Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Математика

доклад по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков Ахметолла З.М.
2014-05-24, 4:49 AM
Доклад
по одному уроку
из запланированной серии последовательных уроков

Ахметолла З.М.

На курсах третьего базового уровня, я познакомилась с Программой, в которой было предоставлено идея семи модулей, интегрированных в процесс преподавания и обучения. Для внедрения идеи семи модулей Программы я познакомилась с методиками и стратегиями проведения уроков. В данном отчете я хотела проанализировать урок геометрии из серии уроков в 7 классе, в котором я использовала ключевые идеи Программы во время практики в школе.
В наблюдаемом классе 25 учеников. Показатели качества знаний учащихся по предмету – средние. В классе 14 мальчиков и 11 девочек. Трое учеников класса с очень низкой мотивацией к предмету. Учащиеся 7 класса изучают геометрию первый год. Но, несмотря на это, имеют очень хорошие навыки по данному предмету в основном 5 мальчиков и две девочки.
С окружностями и их основными понятиями ученики были уже знакомы ранее, а взаимное расположение окружностей начали изучать в 7 классе. На этом уроке я запланировала обучающую цель – знание и умение учащихся по теме «Взаимное расположение двух окружностей». Ожидаемыми результатами ставлю, то, как учащиеся определят тему урока, цели и ОР; знают взаимное расположение двух окружностей, знают понятие концентрических окружностей; поймут и объяснят, что взаимное расположение двух окружностей связано с расстоянием между их центрами; применят свои знания при составлении тестов посредством ИКТ.
На уроках геометрии мне необходимо было развивать в учениках навыки работы в группах, умение оценивать себя и соклассников, критически мыслить и рассуждать. При планировании и проведении данного урока я применяла новые идеи семи модулей Программы. Для реализации ожидаемых результатов на этом уроке и на серии последовательных уроков, я выступала в роли скафолдера, направляя учеников по нужному направлению для изучения и закрепления темы. Я считаю, это способствовало эффективному обучению, так как мои ученики самореализовали себя в процессе обучения.
Я полагаю для удачного урока, мне нужно было создать коллаборативную среду. Для этого чтобы создать среду для развития и обучения своих учеников я организовала работу в группах, поделив их по стратегии «Атомы». Хотелось бы отметить, что эта стратегия очень понравилась учащимся, потому что раньше в своей практике при делении я делила детей, так как нужно было мне, а теперь они понимали, что деление происходит совсем иначе и это они считали объективным. Я полагаю, что ребятам была интересна стратегия «Конвейр» для повторения теории и проверки домашнего задания. Это было из того что ребята после урока попросили еще эту стратегию повторить. Для того чтобы вовлечь учащихся на урок, я использовала для учащихся стратегию «Брейн Джим». Данное упражнение было своего рода ледоколом в процессе обучения. Я думаю после этого упражнения, ученики поняли, что им предстоит очень много думать. Я заметила это, когда они начали обсуждать это между собой.
С целью чтобы ученики сами смогли сформулировать тему урока их вниманию, было предложена презентация. На данной презентации были предметы из обихода, имеющие форму окружности. Эти тела имели различное расположение. То есть этому можно было дать геометрическую интерприетацию: окружности не пересекаются, окружности пересекаются в одной точке и окружности пересекаются в двух точках. Я полагаю, что ученики 7 класса начали критически мыслить на данном уроке, потому что ученики начали анализировать, синтезировать, сопоставлять факты, рефлексировать и сами определили тему урока. Они, внимательно изучив продемонстрированные слайды, проанализировав увиденное, пришли к общему мнению и сформулировали тему урока «Взаимное расположение двух окружностей». На этом этапе уроке мне очень понравилось, то что ученица А, которую раньше никак не интересовали не только мои предметы алгебры, геометрии и математики, но и основные предметы изучаемые в школьном курсе, начала анализировать увиденное, говорить (фото1). И я не могла во время учебного процесса не подарить этой девочке огромную звезду за активную работу, после чего эта девочка стала активна работать на протяжении всего урока. Затем отвечая на вопросы «Какие цели поставим мы сегодня перед собой при изучении темы: "Взаимное расположение окружностей"? Что мы достигнем к концу урока? Что мы научимся делать?» ученики сами определили и сформулировали цели урока и ожидаемые результаты урока. Я считаю, что этот метод определения темы урока, целей и ОР эффективен, так как у учащихся путем зрительной памяти сохраняется больше информации по изученной теме. Во время прохождения практики на сериях последовательных уроков я пользовалась этой стратегией второй раз. И хотелось бы отметить, что в этот раз мне больше пришлось услышать рефлексивной речи учащихся нежели в первый раз. Мне понравилось, что ребята активно участвовали в беседе, хотя затруднялись в грамотном формулировании своего ответа. Думаю, если мы будем делать это систематически, то учащиеся научатся правильно выражать свои мысли. Отсюда можно сделать вывод, что при таком новом подходе в обучении, процесс обучения улучшается посредством рефлексии учащихся. Для улучшения процесса обучения и преподавания я мотивировала учащихся на положительный настрой, убеждая, что в этот раз по сравнению с прошлым получилось лучше.
С целью достижения обучающих целей урока я поставила ожидаемые результаты: узнают взаимное расположение двух окружностей, смогут дать понятие концентрических окружностей; поймут и объяснят, что взаимное расположение двух окружностей связано с расстоянием между их центрами; обсудят концентрические окружности; взаимное расположение окружностей.
Для того чтобы учащиеся узнали взаимное расположение двух окружностей, я запланировала работу в группах. (фото2) Обучение и преподавание строилось с учетом возрастных особенностей учащихся. Так как нужно было разобрать три вида взаимного расположения окружностей, я разбила класс на три группы. Я считаю, что использование стратегии Джигсо способствовало достижению ожидаемых результатов. Эта стратегия позволила учащимся разобраться и узнать о взаимном расположении двух окружностей. Я поняла, что достигла этих ожидаемых результатов, когда мои ученики удачно изобразили на постере взаимное расположение окружностей. Первая группа продемонстрировала, что окружности не пересекаются, вторая, что имеют одну точку пересечения, третья, что окружности пересекаются в двух точках. (фото3) Наблюдая за работой учащихся в группах, я заметила, что они работали сплоченно. Ученики выделили главное, думали, что изобразить на постере. В ходе выполнения задания они задавали друг другу вопросы, но я заметила, что им не удавалось задавать вопросы высокого порядка. Я заметила, что учащиеся вопросы задавали только низкого порядка. Также первая группа изобразила на постере, что окружности с общим центром называются концентрическими, при одинаковом радиусе они совмещаются, а при разных радиусах не имеют общей точки. Я полагаю стратегия «Джигсо» помогла учащимся узнать о взаимном расположении двух окружностей, так как ученики могли самореализоваться при изучении темы. Как говорится в Руководстве «саморегулирование способствует более высокому уровню вовлеченности в задание» и поэтому этот метод был эффективным. Я считаю, что учащиеся смогли отразить свое знание и понимание по данной теме. Чтобы добиться высоких результатов на своих уроках в будущем, в процессе обучения учащихся, запланирую вопросы высокого порядка. По моему мнению, это даст возможность учащимся критически мыслить.
Продемонстрировав ОР направленные на знания по данной теме приступим к следующим ОР в процессе обучения на данном уроке. На этом уроке к обучающим ОР нужно отнести, то, что ученики поймут и объяснят, что взаимное расположение двух окружностей связано с расстоянием между их центрами. Для того чтобы ученики сами поняли и обьяснили, что взаимное расположение окружностей связано с расстоянием между их центрами учащиеся выступили с подготовленными постерами. Для демонстрации понимания учащиеся продемонстрировали взаимное расположение окружностей в зависимости от расстояние между их центрами объяснили аудитории эту зависимость. Первая группа выступила, что если расстояние между центрами окружности больше суммы их радиусов или же расстояние между центрами меньше разности радиуса большего круга и радиуса меньшего круга, то они не пересекаются. Вторая группа показала и разъяснила, что если сумма радиусов окружности равна расстоянию между их центрами, и разность радиуса большей окружности и радиуса меньшей окружности равна расстоянию между их центрами, то такие окружности не пересекаются. А третья же группа объяснила, что в зависимости от того, что сумма радиусов окружности больше расстояния между их центрами и расстояние между центрами окружности больше разности радиусов окружности большего и меньшего окружности, то окружности пересекаются в двух точках. После каждого выступления групп, остальные группы давали обратную связь в виде стратегии «Две звезды и одно пожелание». Учащиеся давали обратную связь, для того чтобы улучшить работу в дальнейшем и мотивировать соклассников на лучшую работу и выступление. С предыдущего урока им знакома была стратегия «Большой палец», «Светофор». Эффективность используемых на уроке форм и методов и приемов я оценила когда учащиеся на этом этапе устанавливаются доверительные отношения между учителем и учеником. «Оценивание одноклассников играет очень важную роль, поскольку оно повышает уровень мотивации, способствует принятию критики, повышает уверенность в себе в дискуссии с учителем, а также позволяет учителям отстраниться от процесса и просто наблюдать» (Блэк и др., 2003). Я считаю, что учащиеся очень ответственно отнеслись к взаимооцениванию. Я могу доказать эффективность процесса обучения учеников тем что ученики сами, изучив тему, продемонстрировали и изложили новый материал. Однако хотелось отметить, что, так как такой подход был применен только второй раз, выступление с изложением новой темы, ребята вели себя скованно, и речь учащихся была «сухой». И поэтому я прихожу к мнению, что используя активные методы обучения, я в дальнейшем, буду способствовать развитию речи у учащихся, и буду направлять на самомотивацию. Как говориться в РдУ «Учитель должен стремиться создать такие условия, при которых ученики имеют то, что Чиксентмихайи (2008) называет «самоцелью» и, что Райн и Деки (2009) называют внутренней мотивацией. Иными словами, ученики имеют самомотивациею, и, как следствие – стремление и любознательность» (РдУ с.140). Раньше на уроках, рассказывала новую тему я, а сейчас была в роли скафолдера, что способствовало саморегулируемому обучению. И я думаю, что после взаимообучения тема дольше сохранится в памяти учащихся, нежели темы которые объясняла сама, так как они сами добывали знания. Ведь согласно пирамиде эффективности взаимообучение занимает самую высокую планку – 90%. Я думаю, что в дальнейшем, останусь в роли скафолдера и буду применять активные методы обучения для самореализации ученика. Это позволит улучшению памяти учащихся, будет способствовать развитию у учащихся критического мышления.
Для того чтобы реализовать ОР - применят свои знания при составлении тестов посредством ИКТ, я дала учащимся задание составить ИКТ тест. В этом задании я дифференцировала задания. Ученики А должны были составить вопросы по теории (можно из готовых тестников), В – составить тест задачи практического характера (можно из готовых тестов), С составят задания для теста сами (в основном задачи практического характера). Как и препологалось, ученики выполнили задания по мере своих возможностей. Наблюдая за учениками я поняла, что достигла ожидаемых результатов, когда учащиеся с интересом начали работу с тестами. Также я наблюдала, что эта работа им очень нравилась, так как учащиеся моего класса охотно работали за компьютером. Ученики С быстро забили тесты в тестовую оболочку, затем были готовы увидеть, как работает этот тест. Думаю, они были очень довольны своим результатом, что они могут и сами составить тест. Я это увидела когда наблюдала за ними и когда они дали самооценку проделанной работе. Считаю, что передача этих же тестов по электронной почте для взаимопроверки знаний учащихся дало эффект, так как ученикам предоставлялась проверить и правильность составления тестов и знание учащихся изученной темы. Однако моим 6 ученикам во время урока не удалось отправить тесты по электронной почте, так как они не были зарегистрированы в социальных сетях Интернет. Полагаю, что тут помогла креативность одаренных и талантливых учеников, способность найти выход из сложившейся ситуации. Однако ученики моего класса нашли выход из сложившейся ситуации, передав информацию через флешку, или использовав электронные почты учащихся, у которые зарегистрированы в социальных электронных сетях. Думаю, что часто использовала бы эту стратегию на своих уроках, так как учащимся понравилась такая стратегия работы с тестами и передача для взаимопроверки. Выбор такого метода взаимопроверки позволило моим учащимся увидеть свои ошибки. И я думаю, поняв свои ошибки, учащиеся в следующий раз постараются их не повторять. Для оценивания этого этапа урока учащимися я выбрала стратегию «смайлики». На вопрос «понравилась ли работа с ИКТ тестами?» они ответили улыбающимся смайликом. Отсюда сделала вывод, что ученикам понравилась такая стратегия работы с тестами.
В будущем, для того чтобы добиться ожидаемых результатов обучения, буду много задавать вопросы высокого порядка для развития критического мышления. И перед тем как передавать тесты по электронной почте необходимо будет убедиться в том, что учащиеся зарегистрированы в социальных электронных сетях.
Размышляя над тем, насколько правильно и успешно применила на уроке ключевые идеи Программы, просмотрев еще раз видеозаписи урока, убедилась в необходимости продолжения работы в данном направлении. Считаю, что урок прошел успешно, цели были достигнуты. Для себя поставила задачу научить ребят грамотно формулировать цели урока, объективно оценивать полученные знания и определять, над чем необходимо поработать. Еще буду учиться, и учить задавать вопросы высокого порядка. Хотелось бы отметить, при такой форме работы на уроке в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и стороны учителя, так и своих одноклассников. Причем помогающий сам получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Очень важно на данном этапе, чтобы школьники поняли, что мышление – процесс познания нового. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делают новые открытия, появляются изобретения. Думаю, что успешное преподавание и компетентностный учитель, работающий по-новому, изменит всю систему нашего образования в лучшую сторону.

Приложения



Фото 1. Фото 2

Фото 3

Использованная литература

Руководство для учителя. Третий базовый уровень. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», (2012)
Категория: Математика | Добавил: alinur
Просмотров: 973 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 7:30 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru