Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Математика

Урок по теме "Прогрессии"
[ Скачать с сервера (259.7 Kb) ] 2015-01-07, 6:40 PM
Тема урока: Прогрессии
Цели урока: Уметь применять свойства арифметической и геометрической прогрессий, формулы n- го члена и формулы суммы n- первых членов этих прогрессий при решении задач практического содержания.
Задачи урока:
Образовательные: обобщить, систематизировать и расширить ранее полученные знания и умения учащихся при решении задач по теме: «Арифметическая прогрессия»;проверить полноту и осознанность усвоения знаний учащихся по теме.развитие математической речи
Развивающие:
Развивать коммуникативные навыки, навыки самостоятельной работы, развивать навыки самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать индивидуально, в паре, группе; развивать памяти, внимание, мышление, математическую речь.
Воспитательные:
Актуализировать навыки аккуратности при решении задач; воспитывать ответственность;
развить интерес учащихся к предмету.
Тип урока: обобщения, формирования умений и навыков
Методы и приемы: инсерт, кластер, займи позицию.
Ресурсы: мультимедийная презентация, листы с текстом.
Сценарный план:
I. Вызов.
Орг. момент. Учитель настраивает на продуктивную работу на уроке.
На стадии вызова учащимся предлагается обнаружить закономерность в таблице, заранее написанной на доске

2 4 8 16
0 2 6 14
-2 0 4 12
-4 -2 2 10

(В первой строчке - геометрическая прогрессия,
Во всех столбцах – арифметическая прогрессия)
Как можно сформулировать тему данного урока?
На предыдущих уроках мы познакомились с арифметической и геометрической прогрессиями, с формулами вычисления n-го члена арифметической и геометрической прогрессии. Формулами суммы n- первых членов геометрической и арифметической прогрессии. Но где всё это используется?
Учащиеся высказывают свои предположения. Учитель на доске оформляет ответы учащихся в виде кластера.
Учащиеся формулируют тему урока, записывают в тетрадь.

II. Осмысление
1. Проверка теоретического материала, который повторялся дома.
Работа в парах. ( 5 мин.)

Самопроверка ответов, которые параллельно заносятся в тетрадь, осуществляется учащимися с помощью записи, предъявляемой на экране.
«Установите соответствие»
Установите соответствие между названием формулы и ее аналитической записью.


«Проверь себя!»

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
3 18 2 14 7,9 12 4 15 8 6 10

2. Практикум по решению задач
Зная эти формулы, можно решить много интересных задач литературного, исторического и практического содержания.
Чтение текста с маркировкой по методу insert;
Для более вдумчивого чтения предлагаем ученикам, читая текст, на его полях карандашом расставлять значки:
«v» — уже знал это; «+»— новая информация; «-»— думал иначе; «?»— не понял.
По окончании работы с текстом каждый ученик заполняет следующую таблицу в тетради

Содержание текста (см. Приложение 1)

3. Решение занимательной задачи: "Выгодная сделка".
Используется метод «Займите позицию».
Мистер Браун предложил мистеру Смитту сделку. Она состояла в следующем: мистер Браун будет ежедневно приносить мистеру Смитту по 100 тысяч рублей. Не даром, разумеется, но плата пустяковая:
в 1 день Смитт ему за это заплатит - 1 копейку
во 2-й день за вторую сотню - 2 копейки
в 3-й день за третью сотню - 4 копейки
в 4 -й день:::::::.-::.8 копеек
и т.д., целый месяц, каждый день вдвое больше предыдущего.
Договор не прерывать в течении месяца.
Смитт был счастлив: "А как же сотни тысяч за 1 копейку отдает ?!!".
Как вы считаете, для кого сделка оказалась выгодной? (Каждый из учащихся занимает определенную позицию.)
Решение задачи оформляется в тетради в виде таблицы:
Дни месяца Мистер Смитт
(сотни тыс. руб.) Мистер Браун
( копейки )
1 100.000 1
2 100.000 2
3 100.000 4
4 100.000 8
:. ::::: Геометрич. прогрессия,
q = 2
30 100.000 в30
Доход: 3.000.000 рублей S30=
S30 = 10.737.418,23 рубля.

III. Рефлексия.
Выясняем, какие из утверждений, предложенных на стадии вызова, были верными. Дополнить кластер новыми понятиями.
Предлагается всем написать синквейн по теме урока, дается 3 – 5 минут.
1-я строка-название синквейна – одно слово, обычно существительное, отражающее главную мысль;
2-я строка - два прилагательных, описывающих основную мысль;
3-я строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы;
4-я строка - фраза на тему синквейна;
5-я строка - существительное, связанное с первым, отражающее сущность темы.
Подведение итогов.
Домашнее задание. Тест «Проверь себя» на стр.86.-обязательный уровень.
На выбор: «Задача из арифметики Магницкого» стр.89 («Алгебра9», Алматы «Мектеп») или «Задача – легенда о шахматах» (см.Приложение 2)

Приложение 1
Прогрессии в жизни
Даже в литературе мы встречаемся с математическими понятиями!
Ямб – это стихотворный размер с ударением на четных слогах 2;4;6;…Номера ударных слогов образуют арифметическую прогрессию с первым членом 2 и разностью прогрессии 2.
Прогрессия: 2;4;6;8;…
Например:
«Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил…» из «Евгения Онегина»
« Я помню чудное мгновенье…» или «Унылая пора, очей очарованье…»

Хорей – это стихотворный размер с ударением на нечетных слогах стиха. Номера ударных слогов образуют арифметическую прогрессию с первым членом 1 и разностью прогрессии 2.
Прогрессия: 1;3;5;7;…
Например: «Я пропАл, как звЕрь в загОне» слова Б.Л. Пастернака
«Буря мглою небо кроет…»
Не зная прошлое, нельзя познать и настоящее. Поэтому обратимся к истории.
На связь между прогрессиями первым обратил внимание великий Архимед.
Задачи на прогрессии, дошедшие до нас из древности, были связаны с запросами хозяйственной жизни: распределение продуктов питания, деление наследства и др.
Сведения, связанные с прогрессиями впервые встречаются в дошедших до нас документах Древней Греции. Уже в V веке до н.э. греки знали некоторые прогрессии и их суммы.
Знакомы были с прогрессиями и древние египтяне.
Вот задача из египетского папируса Ахмеса: «Пусть тебе сказано: раздели 10 мер ячменя между 10 человеками, разность же между каждым человеком и его соседом равна 1/8 меры». Египтяне пользовались для работы с прогрессиями формулами, которые они сами получили.
Задача из папируса Райнда звучит так:
«У семи лиц по семи кошек; каждая кошка съедает по семи мышей, каждая мышь съедает по семи колосьев, из каждого колоса может вырасти по семь мер ячменя. Как велики числа этого ряда и их сумма?»
Применение прогрессий в биологии и медицине.
В благоприятных условиях бактерии размножаются так, что на протяжении одной минуты одна из них делится на две. Указать количество бактерий, рожденных одной бактерией за 7 минут.
Решение задачи о бактериях дает результат равный 127.
Решение задачи объясняет возникновение эпидемий.

Приложение 2
«Задача – легенда о шахматах»
Шахматная игра была придумана в Индии, и когда индусский царь Шерам познакомился с нею, он был восхищен её остроумием и разнообразием возможных в ней положений. Узнав, что она изобретена одним из его подданных, царь приказал его позвать, чтобы лично наградить за удачную выдумку. Изобретатель, его звали Сета, явился к трону повелителя. Это был скромно одетый ученый, получавший средства к жизни от своих учеников.
-Я желаю достойно вознаградить тебя, Сета, за прекрасную игру, которую ты придумал, - сказал царь.
Мудрец поклонился.
-Я достаточно богат, чтобы исполнить самое смелое твое пожелание, - продолжал царь. - Назови награду, которая тебя удовлетворит, и ты получишь ее.
Сета молчал.
-Не робей, - ободрил его царь. – Выскажи свое пожелание. Я не пожалею ничего, чтобы исполнить его.
-Велика доброта твоя, повелитель. Но дай срок обдумать ответ. Завтра я сообщу тебе мою просьбу.
Когда на другой день Сета снова явился к ступеням трона, он удивил царя беспримерной скромностью своей просьбы.
-Повелитель, - сказал Сета, - прикажи выдать мне за первую клетку шахматной доски одно пшеничное зерно.
-Простое пшеничное зерно? – изумился царь.
-Да, повелитель. За вторую клетку прикажи выдать 2 зерна, за третью - 4, за четвертую - 8, за пятую - 16, за шестую -32…
-Довольно, - с раздражением прервал его царь. – Ты получишь свои зерна за все 64 клетки доски, согласно твоему желанию: за каждую вдвое больше против предыдущей. Но знай, что просьба твоя недостойна моей щедрости. Прося такую ничтожную награду, ты непочтительно пренебрегаешь моей милостью. Ступай. Слуги мои вынесут тебе твой мешок с пшеницей.
Сета хитро улыбнулся, покинул дворец и стал дожидаться у ворот.
Стоит ли насмехаться царю? Ответ на этот вопрос вы узнаете, решив задачу о количестве зерна, которое запросил Сета.
Категория: Математика | Добавил: Ленок4132
Просмотров: 1004 | Загрузок: 47 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 9:23 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru