элементы Уровень достижений Баллы за выполнение задания
А (max 3) Решение уравнений методом выделения квадрата двучлена
х2-6х+8=0 Не достиг ни одного из критериев 0 3 балла
Умеет выделить полный квадрат двучлена 1
Умеет правильно решать неполные квадратные уравнения 1
Правильно записал ответ 1
B (max 4) Решение уравнений методом выделения квадрата двучлена
4х2-3х-22=0 Не достиг ни одного из критериев 0 4 балла
Умеет приводить квадратное уравнение к приведенному виду 1
Умеет выделять полный квадрат двучлена 1
Умеет правильно решать неполные квадратные уравнения 1
Правильно записывает корни исходного уравнения 1
C (max 5) Решить уравнения с помощью формул корней квадратного уравнения
(4х-5)(3х+7)-(х-2)(4х+2)=33х+73 Не достиг ни одного из критериев 0 5 баллов
Правильно выполняет умножение многочленов 1
Умеет приводить подобные слагаемые 1
Приводит квадратное уравнение к стандартному виду 1
Правильно применяет формулы корней квадратного уравнения 1
Правильно вычисляет корни и записывает ответ 1
• 0 – 6 баллов – оценка «2»
• Всего баллов________
• 7 – 8 баллов – оценка «3»
• 9 – 10 баллов – оценка «4»
• 11 – 12 балла – оценка «5»
• Оценка_____________
И в заключении хочется отметить возможные риски критериального оценивания:
1. Формальный подход педагогов к разработке необходимых материалов для критериального оценивания и проведению анализа результатов из-за трудоемкости процесса разработки.
2. Издержки адаптационного периода при внедрении критериального оценивания. Недопонимание системы критериального оценивания со стороны родителей.
3. Отсутствие должного контроля со стороны администрации школы за внедрение критериального оценивания.
Категория: Математика | Добавил: Валенька
Просмотров: 1387 | Загрузок: 192 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 12:38 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [463]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru